* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .c4 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Система работы воспитателя по адаптации детей к ДОО.

Адаптационный период – серьезное испытание для малышей. Кандидат психологических наук Морозова Е.И. отмечала: «Можно с большей долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно – психическом развитии ребенка». С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения - все это обрушивается на малыша одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию. Как показывают наблюдения исследователей «…тяжелая адаптация ведет к замедленному психическому развитию», дети «…становятся вялыми, плаксивыми, безразличными к окружающему». Такое состояние детей приводит к неадекватному реагированию на педагогические воздействия, «программирует» конфликтное поведение в более старших возрастных группах, что в свою очередь затрудняет адаптацию к дошкольному учреждению, а в дальнейшем и к школе.

Основная цель педагога дошкольного образования, это выстраивание оптимального педагогического процесса в период адаптации направленного на социально-коммуникативное развитие ребенка раннего дошкольного возраста.

Для этого педагогу необходимо:

1. Наладить сотрудничества с родителями для оптимизации процесса адаптации детей раннего дошкольного возраста.

2. Организовать тесное взаимодействия со специалистами ДОУ для облегчения периода адаптации.

3. Воспитать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развить активность, инициативность и самостоятельность.

Очень важной для педагога является первая встреча с родителями будущих воспитанников. От того, как педагог примет отца или мать ребенка в детском саду, зависит первое впечатление о детском учреждении. В ходе встречи необходимо как можно больше узнать о ребенке, его привычках, домашнем режиме и воспитании, особенностях поведения, о любимых игрушках. Доброжелательный тон первой встречи — залог доверительного отношения родителей к детскому саду. Во время первой встречи стремитесь наглядно показать различные стороны жизни ребенка в детском саду. Познакомьте родителей с младшим воспитателем, условиями в группе, расскажите о режиме детского сада, о задачах и содержании воспитания. Такая беседа необходима. Она помогает родителям представить, что такое детский сад, как организована в нем жизнь ребенка, чем занят он в течение дня, какие требования предъявляются к его поведению, увидеть то окружение, в котором будет жить их ребенок.

В дальнейшем система работы с семьёй выстраивается следующим образом:

1) ознакомление родителей с течением адаптации ребенка;

2) педагогическое образование родителей, которое ориентировано на развитие активной, компетентной позиции родителя;

3) включение родителей в совместную деятельность с их детьми;

4) включение родителей в активное сотрудничество с педагогами ДОУ (воспитателем, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по плаванию);

5) обучение конкретным приёмам и методам оздоровления (дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т.д.).

Социализация маленького ребенка по-настоящему происходит, когда малыш поступает в детский сад. Именно там он учится общаться с незнакомыми людьми — взрослыми и детьми, усваивает нормы и правила поведения, учится жить в обществе. От того, как пройдет привыкание ребенка к новым условиям, зависит его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и семье. К сожалению, нередко этот процесс протекает сложно и болезненно. Ребенок может отказываться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные привычки.

Работу с детьми в период адаптации необходимо осуществлять при тесном взаимодействии с младшим воспитателем, старшей медсестрой, педагогом-психологом, музыкальным руководителем.

Младший воспитатель совместно с педагогом узнает индивидуальные особенности каждого ребенка, и благодаря этому находит подход к каждому малышу и обеспечивает ему эмоциональный комфорт в среде сверстников. В течение дня помогает педагогу в организации и проведении режимных моментов, воспитательно-образовательного процесса, активно участвует в изготовлении пособий, атрибутов для занятий и игр, в оформлении помещений группы. Если у ребенка возникают какие-либо проблемы, педагог – психолог обязательно поможет составить с родителями индивидуальную беседу, подготовит стендовые консультации с рекомендациями или пригласит на приём.

В период адаптации детям необходимо посещать музыкальный зал, где с ними проводятся занятия музыкальным руководителем. Музыка - самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей, способствующее наиболее быстрому и благоприятному протеканию периода адаптации в дошкольном учреждении. Воспитатель активно участвует во всех видах музыкальной деятельности, поет вместе с музыкальным руководителем, не заглушая детей, участвует в музыкально-ритмических движениях, активизируя детей. По мере необходимости старается помогать детям, которые испытывают затруднения в ритмических движениях. Постоянно осуществлять ненавязчивую эмоциональную поддержку малышам, находясь в поле их зрения, не отвлекая внимание детей от музыкального руководителя. Таким образом, успешное и планомерное взаимодействие с музыкальным руководителем позволит детям плавно и безболезненно адаптироваться в коллектив сверстников.

Большое значение для благоприятного течения адаптации играет физическое воспитание. Занятия способствуют укреплению нервной системы, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость, что является необходимым условием адаптации. От активного участия воспитателя, его взаимопонимания и взаимодействия с инструктором зависит положительный эмоциональный настрой ребенка. Наряду с инструктором воспитатель участвует в подвижных играх и игровых упражнениях. Это улучшает эмоциональный настрой детей, оказывает положительное влияние на повышение уровня их двигательной активности.

Немаловажным является соблюдение режима, он всегда остаётся основой полноценного развития. Ежедневное проведение утренней гимнастики, позволяет дать детям хороший заряд бодрости, положительных эмоций на весь день. Положительное влияние оказывает применение здоровьесберегающих технологий:

психогимнастика, для снятия утомления; гимнастика для глаз; гимнастика в постели; дыхательная гимнастика; босохождение по ребристой дорожке; физкультминутки, пальчиковые игры.

Пальчиковые игры благотворно влияют на координацию движений, способствует развитию мелкой моторике рук, и их силы. Пальчиковые игры не только развлекут малышей, но и способствуют формированию представления об окружающем мире.

Большая роль отводится подвижным играм, особенно на свежем воздухе с двигательными заданиями, что способствует умению детей взаимодействовать друг с другом. Воспитатель должен использовать различные формы проведения: сюжетно-ролевые игры, народный фольклор, потешки и дидактический материал. В воспитании детей много времени отводиться использованию элементов народного творчества, так как с помощью фольклора легко устанавливается контакт с большинством детей («Где ты дедушка молчок?», «Кто тут плачет?», «Верхом на лошадке» и др.).

От того, какую атмосферу педагог создаст в группе для детей зависит душевный комфорт ребенка, положительное восприятие им нового образа жизни. Приходя в детский сад, ребенок вначале оказывается в приемной группы, поэтому оформлению приемной необходимо уделять особое внимание. Важно, чтобы ребенок сразу оказывался в тёплой, дружественной обстановке. Для более глубокого погружения детей в домашнюю атмосферу, в приемной необходимо разместить яркие игрушки, которые помогают детям отвлечься от стрессовой ситуации. Воспитатель встречая детей в приемной обращает их внимание на игрушки, говоря при этом: «Смотри, игрушки уже ждут тебя, чтобы начать веселую игру!». Такое начало дня положительно настраивает малышей, и они с удовольствие включаются в деятельность группы. Для родителей присутствует информационный стенд с важной информацией, касающейся адаптационного периода.

Группу воспитатель оформляет так, чтобы детей, которые впервые идут в детский сад, привлекали красивые, яркие, красочные пособия и игрушки. При формировании развивающей среды воспитатель учитывает особенности детей группы: возраст, уровень развития, интересы, способности и склонности. Правильно организованная среда помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе. Группа должна стать вторым домом для ребенка, в котором уютно и радостно.

Только при совместных усилиях родителей, воспитателей и специалистов ДОУ, адаптация маленького человека пройдет мягко и безболезненно. Ребенок войдет в большой мир людей уверенно и с открытой душой.