Согласно теории Л.С. Выготского, неспособность детей с ограниченными возможностями здоровья успешно интегрироваться в общество связана не с их биологическим состоянием, а с недостаточным социальным опытом, который нарушает связь ребенка с обществом и культурой - ключевыми источниками развития. Помощь в преодолении этой проблемы заключается в освоении этими детьми разнообразных социальных ролей, их сущности и функциональных характеристик, а также в применении этих знаний в реальных ситуациях. Однако для этого необходимо осуществить главное условие социализации детей с ОВЗ - вовлечение их в жизнь общности здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. В этом контексте детские сады и общеобразовательные школы играют ключевую роль, предоставляя возможности для социальной реабилитации, адаптации и развития личности этих детей.
Процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на нескольких уровнях:
-
Структурный уровень: включает в себя умение адекватно вести себя в обществе, умение общаться и соблюдать правила поведения и дисциплины в школе.
-
Ценностно-нравственный уровень: здесь важно, чтобы дети научились оценивать события в мире, учиться устанавливать учебные цели и планировать их достижение.
-
Учебный уровень: на данном этапе дети осознают важность образования, научившись ставить перед собой учебные задачи и работать над их реализацией.
-
Личностное развитие: это включает в себя принятие ответственности за решение личных социальных проблем и развитие своего характера и личности.
-
Духовное развитие: понимание и принятие культурных и исторических ценностей, которые отражаются в поведении и желаниях ребенка.
Механизм социализации детей с ОВЗ представляет собой активную деятельность, которая служит как способ, условие, так и форму выражения культурно-исторического опыта социума. Это включает разнообразные виды деятельности, такие как учебная деятельность, предметно-практическая работа, самообслуживание, использование бытовых и ассистивных устройств, художественно-прикладной труд, творческая деятельность и занятия спортом.
Однако эффективная социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья возможна лишь при выполнении определенных задач образовательной системы:
-
Разработка специальных программ социальной адаптации, учитывающих особенности каждого ребенка.
-
Создание многочисленных центров социальной адаптации и ресурсной поддержки.
-
Внедрение технологий обучения, которые способствуют развитию интегративных качеств личности, таких как самостоятельность.
-
Содействие гуманистическому стилю общения в учебных заведениях.
-
Реализация программ непрерывного дополнительного образования.
-
Расширение охвата детей с особенностями развития специальной педагогической помощью.
-
Обеспечение педагогического сопровождения.
Кроме того, важным аспектом является формирование инклюзивной компетентности родителей как агентов первичной социализации.
Педагоги важным образом влияют на адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Они выполняют коррекционно-развивающую работу, направленную на социальную адаптацию. Для успешного формирования активного взаимодействия с окружающим миром у детей с ОВЗ, педагоги ставят перед собой ряд задач:
-
Обеспечение физического развития и активности детей, включая координацию движений и силовые упражнения.
-
Поддержка и развитие познавательных процессов, таких как память, внимание, речь и логическое мышление.
-
Содействие развитию самооценки, самоуважения и уверенности в своих возможностях.
-
Воспитание толерантного отношения к обществу и формирование адекватной жизненной позиции.
-
Использование педагогической технологии "Портфолио", которая способствует индивидуальному подходу к каждому ребенку, развивает самостоятельность и навыки самооценки.
Успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья проявляется в их адаптации к новой социальной среде, повышении социального статуса, уверенности в себе и психологической удовлетворенности жизнью.