Социальная интеграция младших школьников с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования

Ребенок, развитие которого затруднено

дефектом, не просто меньше

развит, чем его сверстники,

он развит иначе.

Л. С. Выготский

Сегодня организационно-методические основы учебного процесса в общеобразовательной школе ориентированы на ребенка, который нормально развивается, без учета особенностей психофизического развития детей с особыми образовательными потребностями. Но социализация очень важна для каждого человека, а для ребенка с ограниченными возможностями здоровья особенно.

И школа, прежде всего, играет важнейшую роль в процессе адаптации к жизни. Характерной особенностью настоящего является реконструированние системы специального образования на демократических, гуманистических началах, создание в стране альтернативных моделей психолого-педагогической поддержки, механизмов для свободного выбора форм обучения детей, уровня и диапазона образовательных потребностей. В основу этого подхода положены два принципа: не отрывать ребенка от семьи и общества, когда это возможно, и способствовать естественному процессу его социализации; и предоставление возможности родителям детей с особенностями психофизического развития выбора форм и видов будущего образования.

Сейчас все больше и больше говорят об инклюзии. Что же это за образование? Инклюзивное образование — форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, социальных, интеллектуальных, ментальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. Для них создаются специальные условия: перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, изменённые методы оценки и другие. Инклюзивное образование не только повышает статус ребенка с ОВЗ и его семьи, но и способствует развитию толерантности и социального равенства в обществе. Группа школьников с особыми образовательными потребностями может быть чрезвычайно разнообразна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями опорно-двигательного аппарата, речи, слуха, интеллекта, зрения, с выраженными расстройствами эмоционально волевой сферы, включая аутистические нарушения, с комплексными нарушениями развития, с задержкой психического развития. На сегодняшний день такие дети есть в каждой школе.

Эти дети заслуживают того, чтобы взрослые, наставники открыли для них дверь в красивый, радужный окружающий мир, где царит безграничное добро, безмерная ласка, сердечная искренность. И в первую очередь, педагог обязан вывести их на дорогу счастья и гармонии, чтобы они жили в мире красоты, сказки, игры, рисунка, музыки, фантазии и творчества.

Для успешной деятельности учителей начальных классов надо провести диагностирование готовности учителя к инновационной педагогической деятельности с помощью соответствующего диагностического инструментария.

Работа учителя с такими детьми заключается в:

- установлении контакта и доверительных отношений;

- включении родителей детей из ОВЗ в коллектив других родителей класса;

- непрерывном взаимодействии;

- вовлечении родителей в разработке Ипр, в процесс обучения и воспитания;

- налаживании сотрудничества с другими членами команды психолого-педагогического сопровождения;

- участия родителей в разработке портфолио ребенка;

Можно проводить с родителями консультации, круглые столы, беседы, анкетирование, тренинги, деловые игры, посещать семьи.

Чтобы достичь цели о счастливом и реализованном ребенке, родители и работники школ должны объединяться. От такого тесного сотрудничества зависит психическое, эмоциональное и физическое развитие особого ребенка.

Инклюзивное образование-перспектива новая.

Хоть разные возможности-равные права!

Каждый ребенок-это целый мир,

Образование, уважение и равенство для всех!