Сказкотерапия как метод работы с детьми дошкольного возраста

Сказкотерапия – метод достаточно известный в педагогических кругах, но, к сожалению, недостаточно используемый. Сегодня психологи бьют тревогу – уровень развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста очень низок. Страхи, тревоги, агрессия – это уже те понятия, которые очень близко, можно даже сказать вплотную идут по жизни вместе с нашими детьми. Таким образом, задачей психолога ДОУ в этих условиях становится максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, развитие его внутреннего потенциала, пробуждение души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

Рассмотрев возможности оптимизации психолого-педагогической работы, я пришла к заключению о незаменимости в учреждениях ДОУ такого метода, как сказкотерапия.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

Актуальность сказкотерапии заключается в естественности составляющей повседневную жизнь детей. Метод имеет многовековую историю, но своё название получил совсем недавно. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки.

Сказкотерапия – это, прежде всего, язык, на котором можно вести беседы с душой человека. Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.

Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие.

«Сказкотерапия» - появилась сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками. Для других – форма коррекционной работы, для третьих - средство передачи основных знаний о мире. Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков И.В., сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Сказкотерапия - терапия жизненными историями, окрашенная сказочной атмосферой, в которой может оказаться любой ребенок, ощутить себя в атмосфере сказки, раскрыть свой потенциал, нереализованные желания и мечты, а главное - возникает ощущение защищенности и вкус тайны. Сказка, живет в каждом человеке и способна развивать сокровища его души.

Что такое сказкотерапия?

Э

то лечение сказ

ками, т.е. совместное с ребенком

открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими;

Это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.

Это процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

это процесс экологического образования и воспитания ребенка;

это процесс улучшения внутренней природы и природы мира вокруг нас;

Цели и задачи сказкотерапии:

- Активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания

— Создание условий для развития творческого воображения, оригинальности мышления.

— Стимулирование творческого самовыражения.

— Формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».

— Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.

— Развитие умения преодолевать трудности и страхи.

— Выявление и поддержка творческих способностей.

— Формирование навыков конструктивного выражения эмоций.

— Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

Преимущество сказок для личности ребенка:

— Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.

— Неопределенность места действия главного героя.

— Образность языка. Кладезь мудрости.

— Победа Добра. Психологическая защищенность.

— Наличие Тайны и Волшебства

Принципы работы со сказками:

1. Принцип осознанности.

2. Принцип реальности

3. Принцип жизненной силы (поиск резерва и ресурса).

4. Принцип многогранности.

5. Принцип связи с реальностью.

Психологические потребности ребенка:

— автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;

— активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров;

— социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:

— мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);

— когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;

— поведенческого, который, связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения.

Основные виды сказок для детей дошкольного возраста, применяющихся сказкотерапевтами:

Народные сказки: мудрость народа, простота и доступность сюжета, отсутствие лишних деталей способствуют воспитанию нравственных чувств. Примеры: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Волк и семеро козлят”, “Гуси-Лебеди”, “Колобок”, “Маша и медведь” и другие.

Авторские: сказки Ханса Кристиана Андерсона, Шарля Перо, Александра Пушкина, Эрнста Теодора Амадея Гофмана, Павла Бажова и многих других писателей-сказочников.

Психотерапевтические: их характерной особенностью является счастливый конец, который, тем не менее, оставляет в сознании ребёнка определённый вопрос, ведущий к стимуляции процесса личностного роста.

Дидактические сказки всегда используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры становятся одушевлёнными.

Психокоррекционные сказки создаются и рассказываются ребёнку для ненавязчивого мягкого влияния на его поведение.

Медитативные сказки используются для того, чтобы сформировать у ребёнка представление о том, что существуют позитивные модели взаимоотношений с окружающим его миром и другими людьми. Отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие в их сюжете отрицательных героев и конфликтов.

Диагностические сказки позволяют определить наличие проблемы у ребёнка, а также особенности его характера.

В системе работы по сказкотерапии выделены три этапа работы с дошкольниками:

I этап — познавательно-эффективная ориентировка, направленная на осмысление сюжета сказки, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование и исполнение сказочного образа. (Ведущий метод - словесная режиссерская игра).

II этап — словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Дети учатся управлять своими поведенческими реакциями с помощью словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического рисунка. (Ведущий метод — словесное комментирование).

III этап — выражение замещающей потребности, способствующей приведению в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова. (Ведущий метод — совместная импровизация, в которой взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями становятся сами дети.) Дети пробуют внести новые элементы в сказку, при этом сохранив сюжетную линию.

Заключение

Известно, что у детей дошкольного возраста преобладает «правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Именно поэтому сказочные истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о мире, о способах взаимоотношений между людьми, о возможностях самореализации. Исходя из этого, можно определить предмет сказкотерапии как процесс воспитания внутреннего мира ребенка, развития его души. Метод сказкотерапии позволяет развивать самосознание, коммуникативные и творческие способности, улучшать взаимодействие с окружающими его людьми, тем самым создавая благоприятные условия, способствующие психическому и личностному росту ребенка.