Исследование о разработке и усовершенствовании системы безопасности Российской Федерации продолжает оставаться актуальным, поскольку внешние и внутренние условия постоянно изменяются, а государство активно претерпевает институциональные преобразования. В контексте безопасности, важно постоянно переосмысливать категорию "безопасность" и разрабатывать предупредительные меры, способные смягчить негативное влияние внешних и внутренних угроз. То же самое относится и к идее системы безопасности.
Обеспечение безопасности личности, общества и государства, как субъектов безопасности, достигается путем реализации единой государственной политики и принятия комплекса мер, включая политические, организационные и другие действия, которые соответствуют угрозам жизненно важным интересам субъектов.
Согласно российскому законодательству, система безопасности Российской Федерации формируется органами законодательной, исполнительной и судебной власти, государственными, общественными и другими организациями и объединениями, а также гражданами, которые участвуют в обеспечении безопасности и соблюдении закона. Законодательство также регулирует отношения в сфере безопасности.
Безопасность имеет широкий спектр применения и влияет на практически все сферы жизни. Поэтому федеральный закон "О безопасности" от 5 марта 1992 года устанавливает системный подход к безопасности. В соответствии с этим законом, субъектами обеспечения безопасности являются:
- органы власти (законодательные, исполнительные, судебные);
- государственные и негосударственные объединения и организации;
- граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности;
- законодательство, регулирующее эту сферу.
Все они совместно формируют систему обеспечения безопасности Российской Федерации, и каждый элемент этой системы имеет свои определенные полномочия.
В период советской эпохи была установлена тенденция разделения ответственности за обеспечение различных видов безопасности между разными ведомствами. Распределение функций обеспечения безопасности среди множества структур, совместно с отсутствием необходимого количества мер и концепции обеспечения безопасности, привело к увеличению угроз и снижению уровня защищенности в целом. В настоящее время важно объединить все имеющиеся силы и средства обеспечения безопасности в единую систему, устранить пробелы и дублирование функций различных структур обеспечения безопасности, а также согласовать нормативные правовые акты, регулирующие эту область отношений.
В системе безопасности имеется важное место для сил и средств обеспечения безопасности, которые создаются и развиваются согласно решениям высших органов законодательной власти РФ, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и долгосрочным федеральным программам обеспечения безопасности.
На государственном уровне в Российской Федерации существует система обеспечения безопасности, которая включает различные структуры и органы в соответствии с законодательством:
- Вооруженные Силы РФ;
- Федеральные органы государственной безопасности;
- Органы внутренних дел и внутренние войска;
- Службы обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также их высших должностных лиц;
- Службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и формирования гражданской обороны;
- Пограничная служба ФСБ России;
- Органы, ответственные за безопасность в промышленности, энергетике, транспорте и сельском хозяйстве;
- Службы обеспечения безопасности связи и информации;
- Таможенные органы Федеральной таможенной службы;
- Службы внешней разведки РФ;
- Инспекции Федеральной налоговой службы РФ;
- Органы, отвечающие за охрану окружающей среды;
- Органы в сфере охраны здоровья граждан и другие.
Общественные организации и коммерческие структуры в соответствии с законодательством имеют право на создание собственных служб обеспечения безопасности.
Выбор конкретных средств обеспечения безопасности зависит от характера и масштабов угроз или опасностей, а также от обстоятельств каждой ситуации.
Совет Безопасности Российской Федерации играет важную роль в разработке государственной стратегии и координации деятельности всех органов обеспечения безопасности. Он является конституционным органом, ответственным за подготовку решений Президента РФ в области безопасности. Совет Безопасности рассматривает вопросы внутренней и внешней политики в области безопасности, стратегические проблемы различных видов безопасности, вопросы охраны здоровья населения, предотвращение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, обеспечение стабильности и правопорядка.
Целью Совета Безопасности является реальное обеспечение безопасности в Российской Федерации путем объединения исполнительной и законодательной власти, координации деятельности всех органов и структур, и разработки и проведения единой государственной политики в области безопасности.
Орган, состоящий из первых лиц государства и отвечающий за защиту его жизненно важных интересов в различных сферах, объединяет и уточняет решения Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности. Согласно Положению о Совете Безопасности РФ, утвержденному Указом Президента от 6 мая 2011 года № 590, главные задачи этого органа включают:
- Определение жизненно важных интересов личности, общества и государства, выявление внутренних и внешних угроз безопасности.
- Разработка стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации и подготовка федеральных программ ее реализации.
- Предоставление рекомендаций Президенту РФ по вопросам внутренней и внешней политики страны в области обеспечения безопасности личности, общества и государства.
- Принятие оперативных решений для предотвращения чрезвычайных ситуаций и организации их ликвидации, которые могут иметь серьезные социально-политические, экономические, военные, экологические и другие последствия.
- Подготовка предложений о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения.
- Координация деятельности органов исполнительной власти при реализации решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности.
- Развитие системы обеспечения безопасности через реформирование существующих или создание новых органов, отвечающих за безопасность личности, общества и государства.
В 2008 году особое значение приобрело обеспечение экономической безопасности, признанное важным условием общей безопасности Российской Федерации. Система обеспечения безопасности является сложной и многокомпонентной, требующей официального статуса и актуализации нормативных актов, а также введения структуры, ответственной за государственную политику в области экономической безопасности. При решении проблем национальной безопасности следует учитывать две аспекты: создание специальной системы и управление этой системой. Необходимо использовать принципы общей теории систем, чтобы определить структуру и методологические аспекты национальной безопасности. Также требуется применение теории принятия решений для эффективного управления системой национальной безопасности, включая участников процесса, организационные системы и процесс принятия решений.
Четкое понимание роли компонентов системы обеспечения безопасности и актуализация нормативных актов помогут повысить эффективность системы, преодолеть угрозы и справиться с негативными тенденциями в экономике страны.