Сказкотерапия – как метод адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ

Процесс перехода из семьи в детское дошкольное учреждение очень сложен  для  малыша. Ребёнку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям,  чем те, к которым он привык в семье. Ранее сформированные динамические стереотипы, иммунная система, физиологические процессы подвергаются некоторым преобразованиям. Возникает необходимость преодоления психологических преград.

       Здоровый  малыш может посещать детский сад. У него уже появился интерес к общению с людьми, его словарный запас и приобретённые к этому времени навыки самостоятельности позволяют ему быть достаточно независимым. Тем не менее, многим трёхлетним детям тяжело оставаться на целый день в обществе чужих людей. При  поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.

      Адаптивные возможности ребёнка раннего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям. Педагогу  необходимо помочь детям преодолеть стресс  поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.

      Дети раннего возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно   быстро заражаться как  положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности легли в основу проведения цикла сеансов с использованием сказкотерапии для детей раннего дошкольного возраста в период адаптации.    

      Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано много. Значимость народной сказки подчеркивал Константин Дмитриевич  Ушинский. О сказках и их роли положительно отзывались   В.Г. Белинский, Александр Сергеевич Пушкин. Еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл его поступка.

Чем сказка отличается от сказкотерапии? Что это такое?

Сказкотерапия – это молодое перспективное течение в прикладной психологии, которое широко используется в настоящее время в дошкольной педагогике. Во время игры, ребёнок принимает на себя роль какого-либо героя, легче взаимодействует с окружающими его взрослыми и детьми. Сказка помогает ребёнку глубже понять поведение и поступки людей. На собственном опыте ребёнок может ощутить что такое «плохо» и что такое «хорошо». Сказку можно подобрать под любую самую сложную ситуацию, в игровой манере мы можем ненавязчиво научить ребёнка нормам поведения, признанным в обществе, моральным заповедям.

   Погружение в сказочный мир позволяет ребёнку использовать речевой аппарат намного активнее. В обычном общении ребёнок привыкает пользоваться лишь небольшим объёмов слов, интонаций и выражений. В такой ситуации объём используемых слов и выражений быстро беднеет, делая интеллект и речь ребёнка маловыразительным и скучным. Напротив, во время проведения сеанса ребёнок, подражая героям, часто пользуется яркими красивыми речевыми оборотами. Это даёт прекрасную возможность овладеть родной речью. Воспитатель берёт в помощники сказку, потому что она богата живыми красивыми оборотами, меткими сравнениями.

Сказкотерапия производит оздоровительный эффект на дошкольников.  Под влиянием сказкотерапии ребёнок корректирует своё поведение мягко и без потрясений. С ее помощью можно воспитывать, преодолевать негативные черты характера и поведения ребенка.

    Основанием для моей деятельности по внедрению приемов сказкотерапии в работу с дошкольниками в период адаптации послужили следующие причины: 

-  необходимость организации работы по эмоциональному развитию дошкольников уже в раннем возрасте. Героями наших детей стали персонажи  современных мультфильмов, компьютерных игр (тематика и содержание которых не соответствует возрасту детей), которым они подражают, отсюда агрессивность и жестокость в поведении;

- недостаточная информированность родителей  о работе с детьми в детском саду по  использованию методов сказкотерапии в работе с дошкольниками.

Основная цель работы: оказать помощь в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения, выявлять положительное влияние сказкотерапии на эмоциональное благополучие дошкольника, а также на снижение уровня детской конфликтности и агрессивности.

Задачи

В работе с педагогами:

пополнять теоретические знания;

проводить цикл мероприятий с элементами

сказкотерапии

;

обогащать     дидактическую базу по данной теме.

В работе с детьми: 

- снятие эмоционального и мышечного напряжения

- снижение импульсивности, тревоги

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом

- развития внимания, восприятия, речи, воображения

- развитие общей и мелкой моторики, координации движений.

В работе с родителями:

способствовать повышению компетенции родителей по данной теме через проведение консультаций, родительских собраний, бесед, оформление папок-передвижек;

  вовлекать родителей в воспитательный и оздоровительный процесс как активных его участников.

    В работе с детьми я опираюсь на материалы следующих методических пособий:

  1) Шорохова О.А «Играем в сказку» (сказкотерапия по развитию связной речи дошкольников) – М.:ТЦ Сфера, 2008.;

  2)  Микляева Н.В., Толстикова С.Н., Целикина Н.П. «Сказкотерапия в ДОУ и семье» - М.:ТЦ Сфера, 2010.;

  3) Капская А.Ю., МирончикТ.Л. «Планета чудес» (Развивающая сказкотерапия для детей) - М.:ТЦ Сфера, 2008.;

  4) Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева «Тренинг по сказкотерапии», СПб.: Речь, 2010;

  5) Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева «Развивающая сказкотерапия», СПб.: Речь, 2011;

  6) Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева «Формы и методы работы со сказкой», СПб.: Речь, 2008.

   Татьяна Дмитриевна Зинкевич - Евстигнеева разработала курс сказкотерапии, который включает множество приемов, и форм работы, позволяющих развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Сказки делятся на пять видов зависимо от предназначения: художественные, дидактические, психокоррекционные, фактически психотерапевтические, медидативние.

Существует несколько форм работы со сказкой:

1.Анализ сказок.

2.Рассказывание сказок.

3.Переписывание сказок.

4.Постановка сказки с помощью кукол.

5.Сочинение сказок.

       Сказкотерапия может применяться как для групповых занятий, так и для индивидуальных. Конечно,  у индивидуальных занятий больше возможностей.

      На протяжении нескольких лет мы используем методы сказкотерапии в процессе адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения, а затем в оздоровительной работе с детьми. Для проведения данной работы привлекались родители, изготовившие специальный ящик для игры с песком, заготовившие цветной песок, игрушки, фигурки, вылепленные из пластилина, природный материал. Прежде чем начать играть, отрабатывались правила игр с песком: не ссориться, не бросаться песком, не разрушать то, что создает другой ребенок. Сеанс сказкотерапии  проводится в песочнице, где разыгрывается сказка, которую ребёнок сначала видит, слышит, а потом имеет возможность её ощутить  (потрогать героев, построить дом и т.п.), кроме этого  имеет значение и песок, который заземляет негативную энергию ребёнка и позволяет ему отвлечься от окружающей действительности.  Вместе с детьми мы строим картины из песка, придумывая различные сказки, что способствует развитию их сенсорных навыков, конструктивных и исследовательских способностей.

     Базовыми средствами работы служат игры с песком, природным материалом (камушками, ракушками). Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на взаимодействие с песком, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой.

    Сеансы длительностью 10-15 минут проводятся два раза в неделю, рассчитаны в среднем на 10 сеансов.  Каждый сеанс повторяется по 2-3 раза.

    В первой части -  игры с песком: дети трогают песок руками, копают, лепят, пересыпают.

    В основной части -  рассказывание и разыгрывание сказки на песке и игры, связанные с главным героем сказки.

    В заключение занятия – релаксационные упражнения и переход к другому виду деятельности.

     Педагог является непосредственным активным участником занятия – заражает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задаёт образцы выполнения действий.

     Безусловно, не все дети сразу включаются в процесс и активно в нём участвуют, но на первых порах положительным считается уже то, что ребёнок наблюдает за происходящим,  забывая  на некоторое время, где он и то, что рядом нет мамы. Педагог же в процессе работы постоянно поощряет  спонтанные, живые и естественные реакции детей.

   Для сказкотерапии можно применять  всем известные сказки. Уверенна, что вы будете удивлены, если каждую сказку будете не просто читать ребенку, а попытаетесь вникнуть в ее истинный глубокий смысл, который вложили в нее наши далекие предки. Я только начну, а дальше вы сами поймете, как читать сказку и на что акцентировать внимание ребенку. 

    Давайте разберем самые распространенные сказки:

1) Колобок - ушел из дома один и с ним случилась беда (сказка для коррекции поведения).

2) Волк и семеро козлят - нельзя открывать дверь чужим (вы можете 10 раз говорить, что нельзя открывать дверь чужим, но сказка воспринимается и запоминается ребенком легче).

3) Красная шапочка - нельзя разговаривать с чужими на улице.
4) Петушок золотой гребешок (это где Петушок в окошко выглядывал, а Кот и Дрозд спасают его от Лисы) - учит тому, что друзья всегда помогают друг другу в беде.

5) Репка - всем вместе любое дело по плечу, и важна помощь даже самого маленького.
6) Маша и медведь - из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка.

      В ходе организации и проведения сеансов сказкотерапии  используются различные виды театров: би- ба- бо, театр на фланелеграфе, театр теней, театр мягкой игрушки, пальчиковый театр.

       Цикл занятий «Разноцветные сказки» позволяет углубить работу по цветовосприятию, научить детей различать основные цвета, сопоставлять предметы и их изображения по цвету, выполнять действия с цветом по словесной инструкции (игра «Цветные прищепки», «Цветные крышки»).

Большую помощь в работе с детьми по сказкотерапии оказывают дидактические игры, позволяющие расширять знания о сказках,   а  также  зрительное  представление происходящего события. Дидактические игры учат детей сличению, узнаванию классификации, развивают зрительное восприятие и активизируют зрительные функции.

   Работа по внедрению методов  сказкотерапии  в работу с дошкольниками проводится и с родителями.  Им были предложены консультации «Сказка для детей», «Сказкотерапия - что это?», «Сказкотерапия – лечение сказкой», «Сказкотерапия – как метод адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ»; рекомендации по ознакомлению со сказками дома: «Какие сказки читать на ночь?», «Реальность сказочной жизни», «Как сочинить лечебную сказку?», мастер – класс «Давайте поиграем» (ознакомление родителей с приемами арт – терапии).

      В работе с детьми по методу сказкотерапии в процессе адаптации  все дети дали положительную динамику.  Наиболее важным показателем было то, что дети позволили работать с ними воспитателю без родителей, а затем стали более активны при взаимодействие со взрослым и другими детьми. Существенно сократилось время адаптационного периода (от недели до двух), у некоторых детей это время сократилось до четырёх дней (имеется в виду, что после указанного времени дети приходили в группу и оставались спокойно, вспоминали маму лишь к вечеру, играли, были активны).  После проведённой работы, большинство детей могут освоиться в новом помещении  при доброжелательном отношении к ним незнакомого взрослого за 5-10 минут, а в присутствии родителей активно общаться, играть с предложенными игрушками.

   Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации является весьма эффективным и многуфункциональным. Это позволяет нам рекомендовать этот метод педагогам  ДОУ к использованию в работе с детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации. 

 

 

Литература:

 

1) Шорохова О.А «Играем в сказку» (сказкотерапия по развитию связной речи дошкольников) – М.:ТЦ Сфера, 2008.;

2)  Микляева Н.В.,Толстикова С.Н., Целикина Н.П. «Сказкотерапия в ДОУ и семье» - М.:ТЦ Сфера, 2010.;

3) Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева «Формы и методы работы со сказкой», СПб.: Речь, 2008;