Синестезия. Цветомузыка

Представьте себе, что вы можете услышать и почувствовать на вкус цвета или же увидеть, как музыка кружится перед вашими глазами. В действительности это неврологическое заболевание под названием синестезия, при котором активируется одновременно более одного чувства. Его переносит оценочно 1 человек из 200, в основном, это женщины.

Синестезия – явление при котором раздражение одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями вызывает и ощущения, соответствующие другому органу чувств. Как пример -  цветной слух, цветное обоняние, шелест запахов.

Цветной слух — способность человека испытывать ассоциацию слышимого звука с каким-либо цветом.

Слуховая синестезия — способность «слышать» звуки при наблюдении за движущимися предметами или за вспышками, даже если они не сопровождаются реальными звуковыми явлениями.

Вкусовая синестезия — появление вкусовых ассоциаций от каких-либо слов, образов. Такие синестеты могут, например, слушать любимую песню и каждый раз вспоминать вкус шоколада.

Чаще всего встречаются синестеты с цветовыми или фактурными ассоциациями на буквы, цифры и слова (например, каждая буква или цифра прочно ассоциируется с каким-либо конкретным цветом).

В чем значение синестезии? Значение синестезии для самого синестета варьируются от равнодушия до преклонения перед нею. Синестезия может быть основным свойством восприятия, вокруг которого разворачивается внутренний мир синестета, его творчество и отношение с другими людьми. Иногда происходит и обратное: синестезия может избегаться, скрываться и служить причиной комплексов, чувства неполноценности или сомнения в своей «адекватности».

Феномен синестезии важен и для культуры и искусства. Синестезия как способ творчества, как мировоззрение очень распространена в произведениях романтизма и символизма. Другое важное значение синестезии в культуре – феномен непроизвольной синестезии – мистическое откровение. Исследование синестезии могут рассказать об особенностях памяти, внимания или восприятия человека, способствовать пониманию символизации, абстрактного мышления, связь мышления и ощущений, их взаимодействия.

Является ли синестезия творчеством? Если синестет просто излагает свои ощущения на холсте или в музыке без переосмысления или напряженности – ценности нет. Такой подход полезен для обогащения средств искусства или дизайна в консервативные периоды. Примером обращения синестезии непроизвольной в синестезию творческую было творчество колоколиста Константина Сараджева: он воспринимал более полутора тысяч оттенков цветов в одной октаве и использовал это обостренное ощущение для исследования колокольного звона и создания колокольных симфоний.

Как можно использовать синестезию? Тысячью разных способов. Синестезия способствует восприятию сложных и системных понятий: мы легче запоминаем линии метро по их цвету, чем по названию и месту на схеме, более легкое запоминание номеров телефонов и имен людей (у графемно-цветовых синестетов), мелодий и тональностей (у людей с цветным музыкальным слухом), дат событий (при синестезии с окрашенными или локализованными последовательностями). Люди, воспринимающие в цвете написанные слова, гораздо легче обнаруживают в них неточности орфографии – по неправильной окраске, выдающей ошибку.

Многих синестетов привлекает творчество, так или иначе связанное с их формой проявления синестезии: музыкой, живописью и даже кулинарным искусством. Пристальное внимание к цвету, образность мышления, острое восприятие музыки (иногда сочетающееся с абсолютным слухом), память на форму и фактурность часто приводят синестетов к занятию фотографией, живописью, дизайном, музыкой.

Например, какого цвета вентиль холодной воды? Вы наверняка ответите: «Синий». Ведь это знание сформировано опытом: холодный кран чаще всего обозначают синим цветом. Но на самом-то деле цвет крана и температура не равны и никак не зависят друг от друга.

У синестета тоже есть ощущения, что те или иные предметы, символы, звуки обладают какими-то качествами, которые в ощущении и в опыте других людей с ними не связаны. Но в отличие от вашего «синего крана», синестет не может точно вспомнить, что сформировало связи его ощущений.

I.2. Кто был известным синестетом?

Интерес к возможности установления цвето-музыкальных параллелей уходит своими корнями еще к попытке Ньютона найти соответствие между семью цветами спектра и семью звуками гаммы, основываясь на физической (волновой) природе цвета и звука. Он установил закономерность в возрастании частот световых колебаний цветов спектра (от красного к фиолетовому) с возрастанием частот звуковых колебаний в диатонической мажорной гамме (при движении вверх). Это натолкнуло Ньютона на мысль о возможности достижения зрительного эквивалента звука.

Изучением явления «цветного слуха» занимались известные композиторы: Г. Берлиоз, Ф. Лист, Р. Вагнер, Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, А. Асафьев. Австрийский композитор XX в. А. Шёнберг сопоставлял краски с музыкальными тембрами инструментов симфонического оркестра. Каждый из этих выдающихся мастеров видел свои цвета в звуках музыки. Все музыканты обладали абсолютным слухом.

Непроизвольной синестезией, вероятнее всего, обладали физик Ричард Фейнман и философ Людвиг Витгенштейн, писатель Владимир Набоков, композиторы Ференц Лист, Дьёрдь Лигети, Оливье Мессиан, Ян Сибелиус, теоретик и музыкант Константин Сараджев, джазист Дюк Элингтон. Явно обладают ею и некоторые исполнители современной поп-сцены (Билли Джоэл, Тори Амос, Lаdy Gaga).