«Системно-деятельностный подход в обучении, как средство реализации современных целей образования детей с ТМНР»

         Сегодня, в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными. Обучающиеся с ТМНР занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Они представляют собой разнородную группу. Как правило, это обучающиеся с выраженными нарушениями интеллектуального развития: умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью. Психическое и интеллектуальное недоразвитие сочетается с другими системными или локальными нарушениями. Это нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы. Тяжелые множественные нарушения развития представляют собой не просто сумму двух и более нарушений развития, а качественно новую структуру дефекта, отличающуюся от структуры каждого нарушения входящего в комплекс ТМНР.

          В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Психологическую основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение о том, что усвоение содержания обучения и развитие обучающегося происходит не путем передачи информации, а в процессе его собственной активной деятельности.

         В условиях образования можно использовать такие технологии системно-деятельностного подхода, как:

- предметно-практическая деятельность;

- работа с Монтессори-материалом;

- театрализованная деятельность;

- работа с ЛЕГО;

- песочная игротерапия;

- танцевально-двигательные техники;

- проектная деятельность и другие.

         На уроке, когда используется наглядность, необходимо каждому ребенку дать потрогать, погладить, примерить, приставить и т.д.

К началу обучения многие дети имеют разрозненные и узкие представления об окружающем мире, их сенсорный опыт беден и не сформирован, средства общения ограничены (крик, телодвижения, эмоции, отдельные жесты, звукоподражания или слово). Практически все дети имеют низкий уровень развития и моторики пальцев и кистей рук. Из-за имеющихся интеллектуальных и сопутствующих нарушений обучающиеся не могут спонтанно по подражанию овладевать различными предметно-практическими действиями. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук оказываются вялыми, или слишком напряженными.

Для повышения мотивации, для того, чтобы наблюдалась динамика в коррекции развития по предметам, все обучение должно выстраиваться с элементами игры, с постоянным привлечением их личного жизненного опыта. Опора на жизненный опыт очень важна в более качественном усвоении учебного материала. Это способствует эмоциональному отклику ученика на материал, который становится конкретен и понятен. Таким образом, игровые технологии являются ведущими при обучении детей с ТМНР.

В работе с обучающимися, у которых наблюдается ТМНР, также применяются технология личностно - ориентированного подхода, здоровье сберегающие технологии. Даже коммуникативная технология обучения возможна с большими ограничениями, поскольку наладить коммуникацию друг с другом очень сложно из - за отсутствия речи. Коммуникация между детьми возможна на эмоциональном фоне при направляющей помощи взрослого.

Личностно-ориентированный (личностно-деятельностный) подход основывается на учете индивидуальных особенностей обучающихся, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы. Ежедневно, исходя из индивидуальных способностей в обучении и физических возможностей детей с ТМНР, при работе на уроке над той или иной темой применяется индивидуальный дифференцированный подход во всем. Особенно в использовании наглядного, иллюстративного материала. Каждому обучающемуся предлагаются цифры, буквы, картинки, игрушки разные по размеру, форме, цвету, материалу.

        Системно-деятельностный подход используется значительно чаще на уроках домоводства. Данные занятия направлены на подготовку детей с нарушениями к самостоятельной жизни, к труду. Для социализации детей с ТМНР необходим определенный уровень сформированности коммуникативной функции речи, социально-бытовых навыков. Поэтому материал программы обучающего курса расположен по принципу увеличения и усложнения объема информации, от простого к сложному.

        Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. Большая работа проводится по изучению техники безопасности, формирование у обучающихся умений пользоваться нагревательными электроприборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, стеклянной посудой, кипятком, умение оказать первую медицинскую помощь, знать, к какому врачу, когда обратиться, уметь приготовить простой бутерброд и правильно заварить чай, сварить компот, знать в какую организацию с какой проблемой можно обратиться и многое другое, так необходимое в жизни.

У обучающихся с ТМНР, находясь в школе, формируются режимные моменты, которые также важны в жизни ребенка. Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР является нормализация его жизни, т. е. образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинства людей.

Таким образом, ФГОС для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития направлен на обеспечение доступности образования для всех детей, включение их в систему образования вне зависимости от тяжести нарушений развития, вида образовательного учреждения, места проживания, создание образовательной среды в соответствии с их возможностями и потребностями.

Основной задачей педагогов, работающих с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, является адаптация данной категории детей в социуме.

Таким образом, образование есть система процессов взаимодействия людей в обществе, а процесс учения – это процесс деятельности обучающегося, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое системно-деятельностный подход в образовании.