муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 имени В.М.Пучковой» с.Хороль Хорольский муниципальный округ Приморского края
учитель коррекционного класса Проневич Светлана Юрьевна
pronevichsveta@mail.ru
Методическая разработка по теме
«Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка»
по адаптированной основной образовательной программе обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Аннотация
Данная методическая разработка предназначена для учителей русского языка, работающих по адаптированной основной образовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями 8.1), а также для учителей начальных классов и может быть использована при подготовке к урокам русского языка на разных его этапах.
Как приковать неустойчивое внимание детей к уроку, не заставляя силой? С помощью, каких средств и методов сделать обучение увлекательным?
Коррекционные приёмы на уроках русского языка с детьми с интеллектуальной недостаточностью направленны на исправление имеющихся недостатков, развитие психических функций, познавательных способностей (восприятия, внимания, памяти, мышления), а также профилактику возможных ошибок. Систематическое использование особых приемов и упражнений для коррекции и развития определенных функций, способствует облегчению и эффективности усвоения учебного материала учащимися.
Ключевые слова: коррекционные упражнения, направленные на развитие мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, классификации и др.) на разных этапах урока.
Коррекционно-развивающие упражнения на уроках русского языка.
Начиная работать с ребятами, обучающимися по адаптированной основной образовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) столкнулась с тем, что у них очень слабо развиты память, внимание, восприятие, особенно мышление, отсутствует интерес к предмету, низкая активность, что ведёт к плохому усвоению учебной программы.
Применение данных методов и приёмов на уроках русского языка вызывает у детей интерес к предмету, активность на занятиях, развивает речь, повышает орфографическую грамотность. Поэтому на уроках русского языка систематически использую коррекционные приёмы и упражнения, направленные на развитие мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, классификации и др.) на разных этапах урока.
Коррекционно-развивающие упражнения - это специально подобранные задания, направленные на исправление имеющихся недостатков, развитие психических функций, познавательных способностей (восприятия, внимания, памяти, мышления), а также профилактику возможных ошибок.
Систематическое использование приемов и упражнений для коррекции и развития определенных функций, способствует облегчению и эффективности усвоения учебного материала учащимися.
В структуре урока выделяют несколько этапов: мотивация учебной деятельности, актуализация знаний, словарная работа, изучение нового материала, закрепление, контроль усвоения, применение знаний в новой ситуации, рефлексия. На каждом этапе можно использовать коррекционно-развивающие упражнения.
Эти упражнения увлекают, заинтересовывают детей, позволяют привлечь внимание к уроку, сосредоточиться. Они направлены на развитие зрительного и слухового внимания, наблюдательности, мышления, орфографической зоркости, осмысленное восприятие слова, на развитие лексико-грамматического строя речи.
Общие задачи коррекционно-развивающих упражнений:
-развитие различных видов восприятия, памяти, внимания;
-развитие мыслительной деятельности (операций сравнения, классификации, анализа и синтеза; логичности и гибкости мышления; творческого и ассоциативного мышления);
-развитие, поддержание и повышение интереса к процессу обучения и познания;
- воспитание чувства любви к предмету;
-развитие сообразительности, внимательности, интуиции, любознательности;
- повторение и закрепление материала уроков;
- подготовка к восприятию новых тем;
- облегчение восприятия учебного материала.
Примерный перечень возможных упражнений
1. Словесные лабиринты.
В процессе работы с лабиринтами у ребят развивается алгоритмическое мышление, способность правильно и самостоятельно ориентироваться в разнокачественной информации, вырабатываются навыки работы в парах.
9 2 8 1 5 7 4 6 3
еоомжноер
(
мороженое)
○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○
бастстрсеайдн
е
и
р
оне
н
(
бассейн,
стадион,
тренер)
○ ○ ○ ○ ○ ○
3)
(Порядок построения фигур: прямоугольник, круг, треугольник, круг, овал, ромб, шестиугольник. Можно по цвету. ветеран)
2. "Продолжи фразу или предложение"
Данные упражнения формируют умение подбирать подходящее по смыслу слово, чтобы закончить предложение, сочетать слова по смыслу, углублять представления о прямом и переносном значении слов.
- Темный - светлый, мокрый - ... (сырой, пасмурный, сухой).
- Дрова рубят ... - Чайка летит над … .
- Моряк увидел далёкий остров, так как взял в руки (бинокль, лупу, очки).
- Вода в банке поднялась, потому что галка бросила (прутик, камни, крошки).
- Маша уколола спицей палец, так как не умела (стирать, шить, вязать).
3. Задание-игра «Да-нет»
Это прием технологии критического мышления на уроке русского языка. Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Тема: синонимы и антонимы.
1.Синонимами называются слова противоположные по смыслу.
2.Слова «красный» и «алый» - синонимы.
3.Слова «синонимы» и «антонимы» пришли к нам из греческого языка.
4.Антонимами называются слова противоположные по смыслу.
5.Слова «высокий» и «низкой» - антонимы.
Тема «Перенос слова»
Слова «мед», «дождь», «язык» нельзя переносить.
Слово «
за-
йка
» правильно разделено для переноса.
Слова «окунь», «улица», «сосна» можно переносить.
Слово «
боль-
шой
» правильно разделено для переноса.
В слове столько слогов, сколько в нём гласных.
4. "Установи аналогию" ("Измени по образцу")
Данные задания развивают логическое мышление, языковое чутье, расширяют словарь, развивают грамматический строй речи.
- Дом - дома, стул - ..... , ребёнок - .....
- Медведь - берлога, птица -..... , рыба - ......
- Спелая –спелый – спелое – спелые, умный -
5. "Сравни. Найди отличия или Найди общее "
Необходимое требование полного ответа на вопрос : «Почему ?» Направлено на развитие мыслительной деятельности, слухового внимания, памяти; на закрепление материала уроков русского языка.
- ты, вы, мы, они.
- снегирь, календарь, олень, сирень.
- съезд, въехать, вьюга, подъезд.
- борьба, борец, воевать, бороться
6. "Выбери правильный вариант"
Цель данных заданий: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; осуществлять выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов; сравнение, прогнозирование, аналогия, классификация объектов и их свойств на основе внешних признаков или известных характерных свойств строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- У Саш… ж…вут замеч…тельные крольч…та. (ы, и, а, я)
- Рыбы живут: под рекой, в реке, на реке.
- Корень - это: часть речи, член предложения, часть слова.
- У лошади: лошадёнок, жеребёнок, телёнок.
- Что обозначает имя существительное?
1) признак 2)предмет 3) действие 4) лицо
7." Найди ошибку"
Работа по нахождению и исправлению ошибок является одним из самых сложных видов работ, однако она работает на развитие орфографической зоркости. Для некоторых учеников целесообразно подчеркнуть слова с ошибками, указать количество необходимых исправлений. Для повышенного уровня – можно не подчеркивать и не указывать.
1) Стаят чюдные диньки листья на диревьях жолтые аранживые красные в содах сазрели плады на агародах идёт уборка кортофеля маркови копусты памидоры и агурцы.
2) От речьки кдеревне вела извилистая тропка. Я медленно шол по трапинке. Она вывила меня к опушке леса. Пошол дошть.
3) Вгустой чяще слышны птичи галаса. Зиленую леству чють колышет ветир.
8. Анаграммы
Применение заданий такого характера повышает грамотность обучающегося, скорость его чтения, формирует интерес к изучаемому предмету. Анаграммы можно также использовать в качестве тренировки эрудиции, ассоциативного мышления.
1) РЕДИТОРК НИОХЯЗ ЕИНАНЗ (директор, хозяин, знание)
2) Под тенью у меня
Вы летом отдыхаете.
Но коль согласные
Местами поменяете,
Превращусь в один момент
Я в столярный инструмент. (липа – пила)
3)Вёс+лак (свёкла) като+ферль (картофель)
4) При изучении темы «Местоимение» предлагаю задание:
правильно расположить местоимения в порядке их изменения по падежам и соединить буквы в скобках.
мне (М), меня (А), я (П), обо мне (Ь), мной (Т), меня (Я). (память)
9. "Найди пару" ("Сгруппируй")
Эти упражнения направлены на развитие мышления и связной речи. Учат устанавливать связи между словами, грамматически оформлять предложение; думать, размышлять.
1) Прочитай слоги. Соедини их так, чтобы получилось возможно большее количество названий грибов. Составленные слова запиши в алфавитном
порядке.
мас ма лё хо нок вик скри по пи ган ца
ка под вол ду нуш бо ка вик шам о пинь
пё он нок сви ва нуш луй ка ли ры сич жик ка.
2) Прочитай слова. Распредели их на группы в соответствии со смыслом.
Поле, ур...жайный, кр...стьяне, ур...жай,
кр...стьянский, з...рно, п...левой, зернышко,
полюшко, з...рновой.
3) Прочитай слова в столбиках. К каждому слову, обозначающему целое понятие, подбери слово, обозначающее его часть.
растение желудь
цветок зёрнышко
дубок морковка
колосок лепестки
огородик корень
10. Мнемотехника
Совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Применять мнемотехнику ученики будут только в том случае, если она эмоционально заряжена, легко запоминается, легко воспринимается и вспоминается.
1) Ассоциации
Технология развития эйдетическог мышления, восприятия и памяти. Главным правилом ассоциаций, используемых на уроках является то, что они должны быть смешными, нелогичными, связанными с нами. Можно использовать широко известный метод свободных словесных ассоциаций в качестве способа, ускоряющего воспроизведение слов и перевод пассивного словаря в активный.
- Задание: привести как можно больше определений для слова «книга».
Книга (какая?) толстая- тонкая, большая- маленькая, интересная, скучная, захватывающая, иллюстрированная, древняя, поучительная, детская, увлекательная, новая, красочная, художественная.
- Задание: написать слова, противоположные по смыслу (антонимические ассоциации). Тяжелый – легкий.Грустный –весёлый, простой –сложный, жёсткий-мягкий, мрачный- радостный, несносный –покладистый.
- В ответ на слово, произнесенное учителем, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только прилагательные, глаголы или существительные.
Шар – воздушный Ворона – каркает Змея - верёвка
Звезда - ночная Солнце - светит лампа - груша
Лето – знойное Дежурный – убирает лёд - стекло
Поляна - зелёная Лягушка – квакает стрекоза – вертолёт
•часть и целое: секунды и минута, автомобиль и двигатель; лицо — нос, неделя – день
•по звучанию: тон - звон, глаз – таз:
-Недостающее слово
Море, пляж, ….. Парк, деревья, … Ёлка, грибы, …..
-Установите звуковые ассоциации:
БАгаж – носильщик на вокзале говорит:
«АГА, тяжёлый багаж!». ЗапАд – на западе солнце ПАДает.
2) Мнемосхемы
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
3) Найдите в словарных словах другое слово:
МаШИНА - ШИНА; дИВАН – ИВАН; ЗавтРАК – РАК; СуМЕРКИ – МЕРКИ
4) Рифмовки. Общность ударений.
Связь между словами может усилить рифма и ритм стихотворения. Рифмовки хорошо справляются с запоминанием ударений в словах, написания удвоенных согласных, множественного числа существительных в родительном падеже.
Составление рифмованных строчек для правильного произношения слов:
- договор – разговор (Заключили договор и продлили разговор)
- баловать – пломбировать (Детей не нужно баловАть, чтоб зубки не пломбировать).
5) Отнесенность к одному словообразовательному типу.
Например, в трудных случаях определения родительного или винительного падежа можно воспользоваться мнемоническим приемом «Пустить в ход слезу, лису» «Пустить в ход слезу, лису»
Испачкал портфель – Вин. или Род.? Испачкал слезу – Вин. падеж.
6) Акронимы
Это определенный вид аббревиатуры. Они образуются из начальных букв слов и произносятся слитно, не по буквам. Нужно запомнить названия частей речи: глагол, существительное, прилагательное. Берем несколько первых букв от каждого слова и получаем неожиданное почти лекарственное слово:
ГЛАСУПРИЛ
11. "Раскрой тайну"
Задания, направленны на исправление имеющихся недостатков, развитие психических функций, познавательных способностей ( восприятия, внимания, памяти, мышления), а также профилактику возможных ошибок.
1) Тыква, короны, борона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание.
Поменять, любимый, синего, ананас, мнение, намёк, квас, аквамарин, стих, дремучий.
2) (У)снул (у)меня (на)руках, (за)крыть (за)вами дверь, (на)них (на)рисовали животных, (от)тебя (от)вернулись ребята.
3) Из ряда предложенных слов выбрать более подходящее по смыслу:
Девочка (…….?) (летит, читает, кудахчет)
Воробей (……..?) (поет, крякает, чирикает)
Самолет (………?) (бежит, летит, гудит)
12. "Установи связь"
Осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
1)В, пестрит, глазах, яркие, от, цветов
Дрожат, под, солнечные, деревьями, зайчики
2)Выдели предложения, поставь знаки препинания. Однаждызимоймыпошливлес всосновомлесубылотихо всебылопокрытобелымпокрывалом вхолодномвоздухеносилисьмелкиебелыепушинки кудрявые веткиукрасилисьнежнымпушистыминеем какпрекрасензимнийлес
3) Соединить начало пословицы с её второй частью
1.Слово не воробей полезай в кузов
2.Волков бояться тем больше дров
3.Назвался груздем люби и саночки возить
4.Любишь кататься вылетит – не поймаешь
5.Чем дальше в лес в лес не ходить
14. "Запомни.
Упражнения для проведения словарно - орфографической работы должны быть направлены на активизацию словесно – логического мышления, усиление речевого действия учащихся, осуществление умственных операций на основе интуиции и более напряженного внимания.
1)Рифмы-запоминалки правильного ударения.
Мы у тёти ФЁклы Мы прошли немАло
Ели борщ из свЁклы Целых два квартАла
2)НЕ – глаголу не товарищ,
Врозь они стоят всегда.
А напишете их вместе –
Не поймут вас никогда!
Разгадайте секретную запись.
3) Выпали гласные буквы -Какие слова получатся, если вставить гласные?
Г Р Х Г Р Ц К Р З Н П М Д Р М Р К В Ь
(горох, огурец, корзина, помидор, морковь)
4) Если действие прошло,
То «прошедшее» оно.
Если действие сейчас,
«Настоящее» у нас.
Ну а если вдруг настанет,
«Будущим» оно вмиг стане
15. "Шифровальщики" ("Расшифруй или зашифруй слово, тему, фразу"), кроссворды, ребусы, "вопросы-шутки", загадки.
Эти задания развивают основные свойства внимания и позволяют формировать такие мыслительные операции, как анализ и синтез (мысленно разбивать целое на части и составные части снова соединять в одно целое).
1) Запиши местоимения
1л. мн.ч. Р.п. 2л. ед.ч. Т.п. 3л. ед.ч. Д.п.
2) Ребусы
3) Из каждого слова взять только первые составить новое слово:
а) берег, серебро, дама ( бе -се – да) б) богатство, лото, топор ( бо - ло – то)
в) костюм, мостик (кос – мос)
4) 1а3в, 2а1г, 3б2г1б3а, 4б1в, 4г2б3г4а, 2в4в
А
Б
В
Г
1
ста
ко
рет
цент
2
ре
ро
тре
се
3
мое
на
нок
же
4
ное
порт
нер
мо
16. «Перевертыши»
Развивают зрительное восприятие, орфографическую зоркость, внимание. Активизируют словарный запас, обучают слоговому анализу слова.
1)Поставить слова на место и угадать пословицу.
Не счастливой красивой родись, а родись. (Не родись красивой, а родись счастливой).
Не суйся броду, не спросившись в воду! (Не спросившись броду, не суйся в воду!)
Там нет, где нас хорошо. ( Там хорошо, где нас нет).
Где знает сорока, зимовать зиму. ( Знает сорока, где зиму зимовать).
Не гриба поклонясь, и не подымешь до земли. (Не поклонясь до земли, и гриба не подымешь)
Каково плод, и дерево таков. (Каково дерево, таков и плод).
2)Прочитать слово наоборот
Сосна, казак, потоп. Oколо Миши молоко.
3) Записать словосочетания
яяншаречв атезаг, йишчул мютсок, тертроп атваномсок
В результате систематического использования коррекционных приёмов и упражнений на уроках русского языка, направленных на развитие мыслительных операций, у учащихся увеличивается скорость и качество письма, объём учебной информации, обрабатываемой каждым учеником на каждом уроке, повышается уровень элементарных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации), а также на усвоение учениками учебной программы по русскому языку.
Библиографический список
1. Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка, 2001 г. , 2003 г.
2. Валеева Н.А. «Приёмы мнемотехники на уроках русского языка». - М.: Просвещение, Сборник научно-методических материалов конференции. МИОО, 2011
3. Иванова В.А. Занимательно о русском языке. – 2-е изд., дораб. – СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1995. – 303 с.: ил.
4. Лисовская Е.А. Узелки на память, или Мнемонические способы изучения орфографии. – Минск: Бел. ассоц. «Конкурс», 2007. – 80 с.: ил.
5. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М, «Владос», 2005 г.
6. Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль, «Академия развития», 2001 г.Литература .