Задумывались ли вы когда-нибудь, почему мы так любим сказки? Что же нас так с детства увлекает в них? Конечно, прежде всего заинтересовывает необычный и увлекающий за собой сюжет. Быль сплетается с небылицей, настоящее - с волшебным, и так всё перемешивается, что слушатель перестаёт ощущать реальное и переносится туда, где и происходят грандиозные события. Добрая сказка подскажет как нужно жить, а как не следует, посмеётся над злом и обязательно раскроет народную или авторскую мудрость во всей своей замечательной красе.
Сказка- это устный, поэтичный рассказ с фантастическим сюжетом. А русская народная сказка- это непревзойденное произведение искусства с живыми и увлекающими событиями воображаемых героев, которые вовлекают ребенка в свой образный мир. Поэтому язык сказки прост и доступен.
Многое зависит от того, КТО и КАК это всё рассказывает. У одних сказателей манера разговора плавная и медленна, у других – шустрая и весёлая, но всех сказателей народных отличает наличие музыкальности. Музыкальность РУССКОЙ сказки привлекает к себе многих русских писателей- поэтов, музыкантов и живописцев. Неповторимые живописные полотна на сюжеты русских народных сказок написал Виктор Михайлович Васнецов: ''Алёнушка'', ''Богатыри''... Конечно же, музыкальность русских народных сказок особенно привлекала к ним и композиторов. Ни один русский композитор не прошёл в своём творчестве мимо этих острых сюжетов. Кого же можно встретить в произведениях русских композиторов? Конечно же: Бабу - Ягу, Кощея Бессмертного, Русалку, Лешего, Колдуна, Серого волка и т.д.
Роль детских сказок в развитии дошколят многогранна: от развития фантазии до развития и формирования правильной речи. Сказка является жизненным, неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на лёгком для малышей языке, учит детей житейским мудростям, рассказывает о добре и коварном зле. Дети намного легче понимают придуманную сказку, чем иногда невыразительную, скучную для них взрослую речь.
Рассказанная для ребенка сказка занимает важное место в жизни и деятельности ребенка, поэтому научные исследования в области детской педагогики и психологии называют этот возраст – возрастом сказок, яркого образного воображения, загадочного осознания услышанного. В этом возрасте у детей развивается красочное мышление, которое обнаруживает себя в игре друг с другом или с товарищами, или -просто в общении, разговорах.
Важное значение для формирования творческого воображения и восприятия ребенка дошкольного возраста играет слушание музыки на музыкальных занятиях в детском саду. Предлагаю остановиться на выборочных музыкальных произведениях композиторов, опубликованных на диске учебного пособия к программе «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой. Мне кажется, что здесь очень грамотно подобраны уникальные произведения для прослушивания, основанные на близких к детскому миру ребенка впечатлениях и сказочных образах. Занятия проводит музыкальный руководитель в кругу детей, которые размышляют над услышанным, и сами пытаются прокомментировать или дополнить речь преподавателя, формируя тем самым своё личное мнение. Музыкальные произведения будут прослушаны детьми и прокомментированы от моего лица.
И на первом занятии мы разберем всего 5 произведений, входящих в диск №9 «Сказка в музыке». Это?
1- П. Чайковский «Нянина сказка»
2-С.Прокофьев «Сказочка»
3-П.Чайковский «Баба Яга»
4-Э.Григ «В пещере горного короля»
5-А.Лядов «Кикимора»
Конспект занятия №1.
И так, начинается наша сказка, которую я провожу на музыкальных занятиях с детьми 6-7 лет. Звучит №1- «Нянина сказка» П.И. Чайковского, и под тихие, в умеренном темпе звуки пьесы, идет рассказ.
«Закончен радостный от игр, занятий и впечатлений день Миши, и наступает скучный осенний вечер. Медленно солнышко скрывается за лесом, унося с собой свои теплые желтые лучики, как бы говоря: «Завтра встретимся с тобой, Миша! А теперь иди и ложись спать.» Но не хочется Мише засыпать и лежать в кроватке в темной комнате одному. И он зовет няню: «Няня, няня, расскажи мне, пожалуйста, сказку». Няня подходит к Мише, укрывая его снова одеялом и ласково гладя по голове, и говорит: «Мишенька, да уж время подошло ко сну. Устал ты за день, закрывай глазки, будет завтра новый день, тогда и расскажу я тебе сказку.» Но Миша настойчиво повторяет: «Няня, няня, ну расскажи сказку и тогда я быстро усну, я тебе обещаю!» Няня присаживается на край кровати, где лежит Миша и отвечает: «Хорошо, только скажи мне, что сразу уснёшь, когда моя сказка закончится». Миша с радостью обнимает няню за шею и, смеясь, говори: «Обещаю, обещаю, обещаю». «Хорошо» - говорит няня, укладывая Мишу в кровать, -«Тогда слушай. Но сначала скажи мне: о каких сказочных героях ты хочешь услышать?» Миша, немного подумав, отвечает: «Пусть это будут злые герои из сказок, но в твоей сказке они станут добрыми и волшебным». Няня, улыбаясь от слов Миши, говорит: «Да, много в сказках и злых, и добрых персонажей, борются они между собой, но ты ведь знаешь, что всегда добро побеждает. Пусть так будет и в нашей сказке, а ты глазки закрывай и слушай, не перебывай меня, чтоб было интереснее и загадочнее».
«Нянина сказка» П. Чайковского закончилась, и дети, после прослушивания, отвечают на вопросы руководителя:
Какой характер у произведения?
В
каком темпе
написана пьеса?
Соответствует ли
мой рассказ образу, который создает музыкальное прослушивание?
4)Что вы, ребята, хотите дополнить в мой рассказ?
После высказываний детей я перехожу к прослушиванию следующей пьесы№2 - «Сказочки» С. Прокофьева. Под неторопливое движение шестнадцатых нот в левой руке начинается следующий рассказ, идущий от Мишиной няни.
«В самой гуще леса, куда не проглядывал даже солнечный свет, стояла избушка. Крыша ее уже покрылась мхом, окно было закрыто ставнями, а скрипучая дверь все открывалась, и сама захлопывалась от порыва ветра. И забыла я тебе сказать, Миша, что эта избушка стояла на курьих ножках. Конечно, там жила Баба Яга! Давно она не выходила из избушки и не вылетала на своей ступе в лес, позабыла своих верных друзей и приятелей, с которыми проказничала. Прохудилась уже и вся одежда у Бабы Яги, лапти все были избиты и изношены. Вот так и сидела Баба Яга у себя в избушке да слушала сказки кота Мурыча. А тут кот и говорит ей: «Ты бы слетала, Баба Яга, по лесам, по горам. Посмотрела бы что на свете делается, проведала бы Кащея, как он живет?» И задумалась Баба Яга: «Твоя правда, Мурыч, пойду, проветрюсь. А в чем я пойду, если лапти мои давно рассыпались? Мурыч, а где мой летательный аппарат, моя ступа?» Кот удивленно посмотрел на Бабу Ягу и говорит: «Помнится мне, что она где- то в кладовке стояла после последнего налета на разбойников. Пойду посмотрю». Пошел кот Мурыч в кладовку, перебирая своими мягкими пушистыми лапками, как вдруг что- то вдруг упало в кладовке, покатилось с шумом и послышался раздирающий крик кота. Испуганная Баба Яга стояла посередине избушки, когда кот Мурыч запрыгнул ей на плечо и вцепился когтями в старый платок, свисавший с плеча. «Да чего ж ты испугался?»- спросила Баба Яга, но Мурыч только жалобным взглядом посмотрел на нее и со злом замурлыкал. «Пойду сама погляжу». Зашла Баба Яга в кладовую, а на ее летательном аппарате, который весь уже покрылся пылью и копотью, сидела старая сова. Увидев старуху, сова заухала, сама испугалась и вылетела вон из кладовой, задев своим крылом Бабу Ягу. Такого события не ожидала Баба Яга и замахала руками, прикрывая свою, не совсем расчесанную, голову. Протерев ступу от пыли тряпкой, старуха вступила в нее и вылетела вон из избушки, оставив Мурыча и сову сидеть на печи».
Вот и закончилось произведение «Сказочка». Слышали, ребята, как точно передал настроение таинственности, секретности в крайних частях и взволнованности в середине пьесы Сергей Прокофьев? А какой инструмент исполняет это произведение? И обратите внимание, что на протяжении такой небольшой пьесы, композитор сумел показать и самые низкие, и самые высокие нотки, одновременно короткие и длинные, тянущиеся ноты.
(Дети отвечают на вопросы руководителя).
А мы слушаем дальше. Какая же пьеса будет следующей, и что случится с Бабой Ягой? Третья пьеса так и называется «Баба Яга», написал ее Петр Ильич Чайковский. Как и первое, прослушанное вами произведение, эта пьеса входит в «Детский альбом», в котором композитор описал настроение и расписание одного дня ребенка. Сами названия пьес подсказывают вам, что происходит в данный момент в комнате ребёнка, а мы с вами домысливаем и рассказываем вслух, при этом обсуждая все конкретно, как будто сами находимся в этой музыке и сказке.
Как рассказывает музыка о Бабе Яге? Показывает её злой, страшной, потому что мелодия тревожная, отрывистая, слышны остановки, как будто Баба Яга прихрамывает, идя к своей ступе. Но ведь мы знаем, что она решила быть доброй- то есть наоборот! В этой пьесе 3 части, где первая и третья похожи по мелодии. А в средней, во второй части произведения, мелодия показывает, что Баба Яга встала в свою ступу и понеслась над лесом, помахивая и помогая себе метлой. Как быстро движется мелодия! Отрывистые аккорды короткие, острые и четкие! Наступает 3 часть, которая повторяет первую, но теперь мелодия звучит высоко, как будто Баба Яга поднялась совсем ввысь, через весь лес, к облакам. А потом звуки спускаются вниз: значит и Баба Яга что- то увидела на земле и решила посмотреть, отдав приказ ступе спускаться. Закружилась Баба Яга в своей ступе, колдует, вертится и вдруг совсем пропадает. Куда? Что же её так удивило, заставило взглянуть на землю и спуститься? Ответ простой, который нам подсказывает следующее произведение, которое мы с вами будем слушать. Буду рассказывать дальше.
«Баба Яга заметила в скале какую- то пещеру, которую раньше никогда не видела. Ах, да! Ведь столько прошло времени с тех пор, когда она в последний раз летала на своей ступе. «Что за беспорядок на моей земле? Кто посмел вырыть эту пещеру?»- подумала Баба Яга. Она тихо приземлилась и вышла из своей ступы, стараясь не шуметь. В пещере был узкий проход вниз, только слабый огонёк где- то совсем вдали освещал путь. Баба Яга очень осторожно стала спускаться. Чем ниже она спускалась, тем ярче был свет, который и привёл её в большой, освещенный факелом зал. По одной стороне зала сидели мышки в черных пиджаках, по другую сторону сидели кроты в белых галстуках, а по третью -сидели крысы в нарядных бальных платьях. В самом центре зала стоял высокий трон, на котором сидел, как поняла Баба Яга, их Король. «Да это же целое королевство, как оно здесь появилось?»- подумала Баба Яга, но решила не шуметь и посмотреть: что же будет дальше. Король, тем временем, встал на своем троне, и Баба Яга сумела его лучше рассмотреть. Каково было её удивление, когда в этом Короле она узнала своего мышонка, который жил в её избушке, а потом куда - то исчез. Но теперь это был не маленький мышонок, а большая мышь с короной на голове. «Ах вот ты какой, маленький проказник! Увидел, что я никуда не стала в последние сто лет летать и осматривать свои земли, так и решил от меня убежать и стать Королём в этой пещере?»-подумала Баба Яга. Тем временем, Король произносил свою речь на мышином языке, который был понятен и Баба Яге, она же сама воспитывала этого мышонка.
«В эти дни мы славно потрудились, собранного урожая хватит на всю зиму!» -сказал Король. «Поэтому я объявляю наш бал открытым!».
Что тут началось! Откуда – то появилась тихая и настороженная музыка, кроты в своих белых галстуках начали приглашать крыс на танец, а те выходили, шурша широкими платьями по полу. Мышки танцевали сами с собой вокруг танцующих пар. Постепенно музыка прибавляла темп, и все кружились быстрее и быстрее, превращаясь в огромный вихрь. Внезапно послышались удары грома – РАЗ, ДВА, ТРИ, и вихрь из танцующих пар провалился вниз и исчез. Баба Яга всё это время очень осторожно подглядывала из- за колонны, которая стояла в самом начале зала, и у неё пересохло в горле от такого зловещего танца. Но когда всё закончилось, она выдохнула с облегчением, тем более, что ни танцующих пар, ни пещеры- ничего не было. Яга стояла на опушке леса, через который она и пролетала. «Может мне это показалось?»- подумала Баба Яга, но тут же вспомнила своего мышонка, который превратился в большого Мыша и сидел на троне с короной. «Нет, такого я не прощу! Убежал от меня и скрылся, и даже стал Королем!»-бормотала Яга и не заметила, как подошла к болоту, которое начиналось от края леса. Болото было такое большое, что Баба Яга удивилась. «Да, не было его раньше, не было! Сколько же времени прошло? Откуда оно появилось?». Вся в раздумьях, попробовала Яга перескочить через кочку и не допрыгнула, а провалилась в болото по самые коленки. Еле – еле выбравшись из болота, вся сырая, Баба Яга подошла к своей ступе и, осмотрев её, подумала, что такое большое болото не перелететь на ступе, - не хватит сил.
А следующее произведение, которое мы будем с вами прослушивать, называется «Кикимора». А кто такая Кикимора? Как, разве вы не знаете? Это же болотная принцесса! Вот с ней – то мы сейчас и познакомимся.
Как я уже сказала: Баба Яга все ходила у края болота, думая и не совсем понимая, что делать. Как вдруг – появилась маленькая лодочка, в которой сидела маленькая красивая девушка в зеленом платье и с зонтиком в руках. И обратилась она к Бабе Яге: «Здравствуй, Яга! Давно я тебя не видела, сколько уж лет ты не наведывалась в эти края!». От изумления Баба Яга даже не смогла вымолвить ни одного слова, только раскрыла шире глаза. Видя в замешательстве такую Ягу, Кикимора снова заговорила первая. «Я- Кикимора, болотная принцесса, и живу здесь уже много лет, охраняю своё болото и местных лягушек. Раньше ты меня не видела, потому что я была совсем крошечная, а теперь, вот, подросла и стала настоящей принцессой. Давай с тобой дружить!»
Такого предложения Баба Яга не ожидала, ведь она только со всеми воевала и делала всякие вредные дела! Яга сразу подобрела, улыбнулась ласково Принцессе и сказала: «Ты будешь моей верной подругой!»
Дорогие друзья, послушайте внимательно начало произведения! Возрастающий шум музыкальных инструментов привлекает внимание и слух: а что же дальше будет? Загадочность и осторожность музыкальных шагов придает тайну и удивление, но когда появляется лодочка с Принцессой, то музыка становится ясной, светлой и солнечной. Значит- Принцесса добрая и несет с собой добро! Посмотрите, как музыка передает картину мрачного болота и прекрасной Принцессы. Это все называется «Выразительными средствами музыки». О них мы и дальше будем говорить, когда разберем следующие произведения. А на этом наше занятие мы закончим.
Таким образом, приобщение детей к слушанию музыки развивает у них и образность мышления, и яркость восприятия содержания, и всем детям самим хочется дополнить твой рассказ, украшая его событиями! Ведь без раскрытия и без объяснения названия произведения и его содержания, ребенку трудно самому понять замысел композитора.