На этапе введения Федерального государственного образовательного стандарта возникла необходимость соединения системного и деятельностного подхода в обучении и воспитании, при котором образовательная система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход позволяет реализовать принцип системности на практике. Основная его идея заключается в том, что главный результат образования – это способность и готовность обучающегося к эффективной и продуктивной деятельности во всевозможных социально-значимых ситуациях.
Путей развития потенциала личности существует много, но исследовательская деятельность один из самых продуктивных. Задача педагогов, используя средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребенка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать в разных жизненных ситуациях. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Ребенок – исследователь, проявляет интерес ко всему, что его окружает. Как известно, ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимодействия между родителями и педагогами. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы. Никому не секрет, что для ребенка родители – самые главные в мире люди, и родительские слова становятся руководством к действию.
Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если эта работа проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако, очень важно сделать так, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея методов проектов, а вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.
Первое знакомство родителей с проектной деятельностью целесообразно начать на этапе дошкольного образования. В идеале, если существует взаимодействие воспитателей и учителей. В нашей школе открывается уже третья группа предшкольной подготовки, где дети готовятся к предстоящему обучению в школе, а значит, постигают исследовательскую деятельность на самом начальном её этапе. Кому, как ни им без помощи родителей не обойтись. Задача родителей – знать суть проектной деятельности, ее этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребенку, если он обратиться к ним за помощью. И в этом им поможет учитель. Знакомство родителей с азами исследовательской деятельности происходит на родительских собраниях, беседах. В нашей школе работают творческие, увлеченные учителя и воспитатели. Оснащение групп мини – лабораториями, планшетами, книгами способствует проведению простейших исследований на занятиях, дают им первоначальное
представление о физике, химии и биологии. Эта работа продолжается дома, где вместе с родителями дети создают поделки, рисунки на определенные темы, а затем проходят выставки. Дети уже на этом этапе имеют возможность поучаствовать в конкурсах и почувствовать себя исследователями, а поскольку их поддерживали папа и мама, они осознают всю значимость работы.
Придя в начальную школу, ни дети, ни родители не боятся таких слов как проект, исследование. Уже на этом этапе можно познакомить родителей с вопросами: что такое исследование в школе? Каковы этапы его выполнения? Первые темы исследований посвящены семье, Родине, природе, то есть всему тому, что знакомо и понятно с детства. Становясь старше, дети в своих исследованиях затрагивают вопросы фактических из всех областей окружающего мира и изучаемых наук.
Выполнение учебного исследования предусматривает несколько последовательных этапов: выбор темы исследования, выдвижение первоначальных идей, сбор материала, обобщение материалов, подготовка к защите, защита итогов исследования. Какова же роль родителей на каждом из них? На этапе выбора темы исследования действия родителей могут быть следующие: помочь выбрать лучшую из тем, обосновать свой выбор. Очень важно чтобы родители с первых шагов поняли значимость этого исследования для ребенка. А учитель может и должен лишь «подтолкнуть» их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы: что мне интересно больше всего? Чем я хочу заниматься в первую очередь?
На следующем этапе вместе с ребенком и родителями мы формулируем проблемы, которые необходимо решить в рамках предстоящего исследования, и которые являются мощной движущей силой процесса дальнейшего исследования. Поиск проблемы – дело непростое, а способность творчески одаренного человека видеть проблемы – особый дар. Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследования всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Поэтому на данном этапе большая роль отводится учителю и консультанту, в роли которых выступают родители. Важно, чтобы ребенок с помощью взрослого понял, осознал проблему, но не обязательно требовать ясного словесного оформления этой проблемы.
Прежде, чем приступить к этапу сбора материала, надо договориться с детьми о способах фиксации получаемых сведений (запомнить, записать на бумаге, на диктофоне, сфотографировать, зарисовать). В ходе сбора материала родители могут посоветовать дополнить список необходимых источников по теме исследования или исключить из него те, которые не совсем соответствуют выбранной теме. Взрослые посодействуют ребенку в передвижении до библиотеки, ориентировке в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации (опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, Интернет, книги и периодические издания).
На этапе обобщения материала родители могут помочь ребенку кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом другим людям. Для
этого нужно приготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования, подготовить тексты. Макеты, чертежи. Детям может потребоваться помощь в редакционной поправке, грамматическом и стилистическом контроле.
На этапе подготовки к защите работы родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией. Прорепетировать выступление, снять волнение ребенка перед выступлением.
Защита итогов исследования – это венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Без него не может исследование считаться завершенным. Естественно защита работы бывает публичной, с привлечением автором других работ, зрителей. В ходе защиты ребенок учиться излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится убеждать, доказывая свою точку зрения.
Родители должны помогать детям не только в начальной, но и в средней школе. Конечно, дети приобрели опыт, могут работать самостоятельно, но бывают ситуации, в которых без помощи родителей им не обойтись.
В учебнике физики за 8 класс под редакцией А.В. Перышкина есть задание: «По электросчетчику определите и запишите, какая электроэнергия расходуется в вашей квартире за неделю (месяц). В течение следующей недели (месяца) постарайтесь экономить энергию – выключать, когда это возможно, электроприборы. Определите по счетчику, сколько электроэнергии вы сумели сэкономить».
Именно эта задача заинтересовала и убедила учащихся разных возрастов из научного общества школы и послужила созданию исследования «Мой первый опыт экономии электроэнергии».
Участники исследования решили на примере своих семей провести исследования, как можно сэкономить потребление электроэнергии в доме. Каждый член семьи выполнял какую-то роль. Папы, были ответственными за техническое обеспечение, мамы координировали проект, а дети изучали литературу по проблеме, осуществляли наблюдения, проводили статистические исследования и анализировали полученные данные.
Данная работа помогла сделать жизнь семей более дружественной по отношению к природе, осознанно перейти к ресурсосбережению в доме, сэкономить средства на оплату потребляемых ресурсов, улучшить свой быт, добиться большего комфорта.
Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и
родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.
В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.