Системно-деятельностный подход в начальных классах в рамках реализации ФГОС НОО
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л.Н. Толстой.
Школу уже невозможно представить без современных средств обучения: компьютеров, интернета, интерактивных досок и т.д. В таких условиях важно активно применять на практике новые подходы к обучению. ФГОС ориентирован на достижение цели основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий. В основу Федерального государственного образовательного стандарта положен системно-деятельностный подход. Главным условием при реализации стандарта является включение школьников в такую деятельность, когда они самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач. Он предполагает смещение акцентов в построении образовательного процесса от модели «Чему учить?» к модели «Как учить?». Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает развивать способности детей к самообразованию. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Суть деятельностного подхода раскрывается в принципе деятельности, который можно охарактеризовать китайской мудростью «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю …, деятельностные способности формируются у ребенка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включен в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Об этом писали А.Дистервег, К.Д. Ушинский, Д.И. Писарев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и многие другие известные педагоги и психологи в нашей стране и за рубежом.
Большая часть педагогических исследований последних десятилетий касается именно «активизации деятельности» детей на уроке. Именно для формирования у учащегося деятельных способностей необходимо постоянно тренировать его в выполнении различных видов деятельности. Смысл может быть только личностным, а большинство школьных знаний обезличенно-нормативные. Преподавание знаний как нечто отвлеченно-научного приводит к тому, что у школьников не возникает понимания ценности того, что происходит на уроке; они не видят связи между изучаемым на различных предметах, не проецируют его на жизнь за порогом школы; выполняют то, что от них требуют, зачастую не вникая в суть дела, то есть формально. Ребенок необходимо научить его искать, вырабатывать. Учитель создает эти условия. Личностный смысл – это глубокое осознание человеком ценности для себя получаемых знаний, пришедшее через личные переживания, и потому оно всегда окрашено эмоциями. Личностный смысл вырабатывается ребенком самостоятельно и является одним из главных факторов развития личности. Основная особенность деятельностного метода заключается в активной деятельности обучающихся. Учитель направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Эти полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по пониманию их ребёнком. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности,ставить цели, решать задачи, отвечать за полученные открытые им же результаты.
Принципы технологии деятельностного метода обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1.Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляются не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.
2.Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики. ·
3.Принцип целостности предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире, о роли и месте каждой науки в системе наук.
4. Принцип минимакса заключается в следующем: школа предлагает каждому ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5.Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. · 6.Принцип вариативности предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7. Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Технология деятельностного метода включает в себя следующую последовательность деятельностных шагов:
Мотивирование к учебной деятельности (самоопределение
)
– 1-2 минуты. Цель: включение
обучающихся
в деятельность на личностно-значимом уровне. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: · актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); · создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); · устанавливаются тематические рамки («могу»).
Приёмы работы: (учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи; учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 4-5 минут Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. Возникновение проблемной ситуации. Например: Математика, 2 класс, тема: «Прямоугольники». Деятельность учителя Деятельность учеников
Н
ачертите прямоугольник. Почему вы испытываете затруднения? Какие? Дети оказываются в затруднении, так как передними встаёт проблема, какой прямоугольник. Потому что прямоугольники бывают разные. Дети дают обоснованный ответ и приступают к выполнению задания. Методы постановки учебной проблемы: побуждающий, подводящий диалоги; Примеры подводящего к теме диалога. Например: Русский язык, 2 класс, тема: «Правописание безударных гласных в
корне слова
». Деятельность учителя Деятельность учеников
С
пишите из упражнения слова: зимовка, зелёный, вылепил. Поставьте в словах ударение. Подчеркните безударные гласные. В какой части слова находятся безударные гласные? Подчеркните их. Какое
правило
мы не знаем? Значит, какая сегодня тема урока? Записывают слова. Ставят ударение. Подчеркивают. Безударные гласные находятся в
корне слов
. Подчёркивают. О правописании безударной гласной в корне. Правописание безударных гласных в
корне слова
(Тема урока).
Мотивирующий приём «яркое пятно» – сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)
Постановка учебной задачи – 4-5 минут. Цель: обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения). На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны: · восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и
знаково
) место – шаг, операцию, где возникло затруднение; · соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) – 7-8 минут
Н
а данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
Первичное закрепление – 4-5 минут. Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала), фронтальная работа, работа в парах; комментирование, обозначение знаковыми символами;
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)– 4-5 минут. Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже умеет. Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 задания). Самоконтроль, самопроверка.
Включение нового знания в систему знаний и повторение - 7-8 минут. Сначала детям предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие. Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с
изученными
ранее.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты. Цель: осознании
обучающимися
своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. Вопросы: · Какую задачу ставили на уроке? · Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? · Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? · Где можно применить новые знания? · Что на уроке у вас хорошо получилось?
Деятельностный подход в образовательных Стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания. Личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться»;
Социальное развитие – формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил. Познавательное развитие – формирование у учащихся научной картины мира;
Коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках. Деятельностный подход лежит в основе многих педагогических технологий: проектной деятельности; интерактивных методов обучения; проблемно–диалогового обучения; интегрированного обучения на основе межпредметных связей. Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в управлении процессом обучения. Л.С. Выготский писал …«учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения»…
В реализации системно-деятельностного обучения возникают проблемы. Ранее задачей учителя была передача ребенку знаний, и не возникало проблем с подготовкой урока. Но сейчас задача усложняется: учитель сам должен понимать суть деятельностного подхода и осуществлять его на практике, перестроившийся внутри учитель будет работать на профессиональном уровне, и только тогда он сможет учить детей учиться. Для учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся) основана на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель-ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика. «Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня; а научи меня ловить рыбу — так я буду сыт до конца жизни» (японская пословица). Существует и вторая «опасность». Очень часто в процессе деятельности теряется содержание предмета. Деятельность есть, а ожидаемого образовательного результата она не дает.
Современной школе необходимо создавать систему обучения, которая, используя лучшие традиции мировой педагогической теории и практики, обеспечивает организацию учебной деятельности с четко заданной целью и гарантируемым результатом. Правильный выбор современных образовательных технологий с учетом предъявляемых к ним требований и внедрению их в практику школы позволит успешно решать сегодня основную дидактическую задачу школы в условиях введения ФГОС нового поколения − учить всех обучающихся, добиваясь планируемых результатов обучения, обеспечивать формирование и развитие личности школьника.
Список литературы: 1. Васина Н.С. Сущность деятельностного подхода в образовательном процессе.
2. Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования. М.: УМЦ «Школа 2000…», 2003.
3.. Поташник М.М. Требования к современному уроку. М.: Центр педагогического образования, 2008.
4. Теплоухова Л.А. Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности.