Скажи мне слово – и я скажу, кто ты! (Сократ.)

Консультация–практикум для воспитателей ДОУ.

Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.

Задачи: Уточнить и закрепить знания воспитателей о культурных и методических требованиях к речи педагога;

Совершенствовать качество языкового оформления высказываний с использованием основных языковых норм;

Способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.

План проведения семинара:

Обоснование проблемы. Требования к качеству речи педагога ДОУ. Понятие «культура речи».

Практикум «Проверьте свою грамотность».

Часть I.

Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

Именно поэтому, к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

качество языкового оформления речи;

ценностно-личностные установки педагога;

коммуникативная компетентность;

четкий отбор информации для создания высказывания;

ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания: (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, в соответствующей ситуации и условиях общения, а так же умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию, собеседника и др.

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

Что такое культура речи?

Прежде всего, это степень владения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики) а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) и в соответствии с поставленными целями в содержании высказываний.

К сожалению, на практике бывает, что в речи педагогов встречаются следующие недостатки:

- нечёткое артикулирование звуков в процессе речи;

- побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что» вместо «што»; «его» вместо «ево»);

- произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;

- неправильное ударение в словах;

- монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;

- ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;

- многословие, наслоение лишних фраз, деталей;

- насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;

- использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;

- частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);

- засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.);

- копирование речи малышей, «сюсюканье»;

- использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т.д.

К речи педагога предъявляются следующие требования:

- правильно произносить все звуки родного языка;

- чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;

- строго придерживаться в речи орфоэпических норм правильно ставить ударения в словах;

- использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы);

- в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;

- связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития;

- использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.

Часть II.

Практикум «Проверьте свою грамотность».

Форма организации педагогов – малые группы по 4 человека.

Правильность речи - фундамент языковой культуры; без нее нет и не может быть ни литературного художественного мастерства, ни искусства живого и письменного слова.

1.1 Грамматическая правильность.

Проспрягать глаголы: бежать, хотеть, ож-.

В каком случае используется форма глагола «бегите»?

Образовать форму повелительного наклонения глаголов:

Ехать – поезжай(те); бежать – беги(те); махать – маши(те), махай(те); сесть – сядь(те); лечь – ляг(те).

Определить род существительных и употребить слово в правильной форме:

Окна занавешены (тюль)

Лицо скрыто (вуаль)

Крышу кроют (толь)

Вымою голову (шампунь)

Голова покрыта (шаль)

Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:

Я встала, сняв ребенка с (колени).

В саду много (яблони), (вишни), (смородина).

Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки).

Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).

1.2 Орфоэпическая правильность.

Расставить ударение и прочесть слова: звонит, красивее, баловать, балуешь, избалованный, мышление, эксперт, деньгами, сливовый, свекла, творог, обеспечение.

Правильно употребить слова в родительном падеже единственного числа: бинт, блин, торт, бант, гусь.

Правильно употребить слова в винительном падеже единственного числа: доска, река, щека, борода, стена, борона.

1.3. Лексика.

Исправить предложение:

Он полный невежа в вопросах искусства.

Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.

Коля является ведущим лидером нашей группы.

Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.

Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.

Все дети своевременно выполнили заданное задание.

Врачиха выписала детям лекарство.

1.4. Орфография.

Словарный диктант: пластилин, искусство, аппликация, чувствовать, очарование, участвовать, безопасный, объединение, пересказ, рассказывание.

Часть III.

Высказывания великих людей о речи.

«Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренно и вовремя» (А.Ф. Кони).

Скажи мне слово – и я скажу, кто ты! (Сократ.)

Есть люди, говорящие красиво, но пишущие далеко не так. Это происходит потому, что место, слушатель и прочее разгорячают их и извлекают из их ума больше, чем они могли бы дать без этого тепла. (Б. Паскаль.)

Те, кто уверяет, что имеет в голове много мыслей, но выразить их не умеет из-за отсутствия красноречия, - не научились понимать самих себя. ( М.Монтень.)

Кто из нас не хочет научиться говорить красноречиво и убедительно! Ведь слово сопровождает нас повсюду, а наш язык – признак ума или глупости. Всякая интеллектуальная профессия – речевая, поэтому «цветами красноречия усыпан путь в любой карьере» (А.П.Чехов).

Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою. (Из «Книги притчей Соломоновых».)

Кто не умеет говорить, карьеры не сделает. (Наполеон.)

«Слово — одежда всех фактов, всех мыслей». Максим Горький.