В процессе работы над сочинением ЕГЭ по русскому языку можно легко запутаться в составлении комментария: найти два примера из текста — только полдела, важно ещё правильно определить и проанализировать смысловую связь между ними. Многим это даётся нелегко.
В этой статье разберёмся с теорией:
какие виды связи
существуют и
часто встречаются в вариантах ЕГЭ по русскому
языку
;
как убедиться, что та или иная связь действительно есть в тексте и не
спутать её
с
похожими
;
какие рекомендации по оформлению смысловой связи между примерами дают разработчики экзамена и ведущие эксперты;
по каждому виду связи рассмотрим примеры из конкретных текстов.
Итак, между примерами-иллюстрациями существуют разные виды связи:
Мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся виды связи.
Противопоставление
Эту связь Р.А. Дощинский, председатель комиссии ЕГЭ по русскому языку города Москвы, соавтор пособий для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, рекомендует искать в тексте в первую очередь. С ней меньше всего проблем — понять, что в тексте есть противоположности, контраст, достаточно просто:
Вот наглядная картинка о сути связи. Между примерами можно подставить противительный союз А или вводные конструкции: с одной стороны, (1 пример), А с другой — (2 пример)
Речь в тексте может идти:
о противоположных явлениях
(природных, общественных)
о двух разных свойствах одного и того же явления
(природного, общественного);
о контрасте между
прошлым
и
настоящим
о двух контрастных взглядах / поступках разных людей
можно противопоставить и
качества / взгляды одного и того же человека, изменившиеся со временем
Рассмотрим это на примерах.
Прочитайте тексты. Что противопоставляет автор?
ТЕКСТ 1
(1)Эта дорога в мой пионерлагерь, выученная до каждого метра и поворота наизусть за десять лет — именно лет, а не зим, — пройдена была наяву четырёхколёсно ровно шестьдесят раз от ограды сада «Эрмитаж» до ворот с лозунгом «Здравствуй, пионерское лето!», поскольку в сезоне (а их десять подряд) три смены и, стало быть, трижды «туда-обратно». (2)Но в памяти за учебный школьный год, а потом за три года армейской казармы, а дальше три десятилетия житья-бытья я проезжал её — в больном бреду, в бессонницу на экране потолка, в обморочном солдатском сне, в часы преодоления ада жизни — тысячи раз. (3)…А к Лету я готовился тогда весь год. (4)Да! (5)С осени до весны, сознательно, целеустремлённо, планомерно, рассчитано, выстрадано, скрупулезно.
(6)Ибо! (7)Ибо только на три летних месяца, а точнее, на три смены пионерлагеря, я мог выиграть благосклонность и внимание к себе со стороны жизни. (8)Случайно получить их было невозможно — а только и именно выиграть, выиграть в трудной и сложной борьбе, в острой конкуренции, в коварном конкурсе. (9)Чтобы стало понятно, о чём речь, — маленькое отступление. (Ю)От Лета до Лета, весь учебный год я, как всякий ребёнок, а затем подросток, принадлежал со всеми потрохами Москве, её кристаллически твёрдому многоэтажному социуму — был подвластен подвластным Москве взрослым, их неотменимым законам жизни и быта. (11)Всем было важно, как я учусь, как я здороваюсь, так ли одет, правильно ли перехожу улицу… (12)Короче. (13)В Москве — в школе, в семье, во дворе — у меня была та жизнь, которую мне выдали, назначили, вменили.
(14)Изменить её мне бы не дали. (15)Я должен был раздваиваться, чтобы существовать. (16)Я должен был одновременно быть в разных, полярно противоположных ипостасях — быть собой и не быть собой. (17)Ни того, ни другого, понятно, толком не выходило, и с осени до весны я ощущал себя князем Игорем из учебника истории. (18)Другое дело — пионерлагерь! (19)Ты приезжаешь в пионерлагерь в статусе «табула раса» — ты для всех и для себя чистый лист. (20)Всем безразлично, как ты весь год учился, отличник ты, хорошист или двоечник и даже второгодник, какая у тебя семья — трудная или лёгкая, и так далее, и тому подобное. (21)В лагере важно, кто ты есть. (22)Конкретно: кто ты и что ты здесь, сейчас, сиюминутно. (23)На что тянешь, чего стоишь. (24)Как к лагерному карнавалу сердобольные девочки твоего отряда кроят и ладят костюм точно на тебя, так и сам пионерлагерь точно на твою фигуру и вес выдаст тебе место в своей иерархии.
(25)Потому, что в пионерлагере — настоящая жизнь. (26)И общая, и у каждого своя. (27)Мы не винтики какой-то машины, а люди в лесу среди Лета. (28)Среди природы. (29)И все мы её дети. (ЗО)Маленький народ в стойбище, окружённый дикарской атрибутикой. (31)Народ, состоящий из племён — из отрядов. (32)И каждый получит Лета столько, сколько ему выделит племя. (33)Я каждый раз готовил свою победу на выборах председателя совета отряда, добивался права носить на рукаве две параллельные алые лычки. (34)Мне все науки пригождались Летом. (35)Летом я достигал. (36)Летом завоёвывал. (37)Всё Лето наслаждался победой. (38)3аставлял Лето танцевать со мной — по честному выбору.
(По А.А. Дидурову)
ТЕКСТ 2
(1)В последнее время вопросы развития языка, проблемы культуры русской речи начинают рассматриваться в плане лингвистической экологии. (2)И это вполне понятно. (З)Язык любого народа – аккумулятор его культуры, он закрепляет историческую память слова, и культура языка предстаёт как накопление этой памяти, как неразрывная духовная связь поколений. (4)В наши дни культура языка встаёт в контекст экологии культуры как её важнейшая часть. (5)Заботой об очищении русского языка от засоряющих его просторечных, жаргонных и заимствованных слов проникнуты возникающие в периодической печати дискуссии о состоянии современного словоупотребления.
(6)Сам термин «экология» используется со второй половины XIX века, когда экология определялась как общая наука об отношениях организмов к окружающей среде, куда в широком смысле включались все «условия существования». (7)Современная экология интенсивно изучает проблемы взаимодействия человека и биосферы, она получила распространение на социальные сферы: сформировались экологическая экономика и экологическая этика; появились экология человека, экология культуры, экология языка (8)Предметом экологического анализа являются различные социальные организмы в их взаимодействии с природой и социальной средой (9)Экология культуры предполагает борьбу с бездуховностью, сохранение культурной среды и рассматривается как сохранение генетического кода нашей исторической памяти. (10)Лингвоэкологический подход означает бережное отношение к литературному языку одновременно как к культуре и как к орудию культуры.
(11)К актуальным вопросам лингвистической экологии относится опенка иноязычных заимствований. (12)В рассуждениях на эту тему немало вкусовщины и антиисторичности. (13)В самом деле, нельзя полагать, что все заимствования в принципе засоряют наш язык и делают его непонятным или неправильным. (14)Полезные и оправданные заимствования – это очевидно! – нужны любому языку: для развития, обогащения и пополнения извне, а не только за счёт внутренних ресурсов. (15)Интернационализация языка науки и техники, использование иноязычных приставок и суффиксов – естественный путь развития «важнейшего средства человеческого общения».
(16)Но не будем закрывать глаза и на факты засорения языка – при бездумном или намеренном, неуемном обращении к иноязычной лексике. (17)Крайности везде плохи. (18)3ачем говорить спонтанный вместо непреднамеренный? (19)Релятивный вместо относительный? (20)Дискурсивный вместо рассудочный? (21)Релаксация вместо расслабление? (22)Не надо быть ура-оптимистами и полагать безоговорочно, что, мол, «русский язык сам собою правит», а значит, всё выправит и преодолеет. (23)Но не будем впадать и в другую крайность и с пессимистическим отчаянием призывать: «Спасите великана!» – и угрожать великому языку великими бедами. (24)Конечно, язык развивается по своим законам. (25)Но это не значит, что все изменения в нём происходят стихийно и никак не подчиняются воле говорящих на нем людей. (26)Каждый из нас – а писатель, журналист и редактор в особенности! – должен на деле доказать, что он любит и ценит родной язык, верит в его выразительные и смысловые возможности, внутренние творческие силы.
(27)Известно, что заимствование из других языков – важное средство пополнения словаря, источник усвоения новых понятий и терминов. (28)Однако из этого вовсе не следует, что современный русский литературный язык не нуждается в защите от желания некоторых говорящих и пишущих пестрить свою речь иноязычными словами в тех случаях, когда легко можно обойтись исконно русской лексикой или давними заимствованиями. (29)При всей исторической терпимости, снисходительности русского литературного языка к «чужим словам», при всей его так хорошо подмеченной А. С. Пушкиным «переимчивости и общежительности» в отношениях с другими языками, можно и должно, на наш взгляд, кое в чём и сократить поток иноязычных заимствований в наши дни, в первую очередь в общелитературном употреблении и обиходно-разговорной речи. (30)Возродить уважение к самоценному, доброму, честному, яркому и правдивому слову, неразрывно связанному с делом и помогающему делу. (31)Укрепить доверие к самой языковедческой науке, к знаниям и компетентности специалистов-языковедов.
(По Л. И. Скворцову)
ТЕКСТ 3
(1)Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу. (2)Вся природа содержится в душе человека, но в природе не весь человек. (З)Какая-то ведущая часть человека, владеющая словом, вышла за пределы природы и теперь больше и дальше её. (4)Только оглянувшись назад, в своё прошлое, человек в зеркале видит свою собственную природу.
(5)В природе рождается человек, и потому мы часто говорим: мать-природа.
(6) Но в природе человек умирает от нападения на него видимых и невидимых врагов.
(7) Он умирает в борьбе с этими врагами своими, включёнными в природу. (8)Природа является местом борьбы человека за существование. (9)3начит, природа человеку и мать, и злая мачеха; и из этого начались все наши сказки.
(10)Природа старается бороться со смертью количеством своих семян: сколько-то выживет, — и так продолжается жизнь. (11)И когда от природы вернёшься к себе, то представляется, что мы, люди, за своё бессмертие боремся не количеством, а качеством; и так стараемся создавать бессмертные вещи.
(12)Отчасти мы этого и достигаем: есть произведения искусства очень древние, и они нас и сейчас восхищают. (13)Как ели сеют своими шишками, так и люди берутся за кисть, за перо, за смычок, чтобы один вырос и дал посев. (14)Природа, как и жизнь, не поддаётся логическому определению; и спросите любого, что он понимает в слове «природа».
(15)Никто не даст всеохватывающего определения: одному — это дрова и стройматериалы, другому — цветы и пенье птиц, третьему — небо, четвёртому — воздух, и так без конца. (16)И в то же время каждый человек понимает, что это не всё. (17)Нечто большее, чем свой личный интерес, мы почувствовали к природе во время Великой Отечественной войны, мы понимали: это Родина, наш дом.
(18)Природа явилась нам как Родина, и Родина-мать обратилась в Отечество. (19)Почему же чувство родины овладевает нами, когда мы слышим крик родной птицы, слышанной в детстве, или песенку, или запах скромного цветка? (20)Каждый из нас, путешествуя, непременно что-нибудь открывает для себя вдали новое. (21)И вернувшись домой, открывает глаза на знакомое и обогащает и расширяет свою родину: чувство родины есть движение к свету. (22)В юности я поехал на Кавказ и лето прожил среди снежных гор, похожих на облака.
(23)Когда я вернулся домой, то впервые увидал у себя на родине облака. (24) Никакого внимания я на них раньше не обращал, но после снежных гор понял облака над равниной Елецкого района с её ржаными полями, васильками и ромашками. (25) Так снежные горы в моём растущем поэтическом сознании превратились на родине в облака, и благодаря поездке на Кавказ я в душе стал поэтом родных облаков.
(26)Так и нужно понимать: наше чувство Родины складывается из любви к тому месту, где родился, из устремлений вдаль, путешествий, расширяющих и обогащающих наше чувство родины. (27)Радостью жизни, средоточием внимания и дружбой питали наши великие предки живущее в нас чувство Родины. (По М. М. Пришвину)
ТЕКСТ4
(1)В Московском университете преподаётся студентам декламация, то есть искусство говорить красиво выразительно. (2)Нельзя не порадоваться этому прекрасному нововведению. (3)Мы, русские люди, любим поговорить и послушать, но ораторское искусство у нас в совершенном загоне. (4)В земских и дворянских собраниях, учёных заседаниях, на парадных обедах и ужинах мы застенчиво молчим или же говорим вяло, беззвучно, тускло, не зная, куда девать руки. (5)Нам говорят слово, а мы в ответ — десять, потому что не умеем говорить коротко и не знакомы с той грацией речи, когда при наименьшей затрате сил достигается известный эффект. (6)У нас много присяжных поверенных, прокуроров, профессоров, проповедников, у которых по существу их профессий должна бы предполагаться ораторская жилка. (7)У нас много учреждений, в которых по обязанностям службы много и долго говорят, но у нас совсем нет людей, умеющих выражать свои мысли ясно, коротко и просто.
(8)В обеих столицах насчитывают всего-навсего настоящих ораторов пять-шесть, а о провинциальных ораторах что-то не слыхать. (9)На кафедрах у нас сидят заики и шептуны, которых можно слушать и понимать, только приспособившись к ним.
(10)На литературных вечерах дозволяется читать даже очень плохо, так как публика давно уже привыкла к этому, и когда читает свои стихи какой-нибудь поэт, то она не слушает, а только смотрит. (11)Рассказывают про одного музыкального и художественного критика, который несколько лет назад в клубе художников, желая прочесть лекцию, минут пять изображал из себя молчаливую, смущённую статую: постоял на эстраде, помялся, да с тем и ушёл, не произнеся ни одного слова. (12)А сколько историй можно бы было рассказать про жрецов науки, которые «изводили» своих слушателей и в конце концов возбуждали к науке полнейшее отвращение.
(13)Мы не гоняемся за наслаждениями и не ищем их, и нас поэтому нисколько не тревожит, что мы, равнодушные к ораторскому искусству, лишаем себя от одного из высших и благороднейших наслаждений, доступных человеку. (14)Но если не хочется наслаждаться, то по крайней мере не мешало бы вспомнить, что во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом. (15)В обществе, где презирается истинное красноречие, царят ханжество слова или пошлое краснобайство. (16)И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры. (17)Немыслимо, чтобы проповедник не был в то же время и увлекательным оратором. (18)Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами. (19)«Цветами» красноречия был усыпан путь ко всякой карьере, и искусство говорить считалось обязательным.
(20)Быть может, и мы когда-нибудь дождёмся, что наши юристы, профессора и вообще должностные лица, обязанные по службе говорить не только учёно, но и вразумительно и красиво, не станут оправдываться тем, что они «не умеют» говорить. (21)Несомненно, для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться таким же неприличием, как и не уметь читать и писать. (22)Поэтому и в деле образования и воспитания обучение красноречию следовало бы считать неизбежным. (По А. П. Чехову)
ТЕКСТ 5
(1)Несколько лет назад в Петербург приехала маленькая старушка-помещица, у которой было, по её словам, «вопиющее дело». (2)Дело это заключалось в том, что она по своей сердечной доброте и простоте, чисто из одного участия, вошла в положение одного великосветского франта и выручила его из беды, заложив для него свой домик, составлявший всё её состояние. (3)Дом был заложен за пятнадцать тысяч, которые бессовестный франт полностью взял с обязательством уплатить в самый короткий срок.
(4)Добрая старушка этому верила, да и не мудрено было верить, потому что должник принадлежал к одной из лучших фамилий, имел перед собою блестящую карьеру и получал хорошие доходы имений и хорошее жалованье по службе. (5)Денежные затруднения, из которых благородная старушка его выручила, были последствием какого-то мимолётного увлечения или неосторожности за картами в дворянском клубе, что поправить ему было, конечно, очень легко, «лишь бы только доехать до Петербурга».
(6)Старушка знавала когда-то мать этого господина и, во имя старой приязни, помогла ему. (7)Он благополучно уехал в Питер, а затем, разумеется, началась довольно обыкновенная в подобных случаях игра в кошку и мышку. (8)Приходят сроки, старушка напоминает о себе письмами. (9)Сначала самыми мягкими, потом немножко пожёстче и, наконец, жёсткими — она бранится — намекает, что «это нечестно». (10)Но должник её был травленый зверь и всё равно ни на какие её письма не отвечал.
(11)А между тем время уходит, приближается срок закладной — и перед бедной женщиной, которая уповала дожить свой век в своём домишке, вдруг разверзается страшная перспектива холода и голода с увечной дочерью и маленькою внучкою.
(12)Старушка в отчаянии поручила свою больную и ребёнка доброй соседке, а сама собрала кое-какие крохи и полетела в Петербург «хлопотать».
(13)Хлопоты её вначале были очень успешны: адвокат ей встретился участливый и милостивый, и в суде ей решение вышло скорое и благоприятное. (14)Но как дошло дело до исполнения — тут и пошла закорюка, да такая, что и ума к ней приложить было невозможно. (15)Не то чтобы полиция или иные какие приставы должнику мирволили — говорят, что тот им самим давно надоел и что они все старушку очень жалеют и рады ей помочь, да не смеют… (16)Было у него какое-то такое могущественное родство или свойство, что нельзя было его приструнить, как всякого иного грешника.
(17)О силе и значении этих связей достоверно не знаю, да думаю, что это и не важно. (18)Не умею тоже вам рассказать в точности, что над ним надо было учинить, но знаю, что нужно было «вручить должнику с распиской» какую-то бумагу, и вот этого-то никто не мог сделать. (19)К кому старушка ни обратится, все ей в одном роде советуют:
— Ах, сударыня! (20)И охота же вам! (21)Бросьте лучше! (22)Нам очень вас жаль, да что делать, когда он никому не платит… (23)Утешьтесь тем, что не вы первая, не вы и последняя. (24)И вопрошаемые на неё только посмотрят да отвернутся или даже предложат идти высшим жаловаться. (25)Ходила она и к высшим. (26)Там и доступ труднее, и разговору меньше, да и отвлечённее. (27)Говорят: «Да никто не знает, где он, о нём доносят, что его нет»
(28)И приезжает ко мне старушка в состоянии самой трогательной и острой горести. (29)Во-первых, настаёт Рождество; во-вторых, из дома пишут, что дом на сих же днях поступает в продажу; в-третьих, она встретила своего должника под руку с дамой, и погналась за ними, и даже схватила его за рукав, и взывала к содействию публики, но это повело только к тому, что её от должника с его дамою отвлекли, а привлекли к ответственности за нарушение тишины и порядка в людном месте. (30)Ужаснее же этих трёх обстоятельств было четвёртое, которое заключалось в том, что должник старушки добыл себе заграничный отпуск и не позже как завтра уезжает с роскошною дамою своего сердца за границу, где, наверное, пробудет год или два, а может быть, и совсем не вернётся, «потому что она очень богатая»…
(31)Завтра, стало быть, конец этой долгой и мучительной комедии: завтра должник несомненно улизнёт, и надолго, а может быть, и навсегда… (По Н.С. Лескову)
ТЕКСТ 6
Счастлив путник, который после длинной, скучной дороги с её холодами, слякотью, грязью, невыспавшимися станционными смотрителями, бряканьями колокольчиков, починками, перебранками, ямщиками, кузнецами и всякого рода дорожными подлецами видит наконец знакомую крышу с несущимися навстречу огоньками, и предстанут пред ним знакомые комнаты, радостный крик выбежавших навстречу людей, шум и беготня детей и успокоительные тихие речи, прерываемые пылающими лобзаниями, властными истребить всё печальное из памяти. (2)Счастлив семьянин, у кого есть такой угол, но горе холостяку!
(З)Счастлив писатель, который мимо характеров скучных, противных, поражающих печальною своею действительностью, приближается к характерам, являющим высокое достоинство человека, который из великого омута ежедневно вращающихся образов избрал одни немногие исключения, который не изменял ни разу возвышенного строя своей лиры, не ниспускался с вершины своей к бедным, ничтожным своим собратьям и, не касаясь земли, весь повергался в свои далеко отторгнутые от неё и возвеличенные образы. (4)Вдвойне завиден прекрасный удел его: он среди них как в родной семье; а между тем далеко и громко разносится его слава. (5)Он окурил упоительным куревом людские очи; он чудно польстил им, сокрыв печальное в жизни, показав им прекрасного человека. (6)Всё, рукоплеща, несётся за ним и мчится вслед за торжественной его колесницей. (7)Великим всемирным поэтом именуют его, парящим высоко над всеми другими гениями мира, как парит орёл над другими высоко летающими. (8)При одном имени его уже объемлются трепетом молодые пылкие сердца, ответные слёзы ему блещут во всех очах… (9)Нет равного ему в силе — он бог!
(10)Но не таков удел и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, — всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога, и крепкою силою неумолимого резца дерзнувшего выставить их выпукло и ярко на всенародные очи! (11)Ему не собрать народных рукоплесканий, ему не зреть признательных слёз и единодушного восторга взволнованных им душ. (12)К нему не полетит навстречу шестнадцатилетняя девушка с закружившеюся головою и геройским увлеченьем. (13)Ему не позабыться в сладком обаянье им же исторгнутых звуков.
(14)Ему не избежать, наконец, современного суда, лицемерно-бесчувственного современного суда, который назовёт ничтожными и низкими им лелеянные созданья, отведёт ему презренный угол в ряду писателей, оскорбляющих человечество, придаст ему качества им же изображённых героев, отнимет от него и сердце, и душу, и божественное пламя таланта. (15)Ибо не признаёт современный суд, что равно чудны стёкла, озирающие солнцы — и передающие движенья незамеченных насекомых; ибо не признаёт современный суд, что много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести её в перл созданья. (16)Ибо не признаёт современный суд, что высокий восторженный смех достоин стать рядом с высоким лирическим движеньем и что целая пропасть между ним и кривляньем балаганного скомороха! (17)Не признаёт сего современный суд и всё обратит в упрёк и поношенье непризнанному писателю; без разделенья, без ответа, без участья, как бессемейный путник, останется он один посреди дороги. (18)Сурово его поприще, и горько почувствует он своё одиночество.
(19)И долго ещё определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать её сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слёзы!(По Н. В. Гоголю)
ТЕКСТ 7
(1)Въехали в город. (2)Снова раздался звонок мобильного. (3)Опять Сашка:
– Ну где ты там? (4)Экзамен через пятнадцать минут! (5)Уже все в аудитории! (6)Ты-то ещё сдашь, а мне без тебя конец!
(7)Вместо ответа Серёжа вдруг спросил:
– Ты знаешь адрес травматологии?
– (8)Что случилось, что с тобой? – заволновался Сашка.
– (9)Да бабушке надо!
– (10)Какой бабушке? (11)О чём ты? (12)Не знаю я никакого адреса! – завопил в трубку приятель.
(13)Серёжа нажал на кнопку телефона. (14)Бабушка в отчаянии продолжала просить водителя подвезти её поближе к отделению, куда направили её сельские врачи на лечение, объясняя, что не дойти ей самой – даже шаг ступить трудно. (15)Тот отвечал уже не насмешливо, а крайне раздражённо и даже резко, что и остальным не так легко, как кажется, что у него пассажиры и он не собирается искать какой-то там корпус.
(16)Тем временем все притихли, и тошно стало Серёже от тишины, и по груди разлился жар, что-то давило, щемило. (17)«Ну что мы за чурбаны – и эти женщины, и этот мужчина, и водитель, и я: нет бы бабушку проводить, а я сижу молча, будто нет меня тут, будто оглох я и все оглохли…» (18)Стыдно, что некому помочь бабушке, стыдно и самому помощь предложить. (19)Скажут, что выскочка. (20)Видел он, как покосилась на него соседка, когда он у Сашки адрес травматологии спрашивал.
(21)Сидел Серёжа в волнении, а в душе его – буря, борьба, презрение к своей слабости.
(22)Между тем водитель подъехал к главному корпусу краевой больницы, открыл дверь, и бабушка в смятении выбралась из маршрутного такси под недовольные вздохи пассажиров. (23)Дверь захлопнулась, машина отъехала от здания. (24)И вдруг Серёжа понял, что уходит мгновение, когда он ещё может помочь не только бедной старушке, но и самому себе. (25)Помочь остаться человеком. (26)А потом, через мгновение, будет поздно…
– (27)Остановите! – крикнул Серёжа. – (28)Мне тоже здесь!
(29)Водитель притормозил.
– (30)О Господи, то один, то другой! (31)Мы доедем сегодня или нет?! – услышал Серёжа вслед чей-то недовольный голос.
(32)Паренёк очутился на улице. (33)Бабушка в растерянности стояла перед огромным современным зданием краевой больницы.
– (34)Я вам помогу, провожу, сумку донесу, – сказал Серёжа, смутившись.
(35)Бабушка удивлённо взглянула на него, и вдруг её старое и сморщенное лицо вдруг как бы помолодело и посветлело.
– (36)Так вот она, голубчик, оказывается, травматология-то, к главному зданию пристроена! (37)А ты опоздал, внучек, на экзамен-то! (38)Прости уж меня, квочку старую, я тебя взбаламутила… (39)А душенька у тебя, сынок, настоящая!
(40)А Серёжа шёл со старушкой и думал о том, что невозможно быть настолько внимательным старому человеку. (41)И про экзамен-то она знает, и что душа у него есть знает. (42)И было ему в этот миг легко и весело… (По Н.С. Кухаревой*)
ТЕКСТ 8
(1)Трудно во всемирной литературе найти двух художников, у которых отношение к жизни было бы до такой степени противоположно, как у Толстого и у Достоевского… (2)Вводит нас в жизнь Достоевский. (3)Перед нами жуткая, безгласная пустота, как будто из века ещё не знавшая света… (4)И средь пустоты этой, в муках недовершённости, дёргаются и корчатся странные, тёмные, одинокие существа, которым имя — люди. (5)Жизнь каждого только в нём самом, все силы ушли в глубь души, на стремление согласовать и соединить то, что внутри…
(6)И в неотвратимой неизбежности этих мук человек находит, наконец, своеобразный выход: броситься навстречу мукам, целиком отдаться им, растерзать душу смертными противоречиями. (7)В этом — сладко пронзающее душу сладострастие, грозная радость, тёмная, как кровь. (8)Человеку открывается красота и счастье страдания, он начинает любить скорбь и жаждать мучения…
(9)И против Достоевского — Толстой. (10)Светлый и ясный, как дитя, идёт он через жизнь и знать не хочет никакого трагизма. (11)Душа тесно сливается с радостною жизнью мира. (12)Всюду вокруг эта близкая, родная душа, единая жизнь — в людях, в животных, даже в растениях «веселы были растения», даже в самой земле: «земля живёт несомненною, живою, тёплою жизнью, как и все мы, взятые от земли». (13)Не разумом, не умственным путём познает Толстой это единство, а проникновением другого рода, несравненно более полным и глубоким, чем проникновения разума. (14)И в чудесном этом единении бледнеет, как-то странно теряет свою жгучую важность ряд вопросов, тяжко мучающих душу Достоевского,вопросов о бессмертии, о Боге…
(15)И крепко, всей душою, всем существом своим Толстой знает, что человек сотворён для счастья, что человек может и должен быть прекрасен и счастлив на земле. (16)Достоевский этого не знает. (17)Не знает, кажется, и никто из нас…
(18)Трудно себе представить живого человека, у которого лежала бы душа одновременно к Достоевскому и Толстому. (19)Мне кажется, на это способен только «любитель литературы», для кого глубочайшие искания и нахождения человеческого духа лишь предмет эстетических эмоций. (20)Всякий, конечно, «отдаст должное» гению обоих. (21)Но кому дорог Толстой, тому чужд будет Достоевский; кому близок Достоевский, тот равнодушен будет к Толстому… (22)И иначе не может быть: вместить и Достоевского, и Толстого невозможно так полно и решительно исключают они друг друга, так враждебно для одного всё то, что дорого для другого. (По В. В. Вересаеву)
ТЕКСТ 9
(1)Гениальный Святослав Рихтер однажды сказал: «Хорошая музыка в хорошем исполнении не требует никаких слов — она дойдёт до любого человека». (2)А я всё говорил и говорю на своих концертах. (3)И буду говорить до конца моих земных дней. (4)Почему? (5)Я очень хорошо понимаю Рихтера, но с его утверждением совершенно не согласен.
(6)Однажды я решил провести в Москве один эксперимент.
(7)За месяц до концерта Рихтера в Большом зале Московской консерватории я с огромным трудом, используя все мои связи, добыл пятнадцать билетов на этот концерт. (8)Один билет взял себе, а остальные четырнадцать раздал учащимся одного из московских техникумов.
(9)Зачем я это сделал? (10)Это ли не жестокость в условиях вечного дефицита билетов на рихтеровские концерты! (11)Я сделал это, чтобы соблюсти условия рихтеровского утверждения о хорошей музыке в хорошем исполнении для любого человека. (12)Я даже перевыполнил условия.
(13)Ведь всем известно, что исполнение Рихтера не просто хорошее, но совершенно гениальное. (14)И музыка была самого высокого уровня — поздние фортепианные сонаты Бетховена.
(15)Билеты я вручил современной молодёжи из московского техникума. (16)Не знаю почему, но я был уверен, что ни один из них никогда не был на концерте Рихтера и никогда не слышал бетховенских сонат. (17)Я оказался прав. (18)При встрече перед концертом я рассказал им о невероятной престижности этого концерта, о том, с какими трудностями я столкнулся при добывании билетов. (19)О том, как нелегко нам пробираться через толпу из тысяч людей, которые надеются на лишний билетик. (20)Рассказал и о том, сколько смог бы заработать если бы сейчас продал все пятнадцать билетов. (21)В общем, подготов мог.
(22)Единственное, о чём я им не рассказал, — что это будет за концерт.
(23)И единственная просьба, которую я изложил моим ученикам, — написать на листе бумаги свои впечатления от концерта. (24) Итак, эксперимент начался!
(25)Мы продирались через тысячи людей, ищущие глаза которых напоминали глаза голодных волков, пытающихся в зимнем лесу рассмотреть хотя бы одного зайца, чтобы не умереть с голоду. (26)Спасительными зайцами на этот раз были лишние билеты, которые удовлетворили духовный голод многих тысяч людей.
(27)Мои спутники были потрясены. (28)Листы бумаги с впечатлениями от концерта, где самый великий музыкант играл самую великую музыку, я храню все эти годы. (29)Все четырнадцать листочков — впечатления, полученные «любыми» людьми на концерте. (30)Прив только один пример, отражающий общее настроение слушателей: «Какой-то театр для глухонемых. (31)Тоска! (32)Бывают же ненормальные, которым это нравится».
(33)Не было ни одного положительного отзыва. (34)Ни одного! (35)Но столь печально это не закончилось, ибо наш эксперимент продолжился.
(36)Мы с ребятами договорились о встрече. (37)В небольшом помещении с роялем и проигрывателем. (38)И там мы разговаривали. (39)О жизни, о Бетховене, о смерти, о любви. (40)Постепенно перешли на поэзию. (41)Мы говорили о том, чем слово в стихе отличается от слова в жизни. (42)Главной задачей было привести моих собеседников к возможности услышать последнюю часть последней сонаты Бетховена и попытаться вызвать у них настоящее потрясение. (43)Мы общались очень долго в этот вечер. (44)Никто из них никуда не спешил.
(45)И когда я понял, что никому из них не хочется уходить, то испытал невероятное ощущение радости.
(46)А когда я начал играть вторую часть Тридцать второй сонаты Бетховена, то мгновенно почувствовал, что музыку и слушателей объединяет ток высочайшего напряжения. (47)Затем мы создали полумрак: погасили свет и зажгли свечи. (48)А потом в записи великого Святослава Рихтера слушали эту длиннейшую часть — музыку бетховенского прощания с миром.
(49)И произошло чудо. (50)После окончания музыки ребята стали единогласно и вполне серьёзно утверждать, что «тот дядька» этой музыки не играл. (51)Тот просто стучал по клавишам, и это было громко и скучно. (52)Иногда — тихо и скучно. (53)А музыка, которую они услышали сегодня, просто прекрасна.
(54)Что же случилось? (55)Почему не подтвердились слова великого музыканта о «хорошей музыке в хорошем исполнении»?
(56)Я склонен считать, что поэзия находится на полпути между вербальностью обыденной речи и полной невербальностью музыки. (57)Поэтому для перехода в музыкальный космос нам может очень помочь космос поэтический. (58)Вот причина, по которой в тот далёкий вечер я читал ребятам из техникума стихи.
(По М.С. Казинику*)
Михаил Семёнович Казиник (род. в 1951 г.) — советский и российский искусствовед, музыкант, писатель, режиссёр, просветитель, популяризатор классической музыки.
ТЕКСТ 10
(1)Я исходил по Парижу десятки вёрст, нося в своей душе груз горького, подлого и страшного, и совершенно неожиданно доплёлся до Лувра. (2)Без малейшей нравственной потребности вошёл я в музей. (3)Машинально ходил туда и сюда, машинально смотрел на античную скульптуру, в которой ровно ничего не понимал, а чувствовал только усталость, шум в ушах и колотье в висках. (4)И вдруг, в полном недоумении, сам не зная почему, поражённый чем-то необычайным, непостижимым, я остановился перед Венерой Милосской.
(5)Я стоял перед ней, смотрел на неё и непрестанно спрашивал самого себя: «Что такое со мной случилось?» (6)Я спрашивал себя об этом с первого момента, как только увидел статую, потому что с этого же момента я почувствовал, что со мною случилась большая радость… (7)До сих пор я был похож (я так ощутил вдруг) вот на эту скомканную в руке перчатку. (8)Похожа ли она видом на руку человеческую? (9)Нет, это просто какой-то кожаный комок. (10)Но вот я дунул в неё, и она стала похожа на человеческую руку. (11)Что-то, чего я понять не мог, дунуло в глубину моего скомканного, измученного, искалеченного существа и выпрямило меня, мурашками оживающего тела пробежало там, где уже, казалось, не было чувствительности, заставило всего «хрустнуть» именно так, когда человек растёт, заставило также бодро проснуться и наполнило расширившуюся грудь, весь выросший организм свежестью и светом.
(12)Мне невозможно было даже мысли допустить, чтобы в эту минуту я мог подумать жить чем-нибудь таким, что составляло простую житейскую необходимость той поры, то есть того времени, когда я был скомканной перчаткой. (13)Опять позволить скомкать себя так, как это было час тому назад и всю жизнь до этого часа? (14)Нет, нет! (15)Я не мог даже есть, пить в этот день, до такой степени мне казалось это ненужным и обидным для того нового, что я бережно нёс в себе.
(16)С этого дня я почувствовал не то что потребность, а прямо необходимость, неизбежность самого, так сказать, безукоризненного поведения: сказать что-нибудь не то, что должно, хотя бы даже для того, чтобы не обидеть человека, смолчать о чём-нибудь нехорошем, затаив его в себе, сказать пустую, ничего не значащую фразу единственно из приличия, делать какое-нибудь дело, которое могло бы отозваться в душе малейшим стеснением или, напротив, могло малейшим образом стеснить чужую душу, теперь, с этого памятного дня, сделалось немыслимым. (17)Это значило потерять счастие ощущать себя человеком, которое мне стало знакомо и которое я не смел желать убавить даже на волосок. (18)Дорожа моей душевной радостью, я не решался часто ходить в Лувр и шёл туда только в таком случае, если чувствовал, что могу «с чистою совестью» принять в себя животворную тайну. (19)Обыкновенно я в такие дни просыпался рано, уходил из дому без разговоров с кем бы то ни было и входил в Лувр первым, когда ещё никого там не было.
(20) И как бы вы тщательно ни разбирали Венеру Милосскую с точки зрения «женской прелести», вы на каждом шагу будете убеждаться, что творец этого художественного произведения имел какую-то другую, высшую цель.
(21) Ему нужно было и людям своего времени, и всем векам, и всем народам вековечно и нерушимо запечатлеть в сердцах и умах огромную красоту человеческого существа, ознакомить человека — мужчину, женщину, ребёнка, старика — с ощущением счастия быть человеком, показать всем нам и обрадовать нас видимой для всех нас возможностью быть прекрасными — вот какая огромная цель владела его душой и руководила рукой.
(22) Он брал то, что для него было нужно, и в мужской красоте и в женской, ловя в этом только человеческое. (23)Из этого многообразного материала он создавал то истинное в человеке, что составляет смысл всей его работы, то, чего сейчас, сию минуту нет ни в ком, ни в чём и нигде, но что есть в то же время в каждом человеческом существе.
(По Г. И. Успенскому)
* Глеб Иванович Успенский (1843-1902) — русский писатель и публицист, один из ведущих писателей-разночинцев.
ТЕКСТ 11
(1)Для того чтобы прозреть, нужно не только смотреть по сторонам. (2)Нужно научиться видеть. (3)Хорошо может видеть людей и землю только тот, кто их любит. (4)Стёртость и бесцветность прозы часто бывает следствием холодной крови писателя, грозным признаком его омертвения. (5)Но иногда это простое неумение, свидетельствующее о недостатке культуры. (6)Тогда это дело, как говорится, поправимое.
(7)Как видеть, как воспринимать свет и краски – этому могут научить нас художники. (8)Они видят лучше нас. (9)И они умеют помнить увиденное.
(10)Когда я был ещё юным писателем, знакомый художник сказал мне:
– Вы, мой милый, ещё не совсем ясно видите. (11)Несколько мутновато. (12)И грубо. (13)Судя по вашим рассказам, вы замечаете только основные цвета и сильно окрашенные поверхности, а переходы и оттенки сливаются у вас в нечто однообразное.
– (14)Что же я могу поделать! – ответил я, оправдываясь – (15)Такой уж глаз.
– (16)Ерунда! (17)Хороший глаз – дело наживное. (18)Поработайте, не ленитесь, над зрением. (19)Держите его, как говорится, в струне. (20)Попробуйте месяц или два смотреть на всё с мыслью, что вам это обязательно надо написать красками. (21)В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. (22)И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и десятой доли того, что заметили теперь. (23)А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому.
(24)Я послушался художника, и действительно – и люди, и вещи оказались гораздо интереснее, чем раньше, когда я смотрел на них бегло и торопливо.
(25)И меня охватило едкое сожаление о глупо потраченном времени. (26)Сколько бы я мог увидеть за прошлые годы превосходных вещей! (27)Сколько интересного необратимо ушло, и его уже не воскресишь!
(28)Это был первый урок, который я получил от художника. (29)Второй урок был нагляднее.
(30)Однажды осенью я ехал из Москвы в Ленинград, но не через Калинин и Бологое, а с Савеловского вокзала – через Калязин и Хвойную. (31)Многие москвичи и ленинградцы даже не подозревают о существовании этого пути. (32)Он хотя и дальше, но интереснее, чем привычный путь на Бологое. (33)Интереснее тем, что дорога проходит по пустынным и лесистым краям.
(34)Моим попутчиком оказался маленький человек с узенькими, но очень живыми глазами. (35)Одет он был мешковато. (36)Человек этот вёз большой ящик с масляными красками и рулоны загрунтованного холста. (37)Нетрудно было догадаться, что это художник. (38)Мы разговорились. (39)Мой попутчик рассказал, что едет под город Тихвин, где есть у него приятель-лесник, будет жить у него на кордоне и писать осень.
– (40)А почему же вы забираетесь так далеко, под Тихвин? – спросил я.– (41)Там у меня облюбовано одно место, – доверительно ответил художник. – (42)Всем местам место! (43)Такого второго нигде не найдёте. (44)Чистый осиновый лес! (45)Кое-где только попадаются редкие ели. (46)Осина даёт осенью такой нарядный убор, как ни одно дерево. (47)Лист у неё чистой раскраски. (48)Пурпурный, лимонный, лиловый и даже черный с золотым крапом. (49)Под солнцем получается великолепный костёр. (50)Поработаю там до зимы, а зимой подамся на берег Финского залива, за Ленинград. (51)Там, вы знаете, самый лучший иней в России. (52)Нигде я такого инея не видел.
(53)Я сказал, конечно, шутя, что при таких познаниях мой спутник мог бы составить ценный путеводитель для художников, где что писать.
– (54)А что же вы думаете! — серьёзно ответил художник. – (55)Составить нетрудно. (56)Но только нет смысла. (57)Все набьются в одно место, тогда как сейчас каждый ищет себе красоту в отдельности. (58)А это не в пример лучше.
–(59)Почему?
– (60)Разнообразнее раскрывается страна. (61)В русской земле столько прелести, что всем художникам хватит на тысячи лет. (62)Но знаете, – добавил он с тревогой, – что-то человек начал очень уж затаптывать и разорять землю. (63)А ведь красота земли – вещь священная, великая вещь в нашей социальной жизни. (64)Это одна из конечных наших целей. (65)Не знаю, как вы, но я в этом убеждён. (66)Без понимания этого какой же может быть передовой человек! (по К.Г. Паустовскому*)
Что проивопоставлено автором данной картинки?
Какой текст (произведение) может быть примером такого противопоставления?
Что писать в анализе такой связи?
Как раскрыть смысл авторского противопоставления?
Автор занимает сторону одного из героев (или показывает в одном примере, как надо поступать, а как не надо) — в этом случае важно не повторить в авторской позиции один из примеров,
нужно
обобщить описанные события, сделать из них вывод; такая ситуация — в
тексте
7
Кухаревой
о бабушке;
Две противоположности уживаются в одном явлении, а автор помогает нам понять его противоречивость — например, в
тексте 3
о природе
Пришвина;
Ещё возможен вариант поиска чего-то среднего, избегания крайностей, как в
тексте
2
об иноязычных заимствованиях
: мысль автора в таком случае — искать баланс;
Прочитайте текст. Попробуйте самостоятельно определить, что противопоставляет автор и каков смыл противопоставления.
(1)В обществе, где потребление становится культом, где конкуренция на рынке рождает конкуренцию и в сфере потребления, человек стремится к тому, чтобы быть «не хуже других», и в то же время ведёт себя так, чтобы «не сливаться с толпой». (2)Тот или иной индивид своим поведением желает, с одной стороны, продемонстрировать престижный социальный статус, a с другой — подчеркнуть свою индивидуальность, неповторимость, самобытность, оригинальность. (3)Привычка быть «не хуже других» порождает потребность следовать моде, ибо в противном случае человек чувствует себя символически бедным. (4)Он готов платить втридорога за «бренд», престижную торговую марку, несмотря на то что качество товара какой-нибудь престижной фирмы подчас мало чем отличается от обычного, серийно производимого товара. (5)Потребительские мотивы поведения вытесняют национальные или религиозные традиции, воспроизводя по всему миру единообразие форм и стандартов.
(6)В обществе потребления возникает противоречие между диаметрально противоположными целями: с одной стороны, стремлением индивида выделиться из толпы, а с другой стороны, потребностью не отстать от моды, соответствовать каким-то общепринятым стандартам и нормам поведения, навязанным ему рекламой или СМИ. (7)Это противоречие держит психику человека в напряжении, травмируя её. (8)Когда кто-то один вдевает кольцо в ноздрю или красит свои волосы в зелёный цвет, то он, вне всякого сомнения, оригинален. (9)Ну а если все люди будут щеголять зелёным цветом волос и ходить с кольцами в носу, стремясь соответствовать моде, то вряд ли их внешность будет подчёркивать их индивидуальность?
(10)Авторы доклада ООН по вопросам молодёжи за 2005 год пишут: «Глобализация многообразным образом влияет на молодёжную культуру. Активизация средств массовой информации вызывает дух глобального потребительства».
(11)Развитие культуры потребительства базируется на самолюбии, порождая такие пороки, как зависть, эгоизм, тщеславие, стремление к наживе, рвачество, страсть к маниакальному «шопингу». (12)Ежедневная погоня за материальными символами благополучия неизбежно ведёт к духовному и нравственному обеднению личности, безразличию к общественным проблемам, безыдейности. (13)В Интернете я встретил следующий очень верный комментарий некоего Рафаэля о сущности потребительства, которое он называет чумой: «Потребитель живёт за счёт игры, он, как чёрная дыра, высасывает все соки, ничего не отдавая взамен, или выплёвывает остатки, которые сму самому не нужны. (14)Он смотрит на события — и молчит, в худшем случае комментирует, опуская их, в лучшем просто пожимает плечами. (15)События уходят в него, как камень в пруд, не оставляя видимых откликов…»
(16)Поскольку бездумное потребительство, страстное желание во что бы то ни стало выделиться в толпе требует определённых затрат, то обычная нехватка у подавляющего большинства семей достаточных доходов вызывает у людей недовольство своей жизнью, своим социальным положением. (17)Бедняки завидуют состоятельным, a состоятельные богачам. (18)И в этом смысле потребительство сопровождается ростом дифференциации семей по уровню получаемых доходов, углублением социальных различий, что приводит к абсолютному увеличению на одном полюсе числа нищих, обездоленных, борющихся ежедневно за своё физическое выживание, а на другом полюсе числа миллиардеров и миллионеров. (По В.Ф. Паульману*)
* Валерий Фёдорович Паульман (род. в 1937 г.) — кандидат экономических наук, автор учебников и монографий.
Продолжение следует…