Система психологической поддержки в процессе адаптации первоклассников к школе

На современном этапе развития общества требования, которые предъявляются к развитию личности, становятся все более высокими. В этом контексте работа школьного педагога-психолога, к деятельности которого относится содействие развитию личности учащихся и сохранение их психологического здоровья, приобретает особое значение. Непосредственным условием достижения этой задачи является обеспечение адаптации детей к новым условиям образовательной среды. На современном этапе психологии исследованиями проблемы адаптации школьников занимаются О.А. Сизова, Г.А. Цукерман, JI.A.Ясюкова и др. Проблема адаптации первоклассников к школе широко рассматривается в исследованиях Ш.А. Амонашвили, С.А Беличева, М.М. Безруких, Л.С. Выготского, Н.Г. Лускановой, И.А. Коробейникова, Р.В. Овчаровой и др.

Проблема психологической поддержки ребенка является в настоящее время одной из наиболее актуальных научных проблем. Её востребованность психологической и педагогической практикой обусловлена самой ситуацией развития личности на современном этапе, а также гуманизацией образовательного и воспитательного процессов в образовательных учреждениях. Значимость и актуальность данной проблемы определяется, прежде всего, ростом числа психосоматических заболеваний среди первоклассников, их дезадаптивным поведением, являющимся одним из проявлений дидактогенных неврозов [2, 3]. На основании проведенного теоретического исследования и обобщения опыта психолого-педагогической работы в начальной школе, мы предлагаем систему психолого-педагогической поддержки процесса адаптации первоклассников.

Психологическая поддержка процесса адаптации первоклассников − это система способов воздействия, позволяющая снимать эмоциональную напряженность, вызванную особенностями межличностного общения и взаимодействия первоклассников с учителями, родителями, сверстниками, и создавать условия для благополучия детей, гармоничного развития их личности в образовательно-воспитательном процессе и вне его [2].

Реализация системы психолого-педагогической поддержки бывшего дошкольника в процессе адаптации к условиям школьного образования предполагается на основе основных направлений психологической поддержки: психопрофилактического, диагностического, коррекционно-развивающего, контрольно-диагностического. Основными субъектами программы являются:

педагог-психолог как руководитель, организатор, координатор деятельности различных субъектов, оказывающих психологи

ческую поддержку первокласснику

;

учителя как трансляторы, организаторы и

реализаторы

психологической поддержки первокласснику;

родители, непосредственно оказывающие психологич

ескую поддержку ребенку в семье.

Представляется целесообразным рассмотреть деятельность педагога-психолога и соответственно деятельность каждого из указанных субъектов, оказывающих психологическую поддержку первокласснику, более подробно.

Психопрофилактическое направление. Недостаточный уровень психологической компетентности учителей и психологической культуры родителей в вопросах оказания психологической поддержки учащихся и вместе с тем трудности адаптационного периода первоклассников обусловливают необходимость проведения психопрофилактической работы педагога-психолога, организации превентивных мероприятий с взрослыми и детьми, что позволит предупредить возможную дезадаптацию детей и сохранить их психологическое и психическое здоровье.

Формы психопрофилактической работы педагога-психолога с каждым из субъектов, оказывающих психологическую поддержку первокласснику, различны:

работа с учителями

включает

проведение семинаров-практикумов на методических объедине

ниях учителей начальных классов

; стендовая информация; групповые консультации − инструктаж педагогом-психологом по грамотному использованию диагностического инструментария и психопрофилактического материала; индивидуальное консультирование по запросу учителей; проведение психологом групповых и индивидуальных консультаций для педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системы

требований к классу со стороны

различных п

едагогов, работающих с классом

;

ра

бота с родителями предполагает организацию

школьного родительского университета «Шко

ла любящих родителей»; стендовую информацию

; групповые консультации родителей на родительских собраниях по запросу учителей начальных классов

;

индивидуальное консультирование

по запросу родителей.

Диагностическое направление. Диагностика в течение первого года проводится два раза – на этапе поступления (зачисления) ребёнка в школу и в середине первого класса. Для оценки различных параметров адаптации первоклассника в рамках реализации системы психологической поддержки применяется диагностический комплекс методик, он предоставляет возможность оценить как отдельные компоненты школьной адаптации первоклассников (уровень учебной мотивации и самооценки в школе), так и общие проявления адаптации ребенка к новым образовательным условиям (психологический комфорт в школе, чувства, испытываемые ребенком к образовательному процессу в целом и отдельным предметам в отдельности). Также применяется экспертная оценка учителя (методика изучения социально-психологической адаптации к школе Э. М. Александровской) и родителей (анкета «Адаптация ребенка к школе» М.Р.Битянова ).

Данные методики позволяют комплексно исследовать особенности проявления адаптации первоклассников, так как направлены на изучение различных сторон данного феномена и предназначены именно для данной возрастной категории. Это, в свою очередь, способствует получению более объективных результатов. В рамках реализации системы поддержки первоклассника предполагается диагностика учителей и родителей и составление по результатам диагностики рекомендаций.

Коррекционно-развивающее направление ориентировано на оказание помощи детям, испытывающим трудности в школьной адаптации. Групповая работа строится как продуманная система занятий с фиксированной мини-группой школьников (не более 10-ти человек). Отбор детей для занятий по коррекционно-развивающей программе проводится на основе психодиагностического исследования, которое позволит выявить группу первоклассников, испытывающих трудности в адаптации к школе, обусловленные проблемами в эмоциональной и коммуникативной сферах. Основными критериями разделения первоклассников на группы по уровню адаптации к образовательной среде в предложенной нами системе выступают следующие:

эмоциональное отношение испытуемых к школе;

уровень самооценки;

уровень школьной мотивации первоклассников;

соответствующие данные экспертных оценок учителей и родителей.

Основанием для зачисления детей в группы коррекции являются результаты психодиагностического исследования, добровольное желание родителей первоклассника сотрудничать с педагогом-психологом, а также желание первоклассника участвовать в коррекционно-развивающих занятиях. 

Цели коррекционно-развивающей программы :

1) оказание психолого-педагогической поддержки и создание социально-психологических условий в период адаптации первоклассников к условиям обучения в начальной школе;

2) проведение психодиагностики по завершению коррекционно-развивающих занятий с детьми для выявления степени эффективности проводимых педагогом-психологом мероприятий.

Таким образом, психологическая поддержка востребована младшими школьниками в большей мере, чем в других возрастных группах, в связи с тем, что переходный период от дошкольного детства к школьному является наиболее сложным и уязвимым. Практическая значимость нашей работы обусловливается возможностями включения полученных результатов в образовательный процесс учителями и психологами образовательных учреждений, а также в разработку программ, направленных на формирование психологической готовности учащихся к адаптации к начальной ступени образования.

Список использованных источников

Бобылева, Н.И. Социальная

дезадаптация

и девиация: нарушения поведения детей и мо

лодежи:

у

чебно

-практическое пособие /

Н.И.Бобылева

,

Е.В.Рыбак

,

Н.В.Цихончик

; ПГУ имени

М.В.Ломоносова

/

Отв.ред

.

Н.В.Цихончик

.–

Архангельск, ООО «Типография Пресс-

Принт

», 2011. – 194 с.:

табл

.,

диагр

. – ISBN 978-5-9901274-8-7

.

Текст: непосредственный.

Крайникова

,

Т.А.

Блочно

-модульная программа оказания психологической поддержки эмоционального развития первоклассников на этапе адаптации к школьному обучению/

Т.А.Крайникова

//

Социально-экономические явления и процессы

. −2014

.

№3. –С.45-48.

ISBN 978-5-86775-889-9

.

Текст: непосредственный.

Овчарова

,

Р.В. Практическая психология в начальной школе

:

учеб.пособие

/

/

Р.В.Овчарова

.−

М

осква

: ТЦ «Сфера», 2001. –

431 с.

ISBN

 5-89144-007-5

.

Текст :

непосредственный.