Скверик Венецианова: 245 лет русскому художнику-графику –

А. Г. Венецианову

Башкирцева Л. Л. – ведущий специалист МГОУНБ.

Аннотация: Статья посвящена 245-летнему юбилею русского художника и графика – А. Г. Венецианова. Написана по авторским впечатлениям от экскурсии в Тверскую область. В центре внимания – малоизученный, тверской, период жизни и творчества живописца. К темам статьи представлена литература из фонда Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки.

Ключевые слова: Венецианов, русская живопись, русское искусство, художники, графики, Тверь, Вышний Волочек, туризм, книги.

Есть на карте России городок с красивым названием Вышний Волочек, именуемый иногда Русской или Тверской Венецией, в котором посчастливилось побывать. Ему посвящены даже поэтические строки: «Вышний Волочёк – Венеции клочок». Кроме многочисленных достопримечательностей, есть в Вышнем Волочке Венециановский сквер на Казанском проспекте, но это название не связано с Венецией. В скверике установлен памятник сегодняшнему юбиляру, русскому художнику и графику - Алексею Гавриловичу Венецианову (18 февраля 1780 – 16 декабря 1847).

Он был открыт 18 февраля 1980 года в честь 200-летнего юбилея художника. Авторы - скульптор Олег Константинович Комов и его супруга, архитектор, Нина Ивановна Комова. За скульптуру "Венецианов на этюдах" они были удостоены Государственной премии СССР в 1981 году, а сквер уже в 1980 году переименован в Венециановский. Огромна роль Нины Ивановны в появлении памятника: именно она предложила место для него и настояла на этом. Хотелось установить его на главной улице со старинными домами, но на этой площадке полукругом стояла доска почёта, а в центре бюст Ленина, и это был 1978 год. Город маленький, но много красивых мест – каналы, торговые ряды, старинный квартал, собор и, вдруг, ударники и Ленин. Н. И. Комовой удалось убедить тогдашнее руководство города, и за ночь была демонтирована Доска почета, а Ленин логично переставлен к Горкому. Это уникальный случай, так же как в бывшем Калинине (Твери) с Пушкиным. Композиция была довольно сложная, трёх-фигурная, но получилось все здорово: сзади собор, а Венецианов смотрит на замечательные деревянные домики. И сам сквер после этого был переименован в 1980 году в Венециановский. Скульптор изобразил простую крестьянку, кормящую грудью ребенка, и живописца, пишущего её портрет. Прототип крестьянки, изображённой на памятнике, - это образ, взятый с картины А. Г. Венецианова «На жатве. Лето».

Вышневолоцкая земля связана с именами многих выдающихся художников: Левитан, Репин, Куинджи, Богданов-Бельский…Но А. Г. Венецианов по праву может возглавить этот список: родился в Москве, творческий путь начал в Санкт-Петербурге, но именно вышневолоцкая земля стала для него источником вдохновения, а жители – главными героями его картин.

Художник часто бывал в Вышнем Волочке, направляясь в Москву и Санкт-Петербург, решал дела своей усадьбы Трониха, а затем и имения Сафонково. В 1819 году, оставив службу, Венецианов поселился с женой и двумя дочерьми в деревне Сафонково Тверской губернии. Это самый неизученный период жизни художника. Местные краеведы попытались даже сделать «Венециановский маршрут» или «Венециановское кольцо»: Вышневолоцкий, Максатихинский и Удомельский районы. Еще один прекрасный туристический маршрут.

А. Г. Венецианов жил рядом с Дубровским погостом. Недалеко, в селе Лощемля, он гостил у князей Енгалычевых, напротив которого до наших дней сохранился храм Архангела Михаила. Именно здесь была обнаружена икона преп. Макария Калязинского, которая привиделась Венецианову во сне незадолго до его трагической кончины. Сон этот художник увидел в селе Молдино, где заночевал по дороге домой из Калязинского монастыря. В монастыре он искал образ для собственной иконы. В Молдино сохранилась старинная Успенская церковь – свидетельница истории села. А соседнее село Поддубье стало свидетелем трагической гибели Алексея Гавриловича. Здесь в Покровской церкви Венецианов поместил свою икону Богоматери с чертами лица крестьянки Марии Богдановой, которая часто была его «моделью». В уцелевшей до наших дней усадьбе жили друзья Венециановых – помещики Милюковы. И именно сюда спешил Венецианов в свой злополучный декабрьский день 1847 года…

На погосте Дубровском (сейчас называется Венецианово) и похоронен Алексей Гаврилович. Теперь под старинными елями стоит новый памятник, на фасаде которого – барельеф с автопортретом Венецианова, а на обратной стороне – все та же картина «На жатве. Лето», как вечный образ России. В храме села Венецианово есть несколько икон кисти мастера. Новый памятник художнику стоит теперь и в городке Удомля.

Культурно-исторический фонд «Удомля» и авторы-составители Б.К.Виноградов и Н.И.Иванова в год 240-летия А.Г.Венецианова (2020) выпустили в свет книгу о самом неизученном периоде жизни художника - «Венецианов в Сафонково. Жизнь, творчество, гибель, потомки». Этот фундаментальный труд, работа над которым длилась 10 лет, напечатан в виде подарочного издания. В книге «Венецианов в Сафонково» детально, с указанием круга общения художника, описана его жизнь на Тверской земле. Образ мастера предстаёт во всей своей сложности со многими противоречиями, присущими каждому человеку, а талантливому - особенно.   В книге приведены материалы Русского музея, Третьяковской галереи, Тверской картинной галереи, многочисленные уточнения и даже открытия, подтвержденные архивными документами.  Книга несомненно станет полезной  не только тем, кто интересуется историей русского искусства и культуры, но и работникам музеев, библиотек, искусствоведам, организаторам  туристических маршрутов.

Краеведческий альманах «Удомельская старина» (№ 18, май 2000) опубликовал статью Д. Л. Подушкова – «Художник Венецианов А. Г. Жизнь в деревне. Смерть Венецианова».

Род Венециановых происходил из Греции, где их семью именовали Михапуло-Проко или Фармаки-Проко. Прадед художника Фёдор Проко с женой Анджелой и сыном Георгием приехали в Россию в 1730-1740 годах и получили прозвище «Венециано», позднее превратившееся в фамилию «Венецианов».

Будучи по происхождению потомком греков, А. Венецианов, конечно, считал необходимым изучать античное искусство и искусство старых мастеров, но совсем не призывал к подражанию грекам, старым живописцам, не принимал их произведения за образцы для подражания. Он призывал к постижению тех средств, которыми они пользовались для создания своих произведений искусства, изображая природу, натуру. «Великими греками» Венецианов называл, например, Рафаэля, Микеланджело, Пуссена и других. При этом сам Венецианов часто копировал известных мастеров, к примеру, Рафаэля в Эрмитаже.

А. Ф. Воейков, писатель и журналист, хорошо осведомленный о состоянии искусства своего времени, был знаком с Венециановым, относился к нему очень доброжелательно. Считал себя вправе подсказывать художнику сюжеты будущих картин, говорил, что много поэзии в живописи Венецианова. К числу наиболее художественно ценных картин Воейков относил «Гумно», «Очищение свеклы», «Спящий пастушок», «Деревенское утро. Семейство за чаем».

Начинал А. Венецианов с лирических портретов, в нескольких случаях ему позировала мать: «Утро помещицы» и «Портрет матери».

В 1808 году решил издавать сатирический «Журнал карикатур», который вскоре был запрещён цензурой. Журнал составляли гравированные листы: «Аллегорическое изображение двенадцати месяцев», «Катание на санях», «Вельможа». Считается, что сатирическое изображение влиятельного сановника и вызвало гнев Александра I. В редком фонде Мурманской областной научной библиотеки (МГОУНБ) хранится уникальная книга В. А. Верещагина, изданная в Санкт-Петербурге в 1912 году (к 100-летию войны 1812 г.), - «Русская карикатура. Отечественная война: Теребнев, Венецианов, Иванов». В ней представлены карикатуры и шаржи А. Венецианова того периода, история творчества художника. Сам Венецианов назван «родоначальником нашей бытовой живописи» и «отцом русского жанра».

В 1817—1818 годах в Санкт-Петербурге издавался ежемесячный журнал «Волшебный фонарь» с гравюрами по рисункам Венецианова с «характерными типами», населяющими Российскую империю. По этим гравюрам на заводе Ф. Гарднера выполняли серии фарфоровых статуэток. Скульптор С. С. Пименов на Императорском фарфоровом заводе по оригиналам Венецианова создал фигуры знаменитого Гурьевского сервиза, а затем по мотивам картин художника - парные фигурки «Водоноски» и «Разносчика фруктов» - оригинальные и в то же время типичные произведения русского романтического классицизма первой трети XIX века.

В начале 1830-х годов творчество Венецианова достигло наибольшей зрелости. Особенно значимы картины «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», обе находятся в Третьяковке. Картину «Очищение свеклы» купил сам император. В «Весне» образ природы родственен изображению весны у Пушкина:

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея, блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

В советское время стали известны статьи Венецианова конца 1820-1830-х гг, которые не были ранее напечатаны: «Нечто о перспективе», «Письмо» (в связи с изданием в 1834 г. «Начального курса рисования» А. П. Сапожникова), «Письмо к Н. И.». Крупнейшее произведение Венецианова-литератора – его обширная статья «Письмо к господину А. Ф. Воейкову, помещенная в 1831 г. в «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду» (№33). Венецианов начал статью сообщением о переломе, пережитом им в начале 1820-х гг, когда он начал работать, изучая натуру. В статье высказал суждения, важные для понимания своеобразия творческих взглядов художника. Свою статью Венецианов посвятил картине Франца Крюгера «Парад в Берлине». Широко анализировал эту картину, раскрывая перед читателем свое понимание искусства. Интересно написано о свете в пейзаже.

Литературные труды Венецианова помогли его сближению в 1830-х годах с русскими писателями. Он встречался с ними на академических выставках, в литературно-художественных салонах. Из воспоминаний современников известно, что Венецианов бывал в таких салонах у президента Академии А. Н. Оленина, у председателя Общества поощрения художников В. В. Мусина-Пушкина и Брюса, у скульптора Ф. П. Толстого. Но вот удивительно, что дочь Ф. П. Толстого, М. Ф. Каменская, в своей повести «Знакомые» почему-то болезненно стремилась очернить Венецианова грязными выдумками, сплетнями и бессмыслицами. Видимо, оттуда и пошла неоднозначная трактовка личности А. Венецианова, как жестокого помещика: выкупая чужих крестьян из крепостной зависимости, не освободил ни одного собственного. Много судачили о том, что якобы художник не погиб в результате несчастного случая, а убили из мести его же крепостные. Не нам судить…

Венецианов бывал в доме у А. Н. Голицина с необычной «миссией»: исправлял его портрет, написанный Доу. Венецианов не только был посетителем крупных салонов, а, например, у Оленина, Мусина-Пушкина постоянно бывали писатели: Н. М. Карамзин, Н. И. Гнедич, А. С. Грибоедов, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, а также живописцы – В. Л. Боровиковский, О. А. Кипренский, К. П. Брюллов и другие.

Вокруг самого А. Венецианова образовался один из центров художественной жизни Петербурга. Дочь художника, Александра, вспоминала круг писателей, бывавших у ее отца. У него собиралось самое образованное общество художников и литераторов, которых привлекали его ум и доброта, все находили удовольствие проводить у него вечера. Гоголь, Гребенка, Воейков, Краевский и другие бывали у него нередко. Жуковский, Гнедич, Крылов, Козлов, Пушкин также были с ним хорошо знакомы и бывали иногда у него. О художниках и говорить нечего.

Переписка Венецианова с В. Г. Анастасевичем (1831-1834) вводит в круг интересов художника в литературном мире. Анастасевич – видный деятель русской библиографии 1-ой п. 19 в. и переводчик, знакомился с искусством при содействии Венецианова, посылавшего ему обзоры выставок в журналах и альманахах. А художник взамен получал для чтения книги из личной библиотеки Анастасевича.

В кратких письмах упоминаются встречи с Гоголем, с историком и археологом Г. И. Спасским, строителем Исаакиевского собора О. Монферраном, журналистом А. А. Краевским, химиком Г. И. Гессом. Между ними происходил обмен книгами, новостями, отзывами. С семейством Венециановых с удовольствием дружили, называя его добрейшим и милейшим. Все это говорит о том, насколько все-таки «своим человеком» был Венецианов в литературных и научных кругах. Был «назначенным» академиком Академии Художеств, но тем парадоксальнее, что никогда не заканчивал Академию и так и не стал ее членом. В Архиве Института Литературы Академии Наук хранится автобиографическая записка А. Венецианова, приложенная к прошению о присвоении ему звания профессора Академии Художеств, которое так и не было присвоено...

А. В. Кольцов, который незадолго до знакомства с Венециановым начал печататься, упоминал художника В. Г. Белинскому. А Венецианов должен был ко 2-му изданию стихотворений Кольцова приложить выполненный им портрет поэта, но такой портрет не найден.

Известные сейчас материалы позволяют раскрыть упоминания в мемуарах встречи А. Г. Венецианова с А. С. Пушкиным. В 1835 г. Пушкин вместе с Одоевским задумал издание нового журнала, в списке сотрудников этого «Северного вестника» значился и Венецианов. Других художников, кроме него, или представителей Академии Художеств Пушкин не приглашал.

Заслуживают внимания и отношения между А. Венециановым и Н. В. Гоголем. Они встречались, общались, внимательно следили за творчеством друг друга. Гоголь посещал классы Академии, рассказывал в письмах матери о художниках, картины венециановцев вошли в произведения писателя, например: характеристика «петербургских художников» в повести «Невский проспект» относится непосредственно к ученикам Венецианова. Художествнным памятником отношений художника и писателя стала литография 1834 г. с портретом Н. В. Гоголя. Венецианов сам рисовал его на камне и поставил под ним свою подпись. Забавно, что он не перевернул оттиск, и подпись получилась справа налево. Оттиски портрета Гоголя очень редки, т.к. не был напечатан полный тираж. По воспоминаниям С. Т. Аксакова, Гоголь был изображен Венециановым вскоре после выхода в свет «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Современники и запомнили его таким, как изобразил Венецианов: оживленным, энергичным. Эту литографию имел у себя Н. А. Некрасов, очень ценивший Н. В. Гоголя. Библиограф и редактор изданий классиков П. А. Ефремов, вспоминая Некрасова и портреты, которые стояли у него в кабинете, указывал как раз среди них венециановский. Другие портреты Гоголя относятся к более позднему периоду.

Значительна была роль Венецианова в освобождении от крепостной зависимости Т. Г. Шевченко. Известный поэт был и выдающимся мастером изобразительного искусства. Он сам рассказывал об участии Венецианова в своей судьбе: в автобиографической повести 1853-1856 гг - «Художник». Владельцем Шевченко был Энгельгардт. Венецианов договорился с Энгельгардтом о финансовой стороне дела, и Шевченко был выкуплен за 2500 р. Деньги выручил от разыгранного в лотерее портрета В. А. Жуковского, написанного К. Брюлловым.

Дружеские отношения Венецианова с писателями послужили тому, что в известной картине Г. Г. Чернецова «Парад на Марсовом поле» художник был помещен среди писателей, в стороне от «академического сословия»: он стоит в группе, где изображены И. А. Крылов, А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, Н. И. Гнедич, журналист и коллекционер П. П. Свиньин. А. Венецианов написал немало рецензий на книги других художников, искусствоведов, ученых, например, к курсам рисования А. П. Сапожникова, В. К. Шебуева, А. П. Лосенко.

В 1830-х годах А. Г. Венецианов работал и как педагог. Школа Венецианова - одно из самых значительных явлений романтической культуры первой трети XIX века. Метод преподавания Венецианова – это итог его творческой деятельности, который был неразрывно связан с его мировоззрением и эстетическими взглядами. Признавая воспитательную роль искусства, ценя портреты человеческой жизни, Венецианов учил своих подопечных наблюдать окружающую жизнь, людей и природу, изучать костюм, лица, индивидуальность каждого крестьянина. Показывал, как через костюм и одежду раскрывается характер и темперамент человека. Художник добивался от своих учеников истины и «натуральности» без «манерничанья» и подражания. Главное – это видеть и чувствовать натуру, чтобы передать определенными художественными средствами сущность и суть на холст.

Очень много внимания Венецианов уделял перспективе, подчеркивал важность знания законов перспективы для художника, применения правил начертательной геометрии к практической работе. Следуя за своим учителем, любимые ученики А. Венецианова разделяли его взгляды и поддерживали, учеба превращалась в сотрудничество. Так было с учениками С. Зарянко и Г. Сорокой, К. Зеленцовым, В. Аврориным, А. Алексеевым и другими. Учились у Венецианова не только крестьяне, но и дворяне, племянник М. Эрасси, был глухонемой ученик – А. Беллер. Всего А. Венецианов подготовил около 80 художников, причем, содержал их на свои средства. Подробнее о педагогической деятельности А. Венецианова и его учениках можно почитать в научной работе Научно-исследовательского музея Академии Художеств З. И. Фомичевой – «А. Г. Венецианов – педагог». Мурманская Научка хранит в своем фонде эту книгу с 50-х годов 20 в.

Самый яркий и талантливый ученик в судьбе Венецианова – Г. Васильев по прозвищу Сорока, которое стало его фамилией. Крепостной его соседа по имению – помещика Милюкова. Старинная усадьба Милюковых Островки находится на озере Молдино, где часто бывал Венецианов, гостил, писал портреты хозяев. Г. Сорока оставил несколько полотен с видами усадьбы Милюковых, дома, часовни, парка и озера. В советское время в 1930 г. дом перевезли под сельскую больницу в поселок Овсище Вышневолоцкого района. В наше время Дом восстанавливался и превращался в музей именно по картинам Сороки. К сожалению, А. Венецианову не удалось выкупить его у Милюкова, и Васильев-Сорока покончил с собой.

Из поселка Овсище венециановские дороги ведут в старинный Николо-Теребенский монастырь, где церковь Владимирской иконы Божьей Матери расписывал тоже ученик Венецианова, с которым он здесь же и познакомился, – Никифор Крылов. А для Никольского собора несколько икон написал сам Алексей Гаврилович и познакомился в нем с другим своим учеником – А. Тырановым.

А. Г. Венецианову посвящены и художественные произведения. Читателям мурманской областной библиотеки предлагаются, например, две повести: Л. Вагнера «Повесть о художнике Венецианове» и А. Королева «…В надежде дружеской». В этих книгах описывается история жизни Алексея Гавриловича, его родословная и история картин художника.

Потеряв жену во время эпидемии холеры, Венецианов, один воспитывал дочерей, писал их портреты. Жене тоже был посвящен красивый «Портрет М. А. Венециановой в русском наряде». В доме поселилась новая хозяйка – крепостная Елена Никитина. Как говорят, она жестоко обращалась с дворовыми, нелюбовь к ней перенеслась и на А. Г. Венецианова. Из-за этого до сих пор существует еще одна версия гибели художника: расправа над ним крестьян. Но дело так и не было раскрыто. Александра училась живописи, написанию портретов, жанровых картин, натюрмортов. Именно для неё отец открыл рисовальную школу в деревне, где занимались мальчики и только одна девочка - его Саша. Когда художника не стало, имение было заложено. Александра оставила воспоминания об отце - «Записки об отце». После трагического ухода отца она осталась почти без средств к существованию, вынуждена была продать имение Сафонково и до самой смерти вела переписку о помещении её в Смольный дом призрения, но ничего не получилось...Работы Александры Венециановой хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Тверской областной картинной галерее. Фелицата завещала часть своего состояния на учреждение в Академии художеств стипендии имени отца, а его «Автопортрет» - в Русский музей.

Влияние венециановского стиля сохранялось и в живописи начала XX века, например, в творчестве З. Е. Серебряковой и К. С. Петрова-Водкина. Вот такая интересная, но непростая судьба русского художника, которая таит в себе много загадок, недоговоренностей и непонятного. Жизнь, оставленная в портретах, карикатурах, пейзажах, письмах, дочерях, памятниках и красивом интересном российском туристическом маршруте.

Список литературы из фонда МГОУНБ:

Амшинская А. М. Алексей Гаврилович Венецианов: к 200-летию со дня рождения. - Москва: Знание, 1980. - 48 с. : ил. - (Новое в жизни, науке, технике. Серия "Искусство"; № 1).

Батажкова В. Н. Алексей Гаврилович Венецианов. – Л.: Художник РСФСР, 1966. – 52 с. – (Народная библиотечка по искусству).

Вагнер Л. Повесть о художнике Венецианове. – Калинин: Калининское книжное изд-во, 1962. – 217 с.

А. Г. Венецианов и венециановцы в собрании Калининской областной картинной галереи, 1780-1980: [каталог]. - Калинин: [б. и.], 1980.- 39 с.: ил., цв. ил.

Венецианов : [альбом репродукций / авт.-сост. Э. В. Кузнецова] ; Гос. Рус. музей. - М. :

Изобраз. искусство, 1976. - [4] с., [12] л. Ил. - (Образ и цвет).

Венецианов в письмах художника и воспоминаниях современников / [Вступ. ст., ред. и примеч. А.М. Эфроса, А.П. Мюллера ; Предисл. А.В. Луначарского ; Оформ. И.Ф. Рерберга]. - М.; Л.: Academia, 1931. - 312 с., [17] л. ил. ; 17 см. - (Памятники искусства и художественного быта / Под общ. ред. А.В.Луначарского).

А. Г. Венецианов. Русские женщины: Альбом. – М.: Советский художник, 1969. – 80 с. – (Мир глазами художника).

Верещагин, В. А.Русская карикатура и Отечественная война: Теребнев, Венецианов, Иванов / В. А. Верещагин. - Санкт-Петербург: Типография Сириус, 1912. – 180 с., 5 л. ил.

Королев А. П. «…В надежде дружеской»: Повесть о русских художниках. – М: Московский рабочий, 1991. – 318 с.

Леонтьева, Галина Константиновна. Алексей Гаврилович Венецианов, [1780-1847]

: [альбом: к 200-летию со дня рождения]. - Л.: Художник РСФСР, 1980. - 199 с. : цв. ил. -

(Русские живописцы XIX века).

Савинов А. Н. Алексей Гаврилович Венецианов. Жизнь и творчество. – М.: Искусство, 1955. – 224 с. – (Русские художники. Монографии).

Фомичева З. И. А. Г. Венецианов-педагог. – М.: Изд-во Академии художеств, 1952. – 144 с.