Контроль усвоения материала представляет собой существенный аспект учебного процесса. Оценка результатов обучения студентов отражает степень их освоения знаний, умений и навыков. Эта оценка обычно выражается численной или балльной меткой.
До сих пор, как в образовательной практике, так и в учебной литературе, термины "оценка" и "отметка" иногда использовались как синонимы. Часто при упоминании "отметки" имели в виду "оценку" (оценки, система оценивания и так далее). Важно отметить, что хотя эти термины близки, они не идентичны.
Отметка - это условное числовое выражение, которое отражает качество усвоения знаний, умений и навыков учащимися. Оценка успеваемости может быть выражена не только через отметку, но и другими методами.
В начальной школе, в первом классе, используется безотметочная система оценивания. Дети в возрасте 7-8 лет не всегда понимают значение отметки из-за своих возрастных особенностей. Они могут воспринимать отметку за выполненную работу как оценку своей личности, что влияет на социальные отношения в семье и школе. Безотметочная система оценивания в начальной школе способствует более успешной адаптации детей к учебе, не вызывая психологической травмы. Она также способствует индивидуализации образовательного процесса, повышению мотивации и самостоятельности учащихся.
Оценка в условиях безотметочного обучения должна соответствовать следующим принципам:
- Оценка начинается с первого дня обучения.
- Она оценивает успехи ученика.
- Оценка проводится последовательно, начиная с оценки организации деятельности и заканчивая оценкой ее содержания.
- Оценка опирается на четкие и понятные критерии для детей.
- Оценка включает не только предметные знания, но и учебную деятельность, общие навыки и активность ученика, а также его усердие и старания.
- Оценка проводится в системе.
Существует множество эффективных методов оценки, которые учитывают эти принципы. Оценка должна включать в себя положительные комментарии, поощряя достижения и указывая на пути для дальнейшего развития. Также важно сравнивать текущие результаты ученика с его предыдущими показателями, чтобы подтвердить прогресс. Все недостатки должны рассматриваться с точки зрения того, как можно улучшиться в будущем.
- Способы поощрения:
- Невербальные методы (аплодисменты, улыбки, доброжелательные взгляды и т.д.).
- Устные похвалы ("Отлично!", "Молодец!", "Отличный вопрос!", "Замечательный ответ!", "Ты сегодня работал лучше всех!", "Мне было приятно читать твою работу" и так далее).
- Материальное поощрение (например, наградные значки, смайлики, награды "Лучший математик" или "Спасибо за работу" и прочее).
- Деятельностное поощрение ("Сегодня ты будешь учить других", "Ты можешь использовать волшебную ручку для выполнения задания", выставки лучших тетрадей и т.д.).
Самооценка студента предшествует оценке от учителя. Особенно осторожно следует относиться к тем ученикам, у которых низкая самооценка. В таких случаях не следует критиковать их работу (по крайней мере, в начале учебного процесса, а то и несколько месяцев), а вместо этого следует подчеркивать только положительные результаты и внушать уверенность. Ученики с завышенной самооценкой могут требовать дополнительного обсуждения критериев оценки и дополнительного обучения. Поэтому перед выполнением задания полезно ознакомить учеников с критериями оценки и процессом проверки.
- Вот некоторые методы самооценки учащихся, представленные на слайдах:
-
Знаковая символика при самооценке: "!" - выполнено отлично, "+" - хорошо, "?" - есть затруднения, "-" - не справился.
-
Оценочная лесенка: "Работа получилась!", "Получилась часть работы.", "Работа не получилась..."
-
"Солнышко": Ученики могут закрашивать одно из трех "лиц" (улыбающееся, нейтральное или грустное), которое соответствует выполненной работе после сравнения с образцом.
-
"Радуга": Ученики имеют полоски или жетоны разных цветов (маркеры или фломастеры) с соответствующими обозначениями: К - отлично, О - хорошо, Ж - есть ошибки, З - выполнено частично, Г - выполнено меньше половины, С - выполнено немного, Ф - не справился.
-
"Подъем в гору": Для отслеживания динамики развития навыков чтения используется график, где по одной оси отложена дата проверки, а по другой - количество прочитанных слов за минуту.
-
Лист самооценки: Ученик оценивает свою работу после каждого задания, ставя "+" при отсутствии ошибок и "-" при их наличии.
- Взаимоконтроль на уроке помимо разнообразия активизирует внимание и ответственное отношение к задачам, также формируя навык самоконтроля. Ученикам иногда легче оценить ответ одноклассника, чем свой собственный.
Самый распространенный метод - работа в парах, который может быть использован на любом этапе урока. Ученики могут проверять работы своих одноклассников, сравнивая их с образцом, а также проверять знание правил и т.д. Отметим, что использование сигнальных карточек на уроке может способствовать поддержанию активности и внимательности учеников. Они могут выразить свое мнение, слушая ответы одноклассников.
В заключение, стоит отметить, что безотметочная система оценивания помогает ученикам развивать критическое мышление и самоуверенность. Этот подход стимулирует их самостоятельную активность, снимает стресс и создает условия для сохранения физического и психологического здоровья как для учеников, так и для учителей.