Школа против травли

Системная работа по профилактике травли началась в 2022-2023 учебном году, когда специалисты института социальных инноваций «Продвижение» предложили нашей школе участвовать в проекте «ПРОкаждого», мы сразу же согласились принимать участие, потому что понимали, что эта проблема в нашей школе есть. В 2020-21 уч году было зафиксировано 4 случая буллинга, в 2021-2022 ситуация не изменилась. Стало понятно, что одними разговорами с агрессорами и жертвами не обойтись. Для эффективной профилактики травли необходимо было внедрять системный подход.

уч.год

конфликты

между детьми

конфликты между

педагогами и детьми

буллинг

между детьми

буллинг между

детьми и педагогами

обращения в конфликтн.

комиссию

2021-2022

26

3

4

0

1

2022-2023

39

5

4

0

2

2023-2024

6

0

0

0

0

1 ЭТАП. Весной и осенью 2022 года вместе с волонтерами из числа учащихся 8-х классов мы проходили обучение на тренингах, форумах, семинарах.

2 ЭТАП. Принятие учителями, учащимися и родителями четких, справедливых и единых для всех правил поведения, которые прописаны в Антибуллинговой хартии.

Важно разъяснить учащимся, что за дисциплинарные проступки, которые рассматриваются хартией как травля, к ним могут применяться меры дисциплинарного воздействия, эти меры определены ФЗ об образовании №273 от 29.12.2012 и локальными актами школы, в которых предусмотрено замечание, выговор и отчисление из школы.

Травля — это сложное социальное явление, а, следовательно, должна вестись системная работа, которая включает в себя работу, педагогами, родителями и учащимися.

3 ЭТАП. Системная работа с педагогами, учащимися и родителями

Работа с педагогами заключается в:

1. Принятии антибуллинговой хартии.

2. Выступления на пед.советах и семинарах для учителей по вопросам распознавания травли, её последствий и методах профилактики.

3. Организация круглого стола с учителями для обсуждения конфликтных ситуаций, обмена опытом и поиска эффективных решений.

4. Консультирование педагогов по методам создания позитивной и поддерживающей атмосферы в классе.

Для родителей в первый год принятия хартии я записывала видеоролик для того, чтобы объяснить, что это такое и зачем нам это надо принять и классные руководители размещали его в родительских чатах

2 выступала также на родительских собраниях

3 провожу индивидуальное консультирование родителей, в случаях если в классах случаются конфликтные ситуации.

Учащиеся — это основные участники образовательного процесса, и их благополучие должно быть в центре внимания всех мероприятий по профилактике травли.

Работу в целях профилактики начинаю с 3-4 классов, проводя киноуроки нравственности, которые охватывают множество важных тем, помогающих детям развивать моральные ценности и социальные навыки: доброта и сострадание, дружба и поддержка, честность и справедливость, выбор и ответственность за свои действия, семейные ценности, преодоление трудностей, эмпатия и понимание.

Во всех 5-х классах провожу цикл кл.часов и киноуроков по профилактике травли. Также эти занятия направлены на развитие навыков общения, эмпатии и разрешения конфликтов, что поможет создать более дружелюбную и безопасную атмосферу в классе.

В каждом 5 классе после подписания Антибуллинговой хартии выбираем Министра примирения, в обязанности которого входит помощь в разрешении конфликтных ситуаций между одноклассниками. Министр примирения должен быть готов выслушать и помочь, для этого провожу с ними тренинговые занятия «Министры примирения против буллинга», на которых обучаю способам решения конфликтов. Министры примирения носят специальные значки.

В 6-9 классах провожу кл.часы по профилактике травли, тренинговые занятия на тему: «Умей сказать: «Нет» и отстоять свое мнение», «Быть или казаться» и т.д.

Во всех классах проводятся киноуроки.

Кинопедагогика – это мой любимый воспитательный инструмент, который позволяет в интересной форме говорить с детьми о серьезных проблемах. Во время киноуроков учащиеся могут увидеть, как травля влияет на людей, и обсудить, как можно предотвратить подобные ситуации. Они учатся распознавать признаки травли, а также узнают, как правильно реагировать, если становятся свидетелями или жертвами агрессии. Наша школа ежегодно принимает активное участие в кинофестивале «Взрослеем вместе», в качестве официальной площадки, а когда фестиваль заканчивается, работа с киноволонтерами продолжается с использованием контента с сайта «Киноуроки в школах России» и детского онлайн-кинотеатра «Ноль плюс».

Я в качестве педагога дополнительного образования веду в школе занятия по программе доп.образования «Про кино», на занятиях мы с ребятами смотрим фильмы, обсуждаем, выбираем самое интересное кино для того, чтобы они потом в качестве киноволонтеров могли выйти в классы и провести киноуроки.

Еще одним важным инструментом воспитания считаю игру. Специально для пятиклассников я разработала настольную игру «Школа-территория без травли», которую успешно использую в своей практике на протяжении 3-х лет. Использование игры в рамках профилактики буллинга не только делает процесс обучения более увлекательным, но и помогает создать атмосферу доверия и открытости, где дети могут свободно выражать свои мысли, высказывать свое мнение, учиться его аргументировать и отстаивать.

Диагностика — это ключевой элемент профилактических мероприятий, позволяющий выявлять и устранять проблемы до их обострения. Ежегодно в 5-11 кл. провожу диагностику сплоченности, диагностика тревожности, психологического климата, для 5-6 кл. опросник «Чувства в школе и дома», с целью исследования наличия или отсутствия травли в школе, провожу анонимный опрос среди учащихся, ежегодно учащиеся 7-11 классов проходят социально-психологическое тестирование, которое помогает выявить проблемы в разных сферах жизни ребенка: это и детско-родительские отношения, отношения с одноклассниками, степень психологической устойчивости в трудных жизненных ситуациях, факторы риска и ресурсы защиты личности.

Школьное радио. Выступаю на радио по теме травли 2-3 раза за учебный год.

Значок и эмблема. Совместно с учащимися-волонтерами разработаны значок и эмблема, которая вручается классным коллективам, если в них нет агрессии и травли. Это делается с целью поощрения и признания их усилий в создании безопасной и поддерживающей атмосферы в школе. Это не только укрепляет командный дух, но и мотивирует другие классы следовать этому примеру (эмблема размещается в классном уголке или на двери кабинета).

Стенд «Создаем безопасную школу вместе», главная тема: «Антибуллинговая хартия» и мой авторский интерактивный буклет, который поможет ребятам научиться отличать конфликт от буллинга и подскажет какие действия предпринять в том или другом случае.

Антибуллинговые листовки размещаю на школьных стендах, сайте школы, чтобы напомнить

всем о том, что травля - это не норма и с ней можно и нужно бороться.

Профилактика буллинга включает в себя не только работу с учащимися, но и информирование учителей и родителей. Это создает единую стратегию по борьбе с буллингом и поддерживает всех участников образовательного процесса.

Обратная связь. В случае, если по каким-то причинам учащиеся не могут подойти и рассказать о своей проблеме классному руководителю или психологу, они имеют возможность оставить анонимно сообщение психологу через гугл-форму, используя кюар-код, который могут найти на стенде в школе.