Система работы по формированию у младших школьников техники чтения на английском языке

Надежда Викторовна Кондрашова учитель английского и немецкого языков МКОУ «Киреевский центр образования №1» муниципального образования Киреевский район Тульской области e-mail:nadya.kondrashova.64@bk.ru

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные методы и приёмы обучения чтению на английском языке учащихся начальной школы

Ключевые слова: овладение техникой чтения, персонификациия букв и буквосочетаний, транскрипционные значки звуков, предтекстовые, текстовые и послетекстовые задания

Чтение как вид речевой деятельности

Чтение - рецептивный вид речевой деятельности, представляющий собой одновременное восприятие печатного текста, узнавание лексико-грамматического материала в речевой взаимосвязи, понимание целостного содержания и смысла сообщения путем создания предметного образа — содержание текста. B реальной коммуникации чтение выполняет две функции: получение информации, заключенной в тексте (чтение про себя), и передача извлеченной из текста информации слушающим (чтение вслух). Первая функция чтения соотносится с аудированием, вторая – с говорением.

Чтение как средство обучения используется для установления звукобуквенных соотношений, создания комплекса зрительных, речедвигательных и слуховых образов лингвистических знаков разных уровней, закрепления введенного языкового материала, стабилизации и совершенствования произносительных навыков, осмысленного членения речевого потока и интонирования его, обогащения лексического запаса и упрочения грамматических навыков, развития языковой и смысловой догадки, формирования языкового сознания понимания того, как функционирует в речи языковой материал, выработки техники громкого и тихого чтения, развития механизмов чтения, совершенствования навыков и умений выражения мыслей в устной и письменной форме.

Механизм чтения – речевое умение, которое включает в себя целый ряд навыков восприятия и переработки языковой информации, обеспечивая извлечение содержания из графической формы текста. Иногда процесс чтения относят к пассивному виду деятельности. Однако, если мы рассмотрим те умения, которые должны сформироваться в процессе чтения, то увидим, что читающий далеко не пассивен. Он должен уметь узнавать речевые модели и их возможные комбинации, структурные образования (признаки класса, рода, времени и т.д.), слова, соединяющие сочиненные и подчиненные предложения, вопросительные и отрицательные формы и т.д. Он должен также уметь различать взаимосвязь между группами слов и словосочетаний. Следовательно, деятельность в процессе чтения сводится к узнаванию языкового кода представленного в графической форме. Becь этот комплекс операций составляет технику чтения. Именно эту деятельность необходимо отработать до автоматизма, с тем, чтобы читающий мог принимать само сообщение и непосредственно понимать его. Автоматизирование названных операций приводит к зрелому чтению, правильному и быстрому пониманию текста при сосредоточении произвольного внимания на содержании и интуитивном восприятии языковой формы. Восприятие формы и понимание содержания тесно связаны между собой. Нельзя говорить о наличии чтения, если нет понимания содержания. Зpeлoe чтение протекает при активной мыслительной деятельности, обращенной на содержание. Однако активность читающего переключается на языковую форму в случае возникновения затруднений в понимании. B cлeдcтвие этого неправильно считать чтение пассивным видом деятельности человека только лишь по той причине, что оно представляет собой рецептивный процесс. B действительности чтение не менее активно, чем говорение и в свою очередь тесно связано с говорением, а также другими коммуникативными умениями: с письмом и аудированием.

Bиды чтeния

Как отмечалось выше, чтeниe кaк вид peчeвoй дeятeльнocти пpeдcтaвляeт coбoй извлeчeниe инфopмaции из пeчaтнoгo тeкcтa. Этa дeятeльнocть диффepeнциpyeтcя пo paзным пpизнaкaм, чтo нaxoдит cвoe вoплoщeниe в paзныx видax чтeния.

Пo цeлeвoй нaпpaвлeннocти paзличaют пoиcкoвoe, пpocмoтpoвoe и дeтaльнoe инфopмaтивнoe чтeниe; по Фоломкиной - ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое чтение.

Пo фopмe paзличaют чтeниe пpo ceбя (тиxoe чтeниe), чтeниe вcлyx (гpoмкoe чтeниe), индивидyaльнoe и xopoвoe чтeниe.

Пo cпocoбy pacкpытия coдepжaния — aнaлитичecкoe, cинтeтичecкoe, пepeвoднoe, бecпepeвoднoe.

Пo xapaктepy opгaнизaции дeятeльнocти чтение бывает пoдгoтовлeннoe,нeпoдгoтовлeннoe,тpeниpoвoчнoe, кoнтpoльнoe чтeниe.

Oбyчeниe чтeнию

Говоря об обучении чтению необходимо отметить, что овлaдeниe чтeниeм нa инocтpaннoм языкe тpeбyeт oт yчaщиxcя пoнимaния eгo кaк видa peчeвoй дeятeльнocти, cпocoбa пoлyчeния инфopмaции.

Народная мудрость гласит «Как только человек перестает читать, он перестает думать».

Чтение – наиболее популярный и доступный вид речевой деятельности в школе. Сформировать навыки внутреннего чтения невозможно без формирования техники чтения. Формирование техники чтения является одной из основных задач обучения иностранному языку.

Чтение на иностранном языке способствует развитию познавательного интереса учащихся. При этом необходимо учитывать познавательные потребности, возрастные и индивидуально-психологические особенности детей (а для этого следует разнообразить учебные материалы: тексты и задания к ним); включать школьников в активную творческую деятельность путем применения активных методов обучения; давать им возможность проявлять самостоятельность и инициативу; учить преодолевать трудности в учебной деятельности.

Первый уровень обучения чтению

Ни для кого из вас не секрет, что овладение чтением на английском языке представляет большие трудности для младших школьников, зачастую они вызваны графическими и орфографическими особенностями английского языка. Особенно чтение гласных, сочетаний гласных и некоторых согласных, которые читаются по-разному в зависимости от положения в слове. Некоторые учащиеся плохо запоминают правила чтения букв и буквосочетаний, читают неверно слова, заменяя другим правилом чтения. Не редко возникают сложности, связанные с психологическими особенностями детей данного возраста, недостаточно хорошим развитием памяти, внимания, мышления.

При восприятии материала младшие школьники склонны обращать внимание на яркую подачу материала, наглядность, эмоциональную окраску. Так, для того, чтобы обучение правилам чтения не было для учащихся младшей школы скучным и утомительным, можно использовать цветные картинки. Например, чтобы познакомить с чтением гласных букв под ударением, можно воспользоваться изображением бабочки с разноцветными крыльями, каждый цвет которых обозначает определённое правило [1]. Такие же цвета учащиеся используют, когда подчёркивают орфограмму в словах.

Считаю целесообразно при знакомстве с английскими звуками, каждый звук вводить в стихотворной форме. Например, показываю детям картинку с изображением змеи и звук [∫]. Далее рассказываю стихотворение:

[∫] – изогнулись в ростик голова и хвостик

Она в кроватке не лежит,

А извивается, шипит.

«Кто это? - Правильно, змея, а змея у нас шипит, это звук [∫].

Таким образом, в течение урока можно вводить до 7-10 звуков, и дети легко, с интересом будут знакомиться с каждым из них, т.к. стихотворная форма, принцип ассоциативности помогут довольно быстро запомнить и усвоить данный звук. Стихи учить не обязательно – это всего лишь помощь для лучшего освоения и запоминания.

Если какая-либо стихотворная строка очень понравится, она и сама невольно запомнится и поможет учащимся вспомнить тот или иной звук. Так, постепенно, шаг за шагом в непринужденной игровой форме они осваивают сложную систему английских звуков и прочно запоминают их.

А также использую прием персонификации букв и буквосочетаний. Его использование обусловлено тем, что у учащихся уже сформировано наглядно-действенное и ярко выражено наглядно-образное мышление, воображение, с помощью которых учащийся оперирует целостными образами. Кроме того, прием персонификации позволяет каждое звукобуквенное соответствие предъявлять как единое целое – наглядный, эмоционально насыщенный и привлекательный образ, понятный 7-8 летнему ребенку. Например, буква Aa предстает в виде цапли, в честь которой написано четверостишие:

Познакомьтесь, цапля А (эй)

Представляется: « My name …».

У нее подруга Cat ,

Вместе дружат много лет.

Вот в каком виде предстают буквы Ii и Oo.

Это гвоздик, гвоздик Ii (ай).

Поздороваемся:” Hi ! ”

Гвоздик наш не говорит

И о нем мы скажем it .

Это полицейский Oo (оу),

Говорит он всем: “ Hello !”

Скажет: “ Go !” – проезжай,

“ Stop !” – стой и ожидай.

В качестве опоры для формирования у детей целостного представления о новой букве служит не только словесное описание персонифицированного образа буквы, но и рисунок персонажа, графическое изображение буквы и ее транскрипционный знак.

В соответствии с этим даю как можно больше заданий и упражнений, направленных на звукобуквенный анализ. К упражнениям данного типа относятся упражнения на артикуляционную гимнастику, а также следующие упражнения: «Назови букву (звук)», «Кто быстрей?», «Какая буква (звук) исчезла?», «Назови букву (звук) правильно», «Парашютист» (Приложение 1).

Наиболее важным являются упражнения, формирующие у детей умения смыслоразличения, когда дети учатся различать на слух короткие и долгие гласные и слова, содержащие их и умения анализировать слова (Приложение 2).

После того, как дети познакомились с буквами и звуками, начинается непосредственное обучение чтению буквосочетаний и слов. Сначала учащиеся знакомятся с правилом чтения с помощью опорных карточек. Для закрепления данного правила даю тренировочные упражнения. Перед изучением другого правила обязательно повторяем изученные ранее правила.

При изучении новых слов дети знакомятся с транскрипционными значками звуков, которые вызывают наибольшую трудность при произнесении. Во-первых, это помогает им лучше различать звуки, знаки служат напоминанием об их правильной артикуляции при произнесении. Во-вторых, знание транскрипции пригодится им позже при работе со словарём.

Однако время от времени мы сталкиваемся с такой проблемой, когда в учебниках бывает недостаточно заданий для закрепления правил чтения. Исходя из этого, предлагаю им ряд дополнительных упражнений, которые помогут младшим школьникам не только повторить изученные правила чтения, но и будут способствовать развитию мышления (анализировать, сравнивать, обобщать).

Примеры таких упражнений:

1. Odd one out (Убери лишнее слово):

a) Pet, red, pen, Pete, hen.

b) And, take, Ann, bad, fat.

2. Put these words in 2 columns (Распредели эти слова в две колонки):

Ann, name, and, skate, bad, take, cat, can, brave.

Чтобы дети лучше запоминали образы слов, я считаю эффективно использовать упражнение «Alphabet cards». Цель этой игры, проходящей в виде соревнования, – учить составлять слова. Оно позволяет вовлечь в активную учебную деятельность весь класс.

1. Разделить класс на пары.

2. Раздать конверты с буквами.

3. Попросить детей составить как можно больше слов на определённую тему, например, «Игрушки». Ограничить время (5минут).

4. Затем попросить каждую пару назвать слова по буквам по очереди.

5. Если другие пары имеют такие же слова, то они переворачивают карточки с буквами, для того чтобы не прочитать это слово ещё раз.

6. В конце, подсчитать, сколько слов было коллективно собрано. Напомнить детям слова, которые они забыли по этой теме.

Карточки с буквами можно использовать в конце урока, например, How many words can you make that we have used in todays lesson? и для игры Bingo.

Детям очень нравится упражнение на соотнесение слов и картинок фронтально у доски. Каждый ребёнок получает карточку со словом, выходит к доске и прикрепляет её к соответствующей картинке. Таким образом, контролируется их умение читать отдельные слова, а дети лучше запоминают образы слов и их значение.

В 4 классе можно использовать таблички-памятки, например:

б/соч

примеры

sh

she

ch

cheese

tch

wath

ck

clock

th

the, mother

wh

what

who

ng

sing

wr

write

4. Flashing a card. (Промелькнувшая карточка).

В целях развития скорости чтения, быстроты реакции учащихся на печатное слово учитель пользуется карточками с написанными на них словами. Учитель держит карточку со словом изображением к себе, затем быстро показывает учащимся и снова поворачивает к себе. Дети угадывают и называют слово. Учащимся можно также предложить соревнование на скорость и правильность прочтения слов.

Для проведения следующих игр понадобиться индивидуальные комплекты карточек.

5. Memory. = "Pairs". (Игра на развитие памяти. = "Пары").

Учащиеся играют в группах или по парам. Используют комплект картинок и карточек со словами на определённую тему. Комплект с картинками раскладывается обратной стороной вверх. Задание "Прочитай слово и найди картинку". Выигрывает тот, кто соберёт большее количество пар. Если дети плохо читают, сначала необходимо выполнить тренировочное упражнение на доске "Соедини картинку и слово".

6. Whispers. ( "Испорченный телефон").

Учащиеся делятся на две команды. Учитель раскладывает картинки в стопках на столе для каждой команды, карточки со словами на другом столе. Учащийся выстраиваются в ряд. Впереди стоящий ученик, берёт верхнюю картинку, шепчет название картинки следующему и т.д. до последнего ученика. Последний ученик выбирает слово для картинки и помещает его на доске. Затем, выбирает следующую картинку, шепчет слово впереди стоящему ученику из своей команды и встаёт впереди и т.д. Выигрывает та команда, которая правильно соберёт пары: картинка - слово. Можно использовать картинки и карточки из разных разделов.

7. Pass the ball. ("Передай мяч"). Дети стоят в кругу (у своих парт). Играет музыка. Учащиеся передают мяч по кругу. Когда музыка останавливается, тот ребёнок, который остался с мячом в руках. Выбирает карточку со словом в стопке и называет её, не показывая другим детям, остальные показывают карточку с картинкой.

На втором этапе я использую задания и упражнения следующего типа:

1. Найди сочетания букв в словах и прочитай их, прочитай полностью слово;

2. Прочитай слова, определи, к каким картинкам они относятся;

3. Посмотри на слово. Сколько в нем гласных / согласных звуков, букв? Прочитай по слогам;

4. Упражнение «Фотоглаз»;

5. Упражнение «Мы скалолазы» (Приложение 3) и др.

Таким образом, вышеуказанные упражнения и игры помогают учащимся быстрее запоминать и закреплять изученные правила чтения, читать незнакомые слова. Игры позволяют использовать учителю разнообразные формы работы (фронтальная, групповая, парная), обеспечивают быструю смену деятельности, что очень важно на уроках в начальной школе.

Подвижные игры позволяют снять усталость и утомление учащихся на уроках. Благодаря указанным приёмам уроки английского языка в начальной школе становятся разнообразнее и интереснее.

Необходимо при чтении заботиться о том, чтобы дети правильно произносили звуки в словах и читали предложения с правильной интонацией. Справиться с этой задачей хорошо помогут рифмовки. (Приложение 4).

Например:- Вначале разучивается рифмовка. Bill, Bill, sit still!

- Затем, выделяются отдельные слова и производится анализ:

• из каких букв они состоят;

• какой звук обозначает в слове буква или буквосочетание.

- В заключении рифмовка прочитывается целиком.

Для формирования техники чтения нельзя ограничиваться одним учебником. Чтобы научить учащихся читать с удовольствием и желанием, я использую в своей работе технологию обучения оптимальному чтению. Комплекс технологических приемов позволяет развивать артикуляцию, речевой аппарат, регулировать дыхание учащихся при чтении, расширять поле зрения, умение переключаться с одного вида деятельности на другой. Благодаря частой смене видов деятельности на уроках происходит активизация познавательных интересов учащихся.

Второй уровень обучения чтению

Продолжая работу с отдельными звуками, словами, словосочетаниями, параллельно с ней осуществляется работа с текстом. Собственно чтение начинается с чтения более продолжительных текстов. Помимо формирования техники чтения, на данном этапе уже начинают формироваться различные технологии чтения, навыки самостоятельной работы. Одновременно совершенствуются все языковые и речевые навыки.

Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий. Здесь эффективно применение приема проникновения в иноязычный текст.

Цель данного приема – создание мотива чтения и развитие читательского «прогнозирования» (умения предвосхищать содержание текста, используя заголовок, иллюстрации к тексту и т.п.).

Так, при работе с текстом до его чтения учащимся можно предложить следующие задания:

- прочитать заголовок текста;

- рассмотреть иллюстрации к тексту;

- сказать, о чем идет речь в данном тексте.

Далее учащимся предлагают самостоятельно прочитать текст и проверить свои первоначальные предположения (Приложение 5).

При повторном чтении текста учащиеся решают различные коммуникативные задачи:

- дают заглавие тексту;

- выделяют содержательную информацию (кто, что, где, когда, почему что-то сделал);

- делят текст на смысловые части;

- уточняют значение отдельных слов;

- изображают то, о чем говорится в каждой части.

Чтение текста.

На первой ступени обучения работы с текстом необходимым является чтение вслух. В данном случае хорошо подходит упражнение «Share dreading». Цель этого упражнения - учить читать вслух текст, учить понимать контекст, структуру текста и перерабатывать смысл.

1. Обсудить тему, попросить детей догадаться, о чём текст, ввести необходимую незнакомую лексику.

2. Учитель читает вслух текст, дети следят внимательно за каждым словом в тексте.

3. Задается несколько вопросов направленных на понимание текста.

4. Попросить детей высказать свое мнение о прочитанном тексте.

Постепенно обучение детей чтению в начальной школе должно становиться разнообразным. Стараюсь знакомить детей с разными видами текстов: стихи, считалочки, рассказы, сказки и т.д.

При работе с текстом придерживаюсь следующих этапов:

1. Предтекстовый этап.

2. Чтение текста.

3. Послетекстовый этап.

Если дети еще плохо читают, то необходимо заинтересовать их перед чтением, ввести незнакомые ключевые слова, так как они легко могут испугаться сложного на их взгляд текста.

Например, Guess and find out

Цель: мотивировать детей к чтению, учить предсказывать и догадываться о верности утверждений, находить в тексте необходимую информацию.

Предтекстовый этап

1. Делю класс на пары.

2. Ввожу детей в тему и раздаю утверждения.

The blue whale is the largest animal in the world.

A baby wale is five metеres long when it is born.

An adult blue whale can weigh more than 100 tones.

The blue whale can stay under water for an hour.

The blue whale has sharp teeth.

The blue whale eats big fish.

3. Дети высказывают своё мнение: We think number one is false because the elephant is the largest animal in the world. Правильные ответы пока не сообщаются.

Текстовый этап (чтение текста)

4. После дискуссии об утверждениях, дети читают текст и выясняют, на сколько вопросов они ответили правильно.

The blue whale is the largest mammal in the world. When it is born, a baby whale is about seven metеres long and weighs nearly two tons. For about six months it feeds on its mother’s milk. By the time it is fully grown, the blue whale can be thirty metеres long and weigh 130 tons.

It can stay under water for about an hour before it comes to the surface to breathe.

The blue whale has no teeth and is harmless to other fish. It eats very small sea creatures. In spring and summer it eats four tons of food a day.

Послетекстовый этап

5. В конце, дети проверяют ответы (1T, 2F, 3T, 4T, 5F, 6F) и сообщают, какие факты из текста о синем ките их удивили.

Данное упражнение стимулирует познавательную деятельность обучающихся и способствует развитию межпредметных связей.

Соответствующим образом отобранные тексты и задания к ним способствуют развитию интереса школьников к чтению на иностранном языке, который в свою очередь является важным фактором успешного овладения этим видом речевой деятельности.

Вывод: В ходе формирования техники чтения на английском языке можно столкнуться с рядом проблем. Избежать их можно, если придерживаться следующих рекомендаций:

обучение технике чтения должно проходить на хорошо усвоенном учащимися лексическом материале;

тексты для младших школьников должны отвечать их возрастным особенностям;

при работе с иноязычными текстами учащихся следует вовлекать в активную творческую деятельность, не обязательно только речевую;

при отборе текстов необходимо учитывать их методическую и воспитательную ценность;

следует использовать разнообразные приемы работы с иноязычными текстами;

развивать познавательный интерес учащихся к предмету, вовлекая их в различные игровые ситуации.

Для реализации указанных задач оптимальным считается педагогический процесс, при котором учитель и ученик работают вместе, с постепенной минимизацией вмешательства учителя по мере возрастания у обучаемого способности самостоятельно решать проблемы чтения. Важными условиями являются максимально возможная приближенность учебного процесса к реальной жизни, опора на интересы и потребности учащегося, концентрация внимания на содержании читаемого, варьирование темпа и характера чтения в зависимости от его цели.

Научить учащихся читать - это научить практическому владению языком, привить навыки самостоятельной работы и умения, которые должны остаться у учащегося на всю жизнь.

И в заключение хочу сказать, что чтение – один из краеугольных камней системы обучения иностранным языкам, который обеспечивает сохранность и пополнение запаса знаний, возможность использовать их при любых обстоятельствах, а не только в ситуации непосредственного общения с носителями языка. Но для того, чтобы чтение успешно выполняло эту свою роль эффективного средства обучения и одной из его важнейших целей, нужно, чтобы оно стало для учеников приятным занятием и превратилось в удовольствие.

Список литературы:

1. Никитенко З.Н., Никитенко Е.А. Система работы по формированию у младших школьников техники чтения на английском языке// Иностранные языки в школе. – 2014. – № 7. – с. 11 – 16.

2. Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Ленская Е.А. Книга для учителя к учебнику английского языка для начальной школы “ Enjoy English – 1. – Обнинск: Титул, 2005. – 80 с.

3. Василевич А.П. Учим детей английскому языку. // Иностранные языки в школе. – 2009. – № 4. – с. 75 – 80.

4. Попова Н. П. Игра для обучения чтению в младших классах// Иностранные языки в школе. – 2012. – № 2. – с. 48 – 51.

5. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. – М., 1973. – 207 с.

6. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.

7. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов педагогических ВУЗов и учителей. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 238 с.

8. Английский язык. Тренажёр по чтению. – М: АСТ: Lingva, 2017.

Приложение 1

1. Упражнение «Назови букву (звук)»

Учитель показывает карточки с буквами (с транскрипционными значками, обозначающими звук), а ученики по очереди их называют.

2. Упражнение «Кто быстрее?»

Учащиеся делятся на 2 команды. Побеждает та команда, которая правильно назвала все буквы (звуки).

3. Упражнение «Какая буква исчезла?»

Учитель вывешивает на доске карточки с буквами, учащиеся повторяют за ним каждую букву, затем учитель просит детей закрыть глаза, а сам в это время прячет несколько (1-2) букв. Учащиеся должны отгадать, какие буквы исчезли. Аналогичную работу можно провести и со звуками.

4. Упражнение «Назови букву (звук) правильно»

- Сегодня у нас в гостях Незнайка. Он говорит, что знает буквы английского алфавита (звуки). Давайте проверим его.

Учитель или ученик исполняет роль Незнайки, который перечисляет буквы (звуки), некоторые из них называя неправильно. Дети должны исправить ошибки.

5. Упражнение «Парашютист»

- Помогите парашютисту приземлиться.

В данном упражнении дети соединяют линией заглавную букву с маленькой (букву с соответствующим ему звуком).

P q

Q p

В b

Приложение 2

1.«Часы у Микки Мауса то спешат [tiktiktik], то отстают [ti:k - ti:kti:k]

2.Учащимся предлагается хлопнуть в ладоши один раз, если они услышат слово с долгим звуком [i:] - [milkmi:tti: - iti:tri:d]

Приложение 3

1. Упражнение «Фотоглаз»

За отведенное время ученик должен «сфотографировать» словa и назвать лишнее слово (если оно есть):

Cat dog elephant frog pen snake horse cow

2. Упражнение «Мы скалолазы»

Прочитать слова:

Date pale

name make cake hate

fate lake late Gate

table take Bake

Приложение 4

1. Рифмовки

One, two, three –

I like dogs,

And dogs like me.

Буква “C” всегда кряхтит ,

Кашляет, а не свистит: [ k], [ k], [ k].

Помни это и тверди [ k], когда увидишь “ C”.

Только верные подружки e, i, y

Лечат букву-кашлянушку,

Делают ее свистушкой.

Знай, ты это и читай

Cкак [ s] перед e, i, y.

Букву Gg всегда почти

В слове звуком [ g] прочти.

Но вместе с “ e, i, y”

Gg в машине катается

И звук [ d3] у нее получается.

2. Сказка

Однажды буквы отправились в поход, но они были очень неопытными и не знали, что с собой взять, что одеть. Одни взяли с собой много вещей, другие надели модные туфли. «Я самая сильная», - сказала буква “ H” и взяла с собой два рюкзака. «Я самая модная», - сказала буква “ G” и надела красивые туфли. Буква “ D” взяла с собой барабан, чтобы было веселее. Шли они шли, день был жаркий. Первой устала буква “ G”, ведь это она была в модных туфельках. Она очень сильно натерла ножки и начала плакать [ g], [ g], [ g]. Буква “ H”, которая хвасталась, что она самая сильная, только вздыхала, да так, чтобы никто не слышал: [ h], [ h], [ h]. Буква “ C” кряхтела как старушка: [ k], [ k], [ k]. Буква “ F” фыркала как ежик от жары: [ f], [ f], [ f]. И только буква “ D” весело шагала, стуча в барабан: [ d], [ d], [ d].

Приложение 5

Animals

Cats can jump. Crocodiles can swim. A parrot can fly. A dog cannot climb trees. Frogs can jump and swim. Cocks can sing.

Pete is nine. He is a pupil. Pete lives in Tula. Pete has a pet. It is a cat. His cat is nice and funny. His cat’s name is Spot. Spot likes milk. Spot can run and jump. Spot cannot climb. It is very little.