Я, учитель-дефектолог, работаю с ребятами индивидуально и не большими подгруппами. С начала учебного года, дали коррекционный класс, 12 человек, дети с разной нозологией, занятия нужно проводить с целым классом. Построение моих занятий, были как с нормотипичными детьми, результат был минимальный, в работе были задействованы 2, 3 человека, остальные расползались и занимались своими делами. Предметные результаты, давались с трудом,  удовлетворения не было, услышала про группу Системно-деятельностного подхода, и присоединилась к ним. Руководителю группы сразу изложила свою проблему, на следующий день  руководитель группы пришла ко мне на занятие. Всю картину увидела сама. После анализа моей деятельности , лучше один раз увидеть..., поэтому уже  следующие занятие я проводила совершенно по другому.

  Знакомство с другой содержательной историей. Занятие-знакомство было построено на изготовление бейджиков, детям дала бумагу, линейки, карандаши и попросили самим изготовить бейджик , со своей фамилией и именем. Все ребята работали дружно, увлеченно, с интузиазмом,  работа кипела, обсуждали, чертили, отрезали, скотчевали. Я наблюдала со стороны... Смещение вектора СДП изменил содержание, где я поняла, что для детей с ОВЗ, моих детей, знания, умения и навыки это академические средства для достижения цели. А ЦЕЛЬ развитие жизненной компетенции.

Когда изготовили бейджики, спросила у детей, почему у них Фамилия и имя, а у меня Фамилия, имя и отчество. Сразу встал вопрос что такое отчество, откуда оно берется, кто его дает. Оказалось почти все дети не знают своего отчества и тем более его образования. Тема следующего занятия бала определена... . Разбирались от кого достается отчество.   Мой домашний адрес, попросила детей написать свой домашний адрес. Кто то забыл улицу, кто то дом, многие не помнили квартиру. На доске дружно стали рисовать схему школы, улиц, домов, кто какие помнит, стали решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средства достижения цели. Рисовали места за пределами дома, двора, школы, тем самым расширяли  и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы. Увидела умение детей накапливать личные впечетления, связанные с окружающем миром, развитие любознательности, наблюдательности, способность замечать новое. В итоге нарисовали жилье всех и самую короткую и без опасную дорогу от школы до дома. Дни рождения-времена года. Жизненная компетенция ребенка без ОВЗ преимущественно формируется без участия школы и "лежит" на семье, то развитие жизненной компетенции ребенка с ОВЗ является задачей и семьи, и школы, при этом вклад школы возрастает в соответствии с тяжестью ограничений здоровья.Дети не знают свою дату рождения, кто то знает число и месяц, кто то год, либо только месяц или число, кто то говорит летом, либо после Нового года. Занятие дни рождения соединила с временами года, повторили времена года. Записали на доске  столбиком,четыре времени года, ребята выходили , и вписывали свою дату рождение в нужный столбец.  Игра в лото, как математический ресурс. Играя в  игру, я получаю включение в систему знаний и повторение, наблюдаю мотивацию к учебной деятельности,
актуализация  учебных действий, выявление места и причины затруднения, первичное закрепление с комментированием во внешней речи, самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 
Включение в систему знаний и повторение. Организуя такие игры  тренируется использование изученного ранее материала, автоматизация  по изученным темам, и подготовка к изучению нового материала. Разгадывание кроссвордов как овладения русским языком - развивает  у ребенка любознательность,наблюдательность,способность замечать новое, задавать вопросы, , понимание собственной результативности. Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опытдругих людей. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми. Развитие способности ребенка взаимодействовать с другими людьми, осмысливать и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, содержание обучения в начальной школе должно быть ориентировано на формирование базовых знаний, умений и навыков, значимых для дальнейшего обучения и максимально возможной социализации ребенка с ОВЗ. Они должна быть понятны и нужны ребенку в жизни.

  Каждый учитель должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личным качествам. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?" 

Для успешной реализации системно- деятельностного  подхода необходимо понимание собственной педагогической позиции, которое возможно только и исключительно при постоянной рефлексии собственной педагогической деятельности, понимание ребенка, способность слышать и видеть детей…..

Учитель-дефектолог МАОУ СШ Комплекс Покровский- Н.В.Гладун

г. Красноярск 2023