Система оценки достижения планируемых результатов при реализации ФГОС начального общего образования при безотметочном обучении

Контроль усвоения материала представляет собой существенный аспект учебного процесса. Оценка результатов обучения студентов отражает степень их освоения знаний, умений и навыков. Эта оценка обычно выражается численной или балльной меткой.

До сих пор, как в образовательной практике, так и в учебной литературе, термины "оценка" и "отметка" иногда использовались как синонимы. Часто при упоминании "отметки" имели в виду "оценку" (оценки, система оценивания и так далее). Важно отметить, что хотя эти термины близки, они не идентичны.

Отметка - это условное числовое выражение, которое отражает качество усвоения знаний, умений и навыков учащимися. Оценка успеваемости может быть выражена не только через отметку, но и другими методами.

В начальной школе, в первом классе, используется безотметочная система оценивания. Дети в возрасте 7-8 лет не всегда понимают значение отметки из-за своих возрастных особенностей. Они могут воспринимать отметку за выполненную работу как оценку своей личности, что влияет на социальные отношения в семье и школе. Безотметочная система оценивания в начальной школе способствует более успешной адаптации детей к учебе, не вызывая психологической травмы. Она также способствует индивидуализации образовательного процесса, повышению мотивации и самостоятельности учащихся.

Оценка в условиях безотметочного обучения должна соответствовать следующим принципам:

  1. Оценка начинается с первого дня обучения.
  2. Она оценивает успехи ученика.
  3. Оценка проводится последовательно, начиная с оценки организации деятельности и заканчивая оценкой ее содержания.
  4. Оценка опирается на четкие и понятные критерии для детей.
  5. Оценка включает не только предметные знания, но и учебную деятельность, общие навыки и активность ученика, а также его усердие и старания.
  6. Оценка проводится в системе.

Существует множество эффективных методов оценки, которые учитывают эти принципы. Оценка должна включать в себя положительные комментарии, поощряя достижения и указывая на пути для дальнейшего развития. Также важно сравнивать текущие результаты ученика с его предыдущими показателями, чтобы подтвердить прогресс. Все недостатки должны рассматриваться с точки зрения того, как можно улучшиться в будущем.

  1. Способы поощрения:
  • Невербальные методы (аплодисменты, улыбки, доброжелательные взгляды и т.д.).
  • Устные похвалы ("Отлично!", "Молодец!", "Отличный вопрос!", "Замечательный ответ!", "Ты сегодня работал лучше всех!", "Мне было приятно читать твою работу" и так далее).
  • Материальное поощрение (например, наградные значки, смайлики, награды "Лучший математик" или "Спасибо за работу" и прочее).
  • Деятельностное поощрение ("Сегодня ты будешь учить других", "Ты можешь использовать волшебную ручку для выполнения задания", выставки лучших тетрадей и т.д.).

Самооценка студента предшествует оценке от учителя. Особенно осторожно следует относиться к тем ученикам, у которых низкая самооценка. В таких случаях не следует критиковать их работу (по крайней мере, в начале учебного процесса, а то и несколько месяцев), а вместо этого следует подчеркивать только положительные результаты и внушать уверенность. Ученики с завышенной самооценкой могут требовать дополнительного обсуждения критериев оценки и дополнительного обучения. Поэтому перед выполнением задания полезно ознакомить учеников с критериями оценки и процессом проверки.

  1. Вот некоторые методы самооценки учащихся, представленные на слайдах:
  • Знаковая символика при самооценке: "!" - выполнено отлично, "+" - хорошо, "?" - есть затруднения, "-" - не справился.

  • Оценочная лесенка: "Работа получилась!", "Получилась часть работы.", "Работа не получилась..."

  • "Солнышко": Ученики могут закрашивать одно из трех "лиц" (улыбающееся, нейтральное или грустное), которое соответствует выполненной работе после сравнения с образцом.

  • "Радуга": Ученики имеют полоски или жетоны разных цветов (маркеры или фломастеры) с соответствующими обозначениями: К - отлично, О - хорошо, Ж - есть ошибки, З - выполнено частично, Г - выполнено меньше половины, С - выполнено немного, Ф - не справился.

  • "Подъем в гору": Для отслеживания динамики развития навыков чтения используется график, где по одной оси отложена дата проверки, а по другой - количество прочитанных слов за минуту.

  • Лист самооценки: Ученик оценивает свою работу после каждого задания, ставя "+" при отсутствии ошибок и "-" при их наличии.

  1. Взаимоконтроль на уроке помимо разнообразия активизирует внимание и ответственное отношение к задачам, также формируя навык самоконтроля. Ученикам иногда легче оценить ответ одноклассника, чем свой собственный.

Самый распространенный метод - работа в парах, который может быть использован на любом этапе урока. Ученики могут проверять работы своих одноклассников, сравнивая их с образцом, а также проверять знание правил и т.д. Отметим, что использование сигнальных карточек на уроке может способствовать поддержанию активности и внимательности учеников. Они могут выразить свое мнение, слушая ответы одноклассников.

В заключение, стоит отметить, что безотметочная система оценивания помогает ученикам развивать критическое мышление и самоуверенность. Этот подход стимулирует их самостоятельную активность, снимает стресс и создает условия для сохранения физического и психологического здоровья как для учеников, так и для учителей.

Оформите свидетельство
о публикации в СМИ

оформить
Tests