Титова Ирина Анатольевна,
преподаватель МБУ ДО «ДШИ №12» г.о. Самара
Социально -педагогическая деятельность по формированию чувства патриотизма младших школьников
Актуальность проблемы связана с заметной утратой нашим обществом российского патриотического сознания, с распространением в нем равнодушия, агрессивности, жестокости, эгоизма. Снижение уровня патриотической воспитанности, межнациональные проблемы, рост преступности оказывают негативное воздействие на молодое поколение, что приводит к поиску новых социально-педагогических подходов в формировании чувства патриотизма.
Воссоздание системы патриотического воспитания молодых граждан должно основываться на духовном наследии, ценностях и традициях отечественной истории и культуры, обращении к исторической памяти поколений. Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающих поколений.
Патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны – одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо уже в начальном звене создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми.
В социально-педагогическом плане патриотизм рассматривается как социально-нравственная ценность, которая выражает отношение личности к Родине и Отечеству. В психолого-педагогическом аспекте патриотизм рассматривается как сложное нравственное качество.
Идея любви к своему Отечеству отражается в устном народном творчестве, в народной педагогике.
Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека, в конкретных делах для Отечества и государства. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
Среди основных направлений в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно выделить военно-патриотическое, спортивно-патриотическое, героико-патриотическое, социально-патриотическое, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное.
Начала патриотических чувств формируются у детей уже младшего школьного возраста. Дети этого возраста восприимчивы, любознательны, отзывчивы, отличаются инициативностью, искренностью чувств, которые играют определенную роль в патриотическом воспитании младшего школьника.
В социально-педагогической деятельности по формированию чувства патриотизма младших школьников необходимо опираться на такие компоненты патриотического воспитания как эмоционально-чувственный, когнитивный, мотивационный и практический. Самым важным показателем, несомненно, является потребность самого ребенка активно участвовать во всех делах на благо окружающих людей, на благо родной природы, наличие у него гордости за свой народ и свою Родину, осознание себя частью своего народа.
Сложное и многоаспектное содержание патриотического воспитания ставит перед педагогами одну из главных задач – подбор средств данного вида воспитания. К ним можно отнести практически все в окружающем мире: природу, искусство, традиции, слова, различные виды деятельности.
Заметную роль в системе средств патриотического воспитания играют ведущие средства народной педагогики: родное слово, дело, устное народное творчество, музыкальный фольклор, игра, обычаи и традиции.
Применение в воспитательной работе разнообразных средств, создание определенных организационно-педагогических условий способствуют формированию активной жизненной позиции и нравственно-патриотического сознания учащихся младших классов.
Разработанную систему социально-педагогической деятельности по формированию патриотизма младших школьников можно внедрить в образовательный процесс школы, а именно в процесс внеклассной работы.