СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ (РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ) Могилина Светлана Ивановна, учитель физики МБОУ Гетуновская СОШ Аннотация. В статье рассматривается система работы учителя физики по подготовке учащихся к ОГЭ, с особым акцентом на решение задач с развернутым ответом. Описаны методы и подходы, направленные на развитие навыков аналитического мышления, умения структурировать и оформлять решения. Приведены примеры тренировочных заданий и практических рекомендаций, способствующих успешной подготовке учащихся к экзамену. Ключевые слова: подготовка к ОГЭ, физика, задачи с развернутым ответом, аналитическое мышление, учебный процесс, экзаменационные задания. Подготовка учащихся к ОГЭ по физике является одной из ключевых задач учителя. Особое внимание в этой подготовке следует уделять задачам с развернутым ответом, так как они требуют от учащихся не только знания теоретического материала, но и умения применять его на практике, аргументированно и логично излагать свои мысли. Система работы учителя по подготовке к решению таких задач должна быть направлена на развитие у школьников навыков анализа, синтеза, структурирования информации и грамотного оформления ответов. Одним из важных элементов системы подготовки является регулярная практика решения задач с развернутым ответом. Учитель должен включать такие задания в каждое занятие, начиная с базового уровня сложности и постепенно переходя к более сложным. При этом важно, чтобы ученики не просто решали задачи, но и анализировали свои решения, выявляли типичные ошибки и учились их избегать. Разбор задач на уроках помогает закрепить материал, освоить методы решения и понять требования, предъявляемые к оформлению ответа. Систематическое повторение и тренировка являются основой успешной подготовки к ОГЭ. Учитель должен регулярно проводить проверочные работы, включающие задачи с развернутым ответом, а также организовывать дополнительные занятия для отработки сложных тем и типовых задач. Важно уделять внимание не только технической стороне решения, но и умению ясно и четко формулировать выводы, правильно записывать формулы и проводить расчеты. Это поможет ученикам избежать потерь баллов за оформление и полнее раскрыть свои знания на экзамене. Одним из эффективных методов подготовки является использование алгоритмов решения задач. Учитель может разработать для учащихся пошаговые инструкции, которые помогут им систематизировать процесс решения задач. Например, алгоритм может включать такие этапы, как анализ условия задачи, выбор подходящих физических законов, запись уравнений, проведение расчетов и формулировка развернутого ответа. Привычка следовать алгоритму позволяет ученикам уверенно справляться с любыми задачами, даже в стрессовых условиях экзамена. Особое внимание следует уделять тренировке навыков самостоятельного анализа и проверки решений. Учитель должен обучать учащихся методам самоконтроля, которые помогут им выявлять и исправлять ошибки до сдачи работы. Например, полезно обучить учеников проверке размерностей в формулах, оценке правдоподобия полученных результатов и анализу возможных логических ошибок. Такая практика способствует развитию критического мышления и уверенности в собственных силах. Кроме того, важной частью подготовки является работа над теоретической базой. Учитель должен регулярно повторять с учениками основные физические законы, формулы и определения, которые необходимы для решения задач с развернутым ответом. Это можно делать как в рамках уроков, так и на дополнительных занятиях или в формате самостоятельной работы. Учитель может рекомендовать ученикам составлять конспекты, схемы и таблицы, которые помогут им систематизировать знания и быстро находить нужную информацию. В заключение можно сказать, что успешная подготовка к ОГЭ по физике, особенно к решению задач с развернутым ответом, требует комплексного подхода. Регулярная практика, систематическое повторение материала, обучение алгоритмам решения задач и развитие навыков самоконтроля помогают ученикам уверенно подходить к экзамену и демонстрировать высокий уровень знаний. Важно, чтобы учитель строил систему работы с учетом индивидуальных особенностей учеников, создавая условия для их всестороннего развития и успешного прохождения экзамена. Список литературы Петров В.Г. "Эффективные методы подготовки к ОГЭ по физике", издательство "Педагогика", 2018. Сидорова Е.И. "Организация занятий по физике для подготовки к ОГЭ", издательство "Школьная лаборатория", 2017.
Система работы учителя физики по подготовке к ОГЭ(решение задач с развёрнутым ответом)