Сказка как средство нравственного и поликультурного воспитания детей и молодежи
Социальные - экономические изменения, происходящие в нашей стране, требуют модернизации системы образования.
Демократизация и гуманизация осуществляются на фоне происходящих в обществе преобразований, в том числе и негативного характера: межнациональные конфликты, рост преступности, алкоголизма, наркомании, разгул насилия и вседозволенности, бездушное отношение к старикам и инвалидам, появление огромного количества беспризорных детей и сирот, в том числе при живых родителях. Все это актуализирует проблему нравственного воспитания детей и молодежи.
Детский возраст - важный период в жизни ребенка. В это время происходят вхождение ребенка в мир социальных отношений, усвоение элементарных моральных требований, приучение к их выполнению. Это период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности ребенка в целом. Это обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии детей, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственной воспитанности.
В настоящее время происходит процесс обновления содержания образования, апробация новых педагогических технологий, поиск и овладение новыми методами и формами работы, совершенствование процесса воспитания детей, в том числе и нравственного. Оно происходит с учетом всего лучшего, что было накоплено практикой и педагогической наукой.
Проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: Яна Амоса Коменского, Жан Жака Руссо, Дж. Локка, Иоганна Фридриха Гербарта, И. П. Песталоцци, Н.И. Пирогова, Константина Дмитриевича Ушинского, Л. Н. Толстого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др. В то же время имеющийся материал по проблеме формирования и развития нравственности необходимо подвергнуть осмыслению с точки зрения современных социально-экономических преобразований, происходящих в обществе.
В отечественной педагогике общие проблемы нравственного воспитания детально разработаны в трудах Юрия Петровича Азарова, Л.М. Архангельского, О. С. Богдановой, E.H. Бондаревской, З.И. Васильевой, А. В. Зосимовского, Б. Т. Лихачева, И. С. Марьенко, Н. И. Монахова, Н. В. Мясищева, И В. Павлова, Л. И. Рувинского, И. Ф. Харламова, М.И. Шиловой и других исследователей.
Своеобразие нравственного воспитания детей и его методики нашло отражение в трудах Т.Н. Бабаевой, P.C. Буре, H.A. Ветлугиной, А. М. Виноградовой, Н.В. Дуровой, М. М. Кониной, Т. А. Марковой, В. Г. Нечаевой, Л.Ф. Островской, С. В. Петериной, Л. П. Стрелковой, А.М.Счастной,
По мнению большинства ученых, именно в детском возрасте закладываются основы таких нравственных качеств, как коллективизм, патриотизм, дисциплинированность, правдивость, доброжелательность, трудолюбие, принципиальность, бережливость и пр. В воспитании тех или иных качеств личности ребенка немаловажное значение имеет использование фольклора, возможности которого неисчерпаемы. Его народная мудрость воздействует на эмоциональную сферу ребенка при сообщении ему нравственных понятий, формирует устойчивые положительные или отрицательные отношения к действительности.
Народная сказка - неразрывная часть фольклора. Она является предметом научных исследований фольклористов, литературоведов, психологов, педагогов. Народная сказка - одно из средств нравственного воспитания школьников. Идеи, воспетые и сбереженные в фольклоре, не утратили своего значения и в настоящее время. "Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа, " - писал К. Д. Ушинский
Многие современные ученые-педагоги и представители педагогической общественности (Ю.А. Азаров, Ш.А. Амонашвили, В. П. Аникин, Д. М. Арнов-ская-Дубовис, Л.П. Бочкарева, Н. Ф. Виноградова, Е. Н. Водовозова, Н.С.Карпинская, Т.С. Комарова, Т.В. Коршикова, Л. П. Стрелкова, A.M.Счаст-ная, А. П. Усова, Л. Б. Фесюкова, К.И. Чуковский, Н.В. Шелгунов и др.) указывали на ту большую роль, которую играет сказка в формировании личности школьника. По их мнению, все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно-воспитательной работе.
Сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка.
Сказка – древнейший жанр устного народного творчества, классический образец фольклора. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости.
Воспитательная функция сказки – один из ее жанровых признаков.
Всегда торжествует нравственная и социальная правда – вот дидактический вывод, который сказка наглядно иллюстрирует.
Народная сказка помогает педагогу получать возможность не только снять эмоциональную напряжённость, возбуждённость, тревожность, агрессивность, недоверие к себе и другим, помочь ребёнку обрести уверенность в себе.
Общеизвестно, что каждый народ имеет свои национальные сказки, которые связаны между собой. Русский лингвист, исследователь сказок Владимир Яковлевич Пропп писал: "Сказка - символ единства народов. Народы понимают друг друга в своих сказках. Независимо от языковых или территориальных или государственных границ сказки широко переходят от одного народа к другому. Народы как бы сообща создают и развивают свое поэтическое богатство" [117, С.25].
Народные сказки представляют для детей немалый интерес: "В них виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия, и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве" [12, С.668].
Поликультурное воспитание предполагает не только диалог культур. Его суть состоит в том, чтобы в процессе вхождения человека в иную культуру, погружения в своеобразие, развивалась его собственная личная культура. Поликультурное воспитание - это не только становление толерантного, уважительного отношения к иным культурам, это - важное обстоятельство собственного интеллектуального, эмоционального, духовного развития человека. Оно отражает в школьном коллективе разнообразие мира и помогает постигнуть его многогранную картину, а значит, способствует адекватному восприятию меняющихся условий жизни.
Методистами давно признано огромное значение жанра сказки для всестороннего воспитания и образования школьника; но, в современных условиях морального кризиса молодежи наиболее актуальным является то, что сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. Сильной стороной сказок является их активная, действенная направленность на победу добра. Дети искренне радуются, что побеждаетсправедливость: простые бедные люди выходят из беды, а злые погибают, т. е. зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и вжизни всегда было так.
На занятиях Клуба любителей немецкого языка, который я веду уже не один год, у меня выявились ребята, способные играть на сцене. Мы решили попробовать показывать сценки-сказки, которые были бы известны всем. Начали со сказки «Три поросенка», показывали учащимся начальной школы. Ребята с неподдельным интересом смотрели представление, понимая, что сказку они знают. Затем попробовали кукольное представление со сказкой «Теремок». Помимо выступлений в школе, мы участвуем в ежегодном театральном фестивале в г. Саяногорск, где собираются театралы не только из Хакасии, но и из Красноярского края. Таким образом, мы не только вспоминаем народные сказки, но и поддерживаем изучение немецкого языка, развиваем свои творческие способности.