Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств»

Социально-культурный проект

«Семья – мир творчества»

 

Тавда, 2024

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………………...3

I. Введение ………………………………………………………………………..4

II. Основная часть. Содержание проекта………………………………………..8

2.1. Занятия декоративно-прикладным творчеством…………………………...9

2.2. Занятия хореографией………………………………………………………12

2.3. участие в мероприятиях…………………………………………………….15

III. Оценка эффективности проекта…………………………………………….17

IV. Заключение…………………………………………………………………..18

Интернет – источники…………………………………………………………...19

Список литературы ……………………………………………………………...20

Приложение 1. Положение о работе проекта………………………………….21

Приложение 2. Рабочая программа художественной направленности по хореографии в рамках социально – культурного проекта «Семья – мир творчества………………………………………………………………………...26

Приложение 3. Диагностика эмоциональной удовлетворенности детей с помощью метода рефлексии…………………………………………………….34

Приложение 4. Фото – альбом проекта…………………………………….......35

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Согласно Указа Президента Российской Федерации от 22.11.2023 № 875, 2024 год объявлен «Годом семьи». Семья – основа настоящего и будущего России. Все мы прекрасно понимаем, что нравственно здоровая и духовно крепкая семья и есть основа полноценного общества. Какой быть России, во многом зависит от того, какими мы воспитаем наших детей.

К сожалению, в нашем городе, как и в стране в целом, в связи с высокой динамикой современного уклада жизни, а также многочисленными объективными причинами, время, проводимое родителями с детьми, сокращается. Многие не имеют возможности проводить совместный семейный досуг, не имеют семейных традиций, не в каждой семье существует преемственность поколений, функции родителей смещены в сторону удовлетворения материальных потребностей, дети испытывают дефицит родительского внимания.

Для решения данных проблем необходимо усиливать воспитательную функцию семьи. Именно поэтому в МАУ ДО «Детской школы искусств» возникла идея создать социально-культурный проект «Семья – мир творчества», который нацелен на укрепление семейных ценностей, улучшение внутрисемейного климата.

Проект «Семья – мир творчества» реализуется в Детской школе искусств с 1 сентября 2024 года.

Данный проект позволяет детям и родителям не только познакомиться с различными видами художественно-эстетической деятельности, но и сблизиться в процессе творческого взаимодействия, вместе преодолевая трудности и радоваться успехам. Каждый имеет шанс ощутить естественную любовь, радость, удовольствие и поддержку семьи.

ВВЕДЕНИЕ

Семья является основой любого государства, главным условием сохранения духовной истории народа, традиций, национальной безопасности. Важнейшей ее задачей является нравственное воспитание детей, формирование гражданина-патриота, который должен бесконфликтно вписываться в социальную структуру, полноценно жить и эффективно работать. В реализации воспитательной функции заключается социальная значимость семьи. Одной из приоритетных задач современного образования является формирование у молодого поколения ценностного отношения к семье. Это нашло отражение в нормативных образовательных документах: Федеральном законе от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В настоящее время дополнительное образование детей в России рассматривается как уникальный феномен системы образования, как единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности за пределами образовательных стандартов, основное предназначение данного процесса – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокульт урные и образовательные потребности детей. Воспитание играет важную роль в жизни любого человека. Именно благодаря ему, закладываются основные качества, которыми должна обладать каждая личность. На сегодняшний день формирование всесторонней личности зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимает вопрос художественно-эстетического воспитания.

Актуальность проекта «Семья – мир творчества» обусловлена современной стратегией обновления образования. Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Данный проект соответствует приоритетным направлениям развития системы образования Российской Федерации и Свердловской области, и основан на принципах сохранения и развития национальных ценностей, из которых складывается нравственный облик поколения: патриотизм, гражданственность, семья, труд и творчество, социальная солидарность. Актуальность проблемы воспитания подчеркивается и в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29. 05. 2015 г. N 996-р, определяющей в качестве приоритетной задачи семейное воспитание и как особое направление - возрождение семьи.

Цель проекта укрепить внутрисемейные отношения посредством совместной творческой деятельности детей и родителей.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- организовать образовательно-воспитательный процесс для совместного творчества детей и родителей;

- Разработать и реализовать творческие занятия по хореографии и декоративно-прикладному творчеству для конструктивного взаимодействия в системе родитель – ребенок, которые укрепят детско-родительские отношения в процессе совместной деятельности;

- Провести с участниками проекта творческие занятия по декоративно-прикладному творчеству и хореографии, игры, тренинговые упражнения, которые работают на оздоровление межличностных и семейных отношений;

- Развить у детей и родителей творческое восприятие семейных ценностей.

Тип проекта: творческий.

Вид проекта: социально-культурный.

Участники проекта:

- руководитель проекта и преподаватель по хореографии - заведующий хореографическим отделение МАУ ДО «Детская школа искусств», г. Тавда, Ермолаева Елена Викторовна;

- Преподаватель художественного отделения Аллагова Вера Александровна;

- Учащиеся хореографического отделения МАУ ДО «Детская школа искусств» от 6 до 8 лет;

- Родители детей, обучающихся в МАУ ДО «Детская школа искусств».

Сроки реализации проекта: 10 месяцев (август 2024 г. – май 2025 г.).

Количественный состав группы: 10 – 12 семей.

Режим занятий: 1 раз в неделю (суббота), 2 занятия по 30 минут.

Предполагаемый результат:

- укрепление внутрисемейных отношений;

- создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;

- развитие креативных способностей детей и родителей в совместной творческой деятельности;

- появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;

- повышение уровня педагогической компетентности родителей;

- увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.

Правила организации образовательного процесса проекта:

- добровольное посещение, без принуждения;

- посещать мероприятие вместе с ребёнком может любой из родителей;

- в конце каждого занятия проходит обсуждение выполненных творческих работ, обмен мнениями и впечатлениями .

Основные принципы работы проекта: индивидуальный подход, компетентность, открытость, обратная связь, соблюдение педагогической этики, принцип доверительного сотрудничества.

Реализация проекта проходит в несколько этапов:

1. Подготовительный этап (август).

Данный этап включает в себя:

- изучение методической литературы по теме проекта;

- составление основных мероприятий проекта;

- разработка Положения социально-культурного проекта «Семья – мир творчества» (приложение 1);

- разработка планов проведения занятий;

- реализация планов взаимодействия участников проекта.

2. Основной этап (сентябрь – май).

Данный этап включает в себя реализацию основных мероприятий проекта с родителями и воспитанниками: занятия по рисованию, прикладному творчеству и хореографии, беседы, акции, тематические мероприятия.

3. Заключительный этап (май).

На данном этапе оформляется выставка совместных работ, создаётся презентация по итогам реализации проекта, проводится анализ полученных результатов, намечаются дальнейшие перспективы.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

В рамках проекта «Семья – мир творчества» родители и дети совместно занимаются творчеством, учатся взаимодействовать, понимать друг друга. Вместе с папами, мамами, бабушками, дедушками, братьями и сестрами занимаются хореографией, прикладным творчеством, участвуют в различных мероприятиях, конкурсах, беседах, акциях, выставках.

Также, совместные занятия имеют   следующие преимущественные факторы или позиции:

- развивающее обучение. Видя пример своих родителей, дети стараются им подражать, осваивая при этом важную информацию с легкостью;

- Саморазвитие. Стремление наследовать поведение и поступки родителей, дети приучаются к самостоятельности, организованности. При этом взрослые стараются быть примером, а соответственно, также контролируют свои действия, стараются показать свои знания, навыки;

- Взаимопомощь. Дети и родители будут стараться помочь друг другу. Это позволяет повысить эффективность обучения, формирует у детей ощущение того, что вместе легче решать любые задачи;

- Ответственность.  Взаимодействие детей и родителей является важным фактором. Занятия в группе проводятся преимущественно по принципу совместного выполнения тех или иных заданий, что не просто дает знания, но и формирует чувство ответственности за общий продукт творчества;

- Разноплановая социализация. Разновозрастная группа позволяет построить различные варианты общения. Так, ребенок строит связи «ребенок-взрослый», где родитель выполняет роль помощника и соратника, а руководитель выступает в роли наставника и учителя. Также формируется связь «сверстник-сверстник», где появляется опыт общения с равным себе. Такие варианты общения позволяют оценить различные возможности социализации, дают больше возможностей личностного развития.

2. 1. Занятия декоративно-прикладным творчеством.

Совместное прикладное творчество способствует укреплению взаимопонимания и общих интересов родителей и ребенка.

Ребенок получает возможность научиться чему-то новому и интересному и увидеть, на что способны его родители. Ведь часто даже самая рукодельная мама просто не успевает передать своим детям то мастерство, которым владеет – не хватает времени. Кроме того, в неформальной обстановке могут обсуждаться многие волнующие детей и родителей вопросы.

Цель - создание условий для формирования и развития навыков продуктивной деятельности детей и родителей через совместное творчество.

Задачи:

Обучающие:

- формировать технические умения и навыки в работе с различными материалами: природные материалы (листья, шишки, ветки и др.), искусственные материалы (бумага, картон, пластилин и др.), бросовый материал (пластиковые баночки от йогурта, твердые бумажные коробки из под молока, сока, кефира, спичечные коробки и др.) и инструментами;

- расширять знания об окружающем мире (природе, свойствах различных материалов др.);

- закреплять знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами.

Развивающие:

- развивать творческие способности, наглядно-образное мышление, внимание, память;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать произвольность, усидчивость, целеустремленность.

Воспитательные:

- воспитывать эстетический вкус, эмоционально-положительное отношение к деятельности и полученному результату;

- вызывать интерес к окружающему миру, воспитывать любовь к природе;

- воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание довести начатое дело до конца.

Режим занятий:

1 раз в неделю по 30 минут

Формы занятий и их сочетания:

Предусмотрены как теоретические – вводная беседа (рассказ специалиста), беседа с детьми, рассказы детей, показ педагогом способа действия, - так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских работ, непосредственное изготовление изделий.

Занятия предусматривают групповую форму, при подготовке к выставке возможна индивидуальная работа с участниками проекта.

При выборе материала для изготовления изделий использован не только привычный для творчества материал (цветная бумага, пластилин, картон, шишки, листья и др.), который используют в своей работе с детьми воспитатели ДОУ, но и так называемый бросовый материал (пластиковые баночки от йогурта, твердые бумажные коробки из под молока, сока, кефира, спичечные коробки и др.). В каждом доме имеется достаточно большое количество «ненужных» вещей и материалов. Все это замечательный материал для всевозможных изделий. Бросовый материал даёт огромные возможности для осуществления фантазий. Самое интересное, что такой материал для изделий всегда находится под рукой. Для того, чтобы смастерить что-то занятное, не нужно идти в магазин, ехать в лес или идти в парк и собирать природный материал. Преимуществом такого материала является то, что он бесплатный и его можно найти у себя дома. В процессе работы дети приобретают трудовые умения и навыки, развивают творческое воображение и конструктивное мышление, осваивают способы работы с различными инструментами, подходящими именно к тому материалу, с которым в данный момент работают. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения и технических навыков, способствует развитию конструкторской деятельности детей. А в сотрудничестве с родителем приобретают бесценный опыт совместного творческого взаимодействия.

Программа по декоративно-прикладному творчеству включает в себя:

- Основы изобразительной грамоты и рисование;

- Основы декоративно - прикладного творчества;

- Участие в выставках.

Учебный план

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

Основы изобразительной грамоты и рисование

4

13

17

Основы декоративно - прикладного творчества

4

13

17

Участие в выставках

-

2

2

Итого

8 ч.

28 ч.

36 ч.

Ожидаемый результат:

- сформируется навык по проведению совместной продуктивной деятельности детей и родителей;

- привьётся интерес к занятию продуктивной деятельностью вместе;

- снимется психологический зажим у родителей перед выполнением изделия своими руками;

- повыситься уровень психолого-педагогической культуры родителей;

- сформируются технические умения и навыки в работе с различными материалами: природные материалы (листья, шишки, ветки и др.), искусственные материалы (бумага, картон, проволока, пластилин и др.), бросовый материал (пластиковые баночки от йогурта, твердые бумажные коробки из под молока, сока, кефира, спичечные коробки и др.) и инструментами;

- у детей расширятся знания об окружающем мире (природе, свойствах различных материалов др.);

- закрепятся знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметам;

- повыситься уровень развития мелкомоторных функций;

- активизируется мыслительные и познавательные процессы у детей и родителей.

2.1. Занятия хореографией.

Занятия хореографией – это не только развлечение, но и хорошая физическая нагрузка. Танцы для каждого человека представляют собой базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни (ЗОЖ).

Через танцевальные движения, родители и дети преодолевают социальные и эмоциональные барьеры, приобретают навыки совместной, коллективной деятельности, воспитывают новые семейные традиции и устои. Каждый участник проекта получает опыт позитивных, конструктивных отношений в семье и с окружающими людьми.

Цель: привлечь родителей в образовательно-воспитательный процесс, для  укрепления отношений между родителями и детьми.

 Задачи:

Дидактические:

1. Установить эмоциональный контакт между ребёнком и родителем.

2. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, обучая их наглядно-слуховым приемам в разучивании с детьми танцевальных движений.

3. Усилить заинтересованность детей при разучивании нового музыкального материала.

Воспитательные:

1. Охрана и укрепление физического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия).

2. Развитие индивидуальности ребенка, его способностей, творческого потенциала в отношении с детьми, родителями, и самим собой.

3. Воспитывать  положительные взаимоотношения родителей со своими детьми при общей подготовке к праздничным мероприятиям.

Развивающие:

1. Развивать музыкально-ритмический слух у детей.

2. Совершенствовать навыки выразительного исполнения нескольких танцевальных движений в одном танце.

3. Тренировать память, соблюдая точную очерёдность смены движений, следуя тексту песни.

Режим занятий:

1 раз в неделю по 30 минут

Формы занятий и их сочетания:

Занятия состоят как из теоретической, так и практической части, где теория и практика совмещены в процессе практических занятий. Большая часть занятия отводится практической части. Теоретическая часть занятий максимально компактная и включает в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.

Занятия предусматривают коллективную форму, при постановочной и репетиционной работе возможна групповая и индивидуальная работа с участниками проекта.

По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и участников проекта занятия может иметь форму практикума, мастер-класса, экскурсии, конкурса, концерта и т.д.;

По дидактической цели — вводное занятие, занятие на получение новых знаний, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.

Программа предполагает следующие направления деятельности:

- учебно-тренировочные деятельность, выстроена на основе ритмики и партерной гимнастики;

- постановочно-репетиционная деятельность осуществляется в соответствии со способностями участников проекта к тому или иному виду хореографического искусства;

- концертная и конкурсная деятельность осуществляется по запросам социума, в соответствии с графиком конкурсов и фестивалей на городском, областном, региональном уровнях.

В целях разнообразия форм работы, сплочения участников проекта предусмотрено проведение тематических встреч, вечеров, дискотек, участие в мероприятиях досугового характера МАУ ДО «Детская школа искусств» (концерт к Дню матери, акция к Дню отца, Новогодний квест и т.д.)

Каждое занятие состоит из следующих частей:

- Вводная (разминка);

- Основная (показ и разучивание новых танцевальных движений);

- Заключительная (релаксация, обсуждение урока).

Программа занятий включает (приложение 2):

- ритмику;

- игры;

- элементы хореографии и танцы;

- партерная гимнастика;

- концертная деятельность.

Учебный план

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

Ритмика

1

7

8

Игры

-

5

5

Партерная гимнастика

-

7

7

Элементы хореографии и танцы

1

9

10

Концертная деятельность

-

6

6

Итого

2 ч.

34 ч.

36 ч.

Ожидаемый результат: 

- Сближение родителя и ребёнка. Это позволяет улучшить или наладить эмоциональную связь;

- Приобретение навыков и умений работы в паре. Также дети знакомятся с основами хореографии, изучают возможности своего тела и развивают мышление, координацию, музыкальный слух и физическую форму;

- Развитие нравственных личностных качеств. Посредством хореографии ребёнок получает свободу действий и воспитывает в себе доброту, силу воли, трудолюбие и сопереживание;

- Гармонизация детско-родительских отношений.  Совместно с детьми родители изучают новые игры и танцы, что укрепляет воспитательный потенциал семьи;

- Укрепление и сохранение здоровья. Занятия способствуют укреплению и сохранению здоровья, повышают общекультурный уровень всех членов семьи. 

2.3. Участие в мероприятиях

Участие в конкурсах, акциях, выставках, концертах и др. мероприятиях - это не только возможность проявить творческие способности, но и важный инструмент для развития совместного труда и общения между ребенком и родителями. Главная цель участия - укрепление семейных связей через творчество. Важно, чтобы процесс подготовки к мероприятию или выставке стал совместным приключением. Например, если это выставка, то от похода в парк за материалами до обсуждения идей и самого процесса изготовления, или если, это выход на концерт, то повторение танца дома или подготовка сценического костюма.

Это время, когда родители могут учить ребенка основам мастерства, развивать его воображение и творческий потенциал. Важно понимать, что участия в мероприятиях не должны восприниматься как обязанность или бремя. Это - возможность для родителей активно участвовать в развитии и воспитании своего ребенка, дополняя и поддерживая труд преподавателей.

Таким образом, участие в мероприятиях становится не только творческим вызовом, но и ценным семейным опытом, укрепляющим отношения и обогащающим жизнь каждого участника.

План мероприятий в рамках проекта

Название мероприятия

Время проведения

1.

Акция «Мои бабушка и дедушка»

Октябрь

2.

Выставка рисунков «Моя мама - лучшая на свете»

Ноябрь

3.

Развлекательное мероприятие «Новогодний флешмоб»;

Выставка ДПИ «Символ года»

Декабрь

4.

День здоровья для детей и родителей «Зимние забавы»

Январь

5.

Спортивные состязания «Папа и я Богатырская семья»

Февраль

6.

Концертная программа «Цветы для мамы»

Март

7.

Выставка рисунков «папа, мамя, я – счастливая семья»

Апрель

8.

Отчетные концерт МАУ ДО «ДШИ»;

Выставка рисунков «Моё счастливое детство»

Май

III. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА

Оценка эффективности проекта ведется, в ходе его реализации и включает в себя различные формы. Одна из форм - диагностика эмоциональной удовлетворенности детей с помощью метода рефлексии (Приложение 3).

Рефлексия - обязательная составляющая современного занятия и мероприятия. Рефлексия положительного настроения и эмоционального состояния проводится в конце занятий.

Это своеобразное подведение итогов деятельности, некий самоанализ, позволяющий зафиксировать достигнутый результат и оценить свою работу.

Отношение родителей к реализующемуся проекту лучше всего показывает их вовлеченность в мероприятия, и готовность к совместной деятельности.

Первым результатом работы стала презентация проекта «Семья – мир творчества» на открытом конкурсе физкультурно-танцевального движения города Тюмени «Танцуем всей семьей» в октябре 2024 г. На мероприятии проекта «Танцуем всей семьей!» более 600 участников демонстрировали свое мастерство в танцевальном искусстве. Участники нашего проекта показали яркий, динамичный танец «Точка, точка, запятая…».

В данный момент ведётся подготовка к новогодней выставке декоративно-прикладного искусства и новогоднему флешмобу. По завершению проекта, планируется принять участие с танцевальным номером в отчетном концерте детской школы искусств и организовать выставку рисунков «Моё счастливое ДЕТСТВО».

Также по окончанию проекту родителям и детям будет предложено составить отзывы о том, как участие в проекте помогло изменить их семейные отношения.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Совместные занятия творчеством со своими детьми в паре «родитель-ребенок» с непосредственным участием в них родителей играют немаловажную роль в развитии ребенка, в становлении личности каждого ребенка.

Именно активизация родителей, их участие в жизни ребёнка приводит к тому положительному результату, которого мы ожидаем от детей, ведь каждый родитель должен пройти все ступени роста и развития со своим ребенком, независимо от его возраста.

Благодаря проекту «Семья - мир творчества», через совместные занятия, родители и дети учатся слышать, понимать друг друга. Происходит утверждение каждого родителя в образе «хорошего родителя», а дети, в свою очередь, легко идут на контакт с ними, следовательно, улучшается микроклимат в семье, так как находятся общие темы для разговоров, становится меньше ссор в семье, возникает взаимопонимание, доброжелательность в отношениях, вера в успех, умение преодолевать трудности сообща.

Таким образом, совместно взаимодействуя, дети объединяют и своих родителей. Общий положительный эмоциональный настрой, восхищение друг другом от того, что все вместе, совместная дружная работа – все это важно для молодого подрастающего поколения, и, бесспорно, помогает раскрыться индивидуальным особенностям, творческим способностям не только у детей, но и у их родителей.

Так происходит расширение границы познания. Дети работают в зоне ближайшего развития, происходит взаимное обучение и взаимопознание детей и их родителей.

ИНТЕРНЕТ – ИСТОЧНИКИ

https://vsyoznaika.com/tpost/p9rlfi6kp1-sovmestnie-podelki-detei-i-roditelei-dly

https://moluch.ru/archive/309/69842/

https://www.maam.ru/detskijsad/sovmestnoe-meroprijatie-s-roditeljami-po-horeografi.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2024/03/10/tvorcheskiy-proekt-vmeste-s-mamochkoy-vdvoem-my-tantsuem-den-za-dnyom

https://novoedrevo.ru/publications/1178

https://docs.yandex.ru/docs/

https://www.art-talant.org/publikacii/21027-proekt-v-krugu-semyi

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Зарецкая Ю. В. Педсовет в интерактивной форме на тему «Семья и школа: взаимодействие, взаимопонимание, сотрудничество». – 2009. - №9. – С.55

Крупинина И. И. Педагогическое просвещение родителей/ И.Крупинина// Воспитание школьников. — № 1.— 2001. —  с. 18- 20.

Левитан К.М. Проблема целеполагания в педагогическом проектировании. Разработка и реализация проектов и программ развития образовательных учреждений. К.М.Левитан.— Тюмень: Изд-во ТПУ, 1998.— с. 14- 17.

Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. М., 1981. Т.3

Смолко К. Е. Воспитывать вместе/ Е.Смолко// Семья и школа. —2005. №9. —с.19-21.

Турик Л.А., Осипова Н.А. «Педагогические технологии в теории и практике». 2009г

Черепко Л.З. Современный тандем: семья и школа/ Л.З.Черепко, Л.М.Волкова, А.Р.Борисевич. — Минск: Красико-Принт, 2009. —128 с.

Приложение 1

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств»

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о работе социально-культурного проекта

«Семья – мир творчества»

Тавда, 2024

1.Общие положение

1.1. Настоящее положение является локальным актом, регламентирующим деятельность социально – культурного проекта «Семья – мир творчества» (далее «проект»), составлен в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273- ФЗ), Уставом МАУ ДО «Детская школа искусств», комплексной программой деятельности проекта, потребностями и интересами детей и родителей;

1.2. Основными принципами создания и деятельности проекта являются добровольность, равноправие, сотрудничество детей и взрослых, соблюдение законности.

1.3. Контроль деятельности проекта осуществляет директор, заместитель директора по ВР, заведующий хореографическим отделением МАУ ДО «Детской школы искусств».

2. Цель проекта

2.1. Укрепить внутрисемейные отношения посредством совместной творческой деятельности детей и родителей.

3. Задачи проекта

3.1. Организовать образовательно-воспитательный процесс для совместного творчества детей и родителей;

3.2. Разработать и реализовать творческие занятия по хореографии и декоративно-прикладному творчеству для конструктивного взаимодействия в системе родитель – ребенок, которые укрепят детско-родительские отношения в процессе совместной деятельности;

3.3. Провести с участниками проекта творческие занятия по декоративно-прикладному творчеству и хореографии, игры, тренинговые упражнения, которые работают на оздоровление межличностных и семейных отношений;

3.4. Развить у детей и родителей творческое восприятие семейных ценностей.

4. Участники проекта:

4.1. Руководитель проекта и преподаватель по хореографии - заведующий хореографическим отделение МАУ ДО «Детская школа искусств», г. Тавда, Ермолаева Елена Викторовна;

4.2. Преподаватель художественного отделения Аллагова Вера Александровна;

4.3. Учащиеся хореографического отделения МАУ ДО «Детская школа искусств» от 6 до 8 лет;

4.4. Родители детей, обучающихся в МАУ ДО «Детская школа искусств».

5. Организация работы проекта

5.1. В рамках проекта родители и дети совместно занимаются творчеством;

5.2. Проект осуществляет работу по трём направлениям:

- Занятия по декоративно-прикладному творчеству;

- Занятия хореографией;

- Участие в выставках, тематических мероприятиях, концертах, конкурсах, акциях различного уровня;

5.3. Занятия проводятся: один раз в неделю, 2 занятия по 30 минут, с переменой 10 минут;

5.4. Количественный состав группы: 10 – 12 семей.

5.5. Срок реализации проекта: 10 месяцев (август 2024 г. – май 2025 г.).

6. Права и обязанности участников проекта

6.1. Родители (законные представители) имеют право:

- свободно излагать собственное мнение;

- участвовать в дискуссии;

- обмениваться опытом в воспитании детей;

- получать квалифицированную консультативную помощь по физическому,

социально-коммуникативному, познавательному, художественно- эстетическому развитию детей, проблемам адаптации, воспитания и обучения ребенка в МАУ ДО «ДШИ» и дома;

6.2. Преподаватели МАУ ДО «ДШИ» осуществляющие работу по проекту имеют право:

- на выявление, изучение и распространение положительного опыта по

здоровьесбережению, воспитанию и развитию детей;

- на внесение корректировки в план работы проекты в зависимости от возникающих проблем и запросов.

6.3. Руководитель проекта обязан:

- планировать работу проекта в соответствии с выявленными запросами

родителей и психическими закономерностями развития детей;

- предоставлять квалифицированную консультативную помощь родителям;

- соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания.

6.4. Родители (участники проекта) обязаны:

- уважать мнение друг друга в процессе обсуждения вопросов здоровьесбережения, воспитания, развития детей;

- соблюдать принцип конфиденциальности в работе проекта;

- принимать активное участие в работе проекта.

7. Документация

7.1. Положение о проекте;

7.2. Комплексная программа проекта;

7.3. Рабочие программы по хореографии и ДПИ;

7.4. Диагностика результативности деятельности проекта (книга отзывов)

Приложение 2

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности по хореографии в рамках

социально – культурного проекта «Семья – мир творчества»

 

Тавда, 2024

Пояснительная записка

1.1.Направленность: художественная

1.2.Особенности организации образовательной деятельности:

- количество учебных часов по программе: 36 часов

- количество учебных часов согласно расписания: 36 часов

1.3.Цель и задачи рабочей программы на текущий учебный год

Цель: привлечь родителей в образовательно-воспитательный процесс, для  укрепления отношений между родителями и детьми.

 Задачи:

Дидактические:

1. Установить эмоциональный контакт между ребёнком и родителем.

2. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, обучая их наглядно-слуховым приемам в разучивании с детьми танцевальных движений.

3. Усилить заинтересованность детей при разучивании нового музыкального материала.

Воспитательные:

1. Охрана и укрепление физического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия).

2. Развитие индивидуальности ребенка, его способностей, творческого потенциала в отношении с детьми, родителями, и самим собой.

3. Воспитывать  положительные взаимоотношения родителей со своими детьми при общей подготовке к праздничным мероприятиям.

Развивающие:

1. Развивать музыкально-ритмический слух у детей.

2. Совершенствовать навыки выразительного исполнения нескольких танцевальных движений в одном танце.

3. Тренировать память, соблюдая точную очерёдность смены движений, следуя тексту песни.

1.4. Режим занятий:

1 раз в неделю по 30 минут

1.5.Формы занятий и их сочетания:

Занятия состоят как из теоретической, так и практической части, где теория и практика совмещены в процессе практических занятий. Большая часть занятия отводится практической части. Теоретическая часть занятий максимально компактная и включает в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.

Занятия предусматривают коллективную форму, при постановочной и репетиционной работе возможна групповая и индивидуальная работа с участниками проекта.

По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и участников проекта занятия может иметь форму практикума, мастер-класса, экскурсии, конкурса, концерта и т.д.;

По дидактической цели — вводное занятие, занятие на получение новых знаний, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.

Программа предполагает следующие направления деятельности:

- учебно-тренировочные деятельность, выстроена на основе ритмики и партерной гимнастики;

- постановочно-репетиционная деятельность осуществляется в соответствии со способностями участников проекта к тому или иному виду хореографического искусства;

- концертная и конкурсная деятельность осуществляется по запросам социума, в соответствии с графиком конкурсов и фестивалей на городском, областном, региональном уровнях.

В целях разнообразия форм работы, сплочения участников проекта предусмотрено проведение тематических встреч, вечеров, дискотек, участие в мероприятиях досугового характера МАУ ДО «Детская школа искусств» (концерт к Дню матери, акция к Дню отца, Новогодний квест и т.д.)

Методы проведения занятий: наглядный показ, словестное объяснение, наглядный пример, метод упражнения творческие практические занятия, беседы, этюды, танцевальные композиции, импровизации, тренировочные упражнения, коллективные и индивидуальные репетиции, сюжетно-ролевые, образные и музыкальные игры, инсценировки, экскурсии, просмотр и анализ видеозаписей, концерты, конкурсы разных уровней.

Каждое занятие состоит из следующих частей:

- Вводная (разминка);

- Основная (показ и разучивание новых танцевальных движений);

- Заключительная (релаксация, обсуждение урока).

Программа занятий включает:

- ритмику;

- игры;

- элементы хореографии и танцы;

- партерная гимнастика;

- концертная деятельность.

1.6. Изменения, внесенные в общеразвивающую программу:

В случае ограничительных мер, возможно, применение дистанционных технологий.

Дистанционные образовательные технологии – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Данные изменения будут реализованы с помощью электронных информационных образовательных ресурсов (ЭИОР), размещенных на электронных носителях и/или в электронной среде поддержки обучения, и или через социальные сети, официальный Сайт учреждения.

Свое отношение к работам детей и родителей педагогом будет выражаться в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн консультаций и т.д.

1.7. Планируемый результат

- Сближение родителя и ребёнка. Это позволяет улучшить или наладить эмоциональную связь;

- Приобретение навыков и умений работы в паре родитель + ребенок. Также дети знакомятся с основами хореографии, изучают возможности своего тела и развивают мышление, координацию, музыкальный слух и физическую форму;

- Развитие нравственных личностных качеств. Посредством хореографии ребёнок получает свободу действий и воспитывает в себе доброту, силу воли, трудолюбие и сопереживание;

- Гармонизация детско-родительских отношений.  Совместно с детьми родители изучают новые игры и танцы, что укрепляет воспитательный потенциал семьи;

- Укрепление и сохранение здоровья. Занятия способствуют укреплению и сохранению здоровья, повышают общекультурный уровень всех членов семьи. 

2. Содержание программы

2.1. Учебный план

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

Ритмика

1

7

8

Игры

-

5

5

Партерная гимнастика

-

7

7

Элементы хореографии и танцы

1

9

10

Концертная деятельность

-

6

6

Итого

2 ч.

34 ч.

36 ч.

2.2. Календарный учебный график

№ занятия

Тема занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Форма контроля

Занятие № 1

Вводное занятие. Беседа то технике безопасности

Вводное занятие. Инструктаж

1

Обсуждение

Занятие №2

Повторение материала предыдущего учебного года

Практическое занятие

1

Показ педагогу

Занятие №3

Партерная гимнастика. Упражнения для стоп.

Вводное занятие.

1

Показ педагогу

Занятие №4

Поклон.

Занятие по систематизации и обобщению знаний

1

Показ педагогу

Занятие №5

Подготовительные упражнения - Разминка (на месте и с продвижением в сочетании с разными движениями).

Занятие на получение новых знаний

1

Показ педагогу

Занятие №6

Основные положения рук и ног

Занятие по систематизации и обобщению знаний

1

Показ педагогу

Занятие №7

Постановка корпуса

Практическое занятие

1

Показ педагогу

Занятие №8

Понятие «полупальцы»

Занятие по систематизации и обобщению знаний

1

Показ педагогу

Занятие №9

Движения, элементы танца

Боковой шаг на всей стопе по 6-й позиции

Занятие на получение новых знаний

1

Показ педагогу

Занятие №10

Подготовительные упражнения.

Закрепление пройденного материала

Занятие по систематизации и обобщению знаний

1

Показ педагогу

Занятие №11

Упражнения в тазобедренном суставе

Практическое занятие

1

Показ педагогу

Занятие №12

Встречи с прекрасным - Знакомство с историей танца.

Беседа

1

Опрос

Занятие №13

Движения, элементы танца

-приглашение на танец

Занятие на получение новых знаний

1

Показ педагогу

Занятие №14

Партерная гимнастика (повторение)

Занятие по систематизации и обобщению знаний

1

Показ педагогу

Занятие №15

Упражнения для выворотности ног.

Практическое занятие

1

Показ педагогу

Занятие №16

Движения, элементы танца.

Закрепление пройденного материала

Занятие по систематизации и обобщению знаний

1

Показ педагогу

Занятие №17

Движения элементы танца

хлоп и топ

Занятие на получение новых знаний

1

Показ педагогу

Занятие №18

Этюды музыкальные игры: Кот и мыши

Занятие по углублению знаний

1

Показ педагогу

Занятие №19

Упражнения для мышц живота.

Практическое занятие

1

Показ педагогу

Занятие №20

Этюды музыкальные игры: Этюд с ложками 1 часть

Занятие по систематизации и обобщению знаний

1

Показ педагогу

Занятие №21

Раскрывание и закрывание рук: одной рукой; двумя руками;

Занятие на получение новых знаний

1

Показ педагогу

Занятие №22

Этюды музыкальные игры: Этюд с ложками 2 часть

Практическая работа

1

Показ педагогу

Занятие №23

Упражнения для мышц и гибкости спины.

Практическая работа

1

Показ педагогу

Занятие №24

Этюды музыкальные игры: У меня есть две руки.1 часть

Занятие по систематизации и обобщению знаний

1

Показ педагогу

Занятие №25

Раскрывание и закрывание рук: поочередное раскрывание рук; переводы рук в различные положения.

Занятие по углублению знаний

1

Показ педагогу

Занятие №26

Подскоки с продвижением вперед.

Этюды музыкальные игры: У меня есть две руки.2 часть

Занятие по систематизации и обобщению знаний

1

Показ педагогу

Занятие №27

Наклоны корпуса вперёд и в стороны в положении сидя, ноги открыты на поперечный шпагат.

Занятие по углублению знаний

1

Показ педагогу

Занятие №28

Этюды музыкальные игры: Кукушечка 1 часть

Занятие по углублению знаний

1

Показ педагогу

Занятие №29

Движения и элементы танца «кто там?»

Занятие на получение новых знаний

1

Показ педагогу

Занятие №30

Этюды музыкальные игры: Кукушечка 1 часть

Занятие по углублению знаний

1

Показ педагогу

Занятие №31

Растяжки на шпагат.

Практическое занятие

1

Показ педагогу

Занятие №32

Этюды, музыкальные игры. Закрепление пройденного материала

Практическое занятие

1

Показ педагогу

Занятие №33

Движения, элементы танца ритм. Ложки разучивание

Занятие на получение новых знаний

1

Показ педагогу

Занятие №34

Этюды музыкальные игры: «Постучи-передай»

Практическое занятие

1

Показ педагогу

Занятие №35

Упражнения для эластичности и гибкости тела

Практическое занятие

1

Показ педагогу

Занятие №36

Закрепление пройденного материала

Занятие по систематизации и обобщению знаний

1

Показ педагогу

Приложение 3

Диагностика эмоциональной удовлетворенности детей с помощью метода рефлексии

Детям раздаются цветы разного цвета:

- оранжевый цветок – занятие очень понравилось (ребёнок доволен);

- голубой цветок – занятие понравилось (состояние ребёнка спокойное, ровное);

- розовый цветок – занятие не понравилось (состояние тревожное, неудовлетворенное).

Каждый ребенок выбирает цветок, соответствующий его эмоциональному состоянию на занятии, и приклеивает его на «полянку». Полученная «полянка» хранится у педагога, чтобы он мог наблюдать, как меняется эмоциональное состояние ребенка от занятия к занятию.

Приложение 4

ФОТО – АЛЬБОМ ПРОЕКТА