* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;}

«Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников».

«Каждый человек хочет жить в красивой и богатой стране, но одного этого не достаточно.

Судьба человечества зависит не от высоких технологий, не от того, сумеем ли мы произвести больше продуктов, скорее всего, она зависит от количества доброты и сострадания. Цивилизация 20 века была технической, а не человеческой, она себя не оправдала» – писал Даниил Александрович Гранин в статье «Потерянное милосердие». Поэтому 21 век мы хотим видеть веком добрым и человечным, где главным становится внимание и заботливое отношение к человеку.

Качество нового века определят сегодняшние дети. Воспитание гражданина, способного сопереживать, сочувствовать и содействовать, обязательно должно начинаться с дошкольной ступени. Способность сопереживать – один из главных жизненных навыков, который напрямую влияет на духовное и интеллектуальное развитие личности, а также на социальную адаптацию.

Важнейшие задачи, которые решают дети в дошкольном возрасте, это общение со сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений. Начиная с трех-четырех лет самым интересным содержанием воспитания и развития для ребенка становится социальное наполнение жизни.

Зерно человечности, доброты и отзывчивости, вовремя брошенное в детскую душу, поможет создать чуткого, внимательного и неравнодушного взрослого, способного изменить мир в лучшую сторону. Поэтому, основная идея – становление Человека преобразователя мира на идеалах добра, душевной чуткости, сочувствия и содействия.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего времени. 

Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка. В настоящее время, существует множество различных форм работы с дошкольниками. Хотелось бы выделить одну из них и остановиться именно на социальных и благотворительных акциях, которые относятся к патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Воспитание человечности, доброты и отзывчивости возможно только тогда, когда участники акций непосредственно вовлечены в ситуации помощи и заботы, когда они понимают, что в силах сделать жизнь других людей лучше, радостнее и счастливее.

Можно сказать, что социальная акция – это один из видов социальной деятельности, целями которой является привлечение внимания общества к некоторой проблеме, изучение отношения социума к чему-либо, распространение информации среди групп населения, содействие формированию общественного сознания.

Благотворительная акция – это оказание помощи (в том числе, и безвозмездной) нуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помочь себе самостоятельно.

Для детей дошкольного возраста социальная акция – это участие в событиях, имеющих социальную значимость, возможность самореализации и оказания помощи тем, кто в ней нуждается. С одной стороны, участие в акции позволяет ребенку освоить социальный опыт внутри социальных отношений, с другой – это активная деятельность по воспроизводству социальных отношений и действий, приводящих к положительному результату. Социальная акция – это хороший способ помочь ребенку получить опыт сопричастности и научиться творить добро.

В чем же значимость и ценность социальных и благотворительных акций для дошкольника?

1. Акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они дают реальные представления о том, что от каждого человека зависит состояние окружающей нас среды: природы, людей, коллектива, группы, близких – всех, кто нуждается в помощи. И что даже ребенок способен изменить в лучшую/худшую сторону свое окружение, свой мир!

2. С помощью социальных акций происходит не механическое запоминание правил поведения в окружающем мире и воспроизведение знаний, а трансформация знаний в отношение, опыт. Это такой вид культурной практики социальной направленности (социального содержания), который позволяет развивать у дошкольников эмоциональную сферу, формирует отношения, влияет на систему ценностей ребенка, побуждает к эмпатии (сопереживанию-сочувствию-содействию) и рефлексии (самоанализу).

3. Акция – это возможность участия всех субъектов образовательного процесса (педагогов, детей, родителей, социальных партнеров), а ее подготовка и проведение реализуют принцип интеграции различных видов деятельности, задач социального развития ребенка, содержания разных образовательных областей.

4. Акция – это всегда результат с «обратной связью» для ребенка, что принципиально важно для позитивной социализации детей дошкольного возраста. В силу именно «обратной связи» акции обладают огромным воспитательным потенциалом. Участие детей в социальных акциях может/должно быть интересным, увлекательным, результативным, эмоционально позитивным занятием, которое позволяет ребенку и взрослому вместе с ним пережить свою значимость и нужность.

Какие существуют подходы к классификации социальных акций? С детьми дошкольного возраста акции могут иметь различную направленность: исследовательские (проведение опроса разных групп населения); благотворительные (сбор вещей, книг и прочего для передачи их целевой группе); социально-педагогические (влияющие на изменение сознания, поведения, отношения определенной категории населения к чему-либо); патриотические (воспитывающие любовь и уважение к Родине, ее истории: прошлому и настоящему); социокультурные (влияющие на уровень культуры, воспитывающие интерес к национальной культуре – своей и другой, толерантность).

Социальные акции можно классифицировать:

• по масштабу участия ДОО: − одна группа; − возрастная параллель (только подготовительные группы); − все группы ДОО.

• по уровню участия: − в ДОО; − районный; − в городе; − междугородний: − Всероссийский; − Международный.

• по предмету преобразования: (именно этот подход для нас основной) − Социально-благотворительные (для человека); − Экологические (для природы); − Культурные (для объектов и предметов культуры); − Патриотические (для района, города, страны).

Примерная тематика социальных акций, организованных в детском саду:

• Акции, ориентированные на помощь другим людям («Подарки от друзей», «Доброе сердце», «Открытка для ветерана», «Будем помнить», «Помоги другому», «Оберег для особого ребенка», «Милосердие», «ДоброПочта» и др.);

• Акции экологической направленности («Чистый двор», «Чистые дорожки», «Братья наши меньшие», «Покормим птиц зимой», «Птичья столовая», «Вредный целлофан», «Красная книга природы», «Герб природы», «Превращения мусорной кучи», «Спаси лес – утилизируй батарейку» и др.);

• Акции здоровьесберегающей направленности («Как сохранить здоровье», «Витамины на подоконнике», «Красота и здоровье», «Добрые поступки – доброе здоровье», «Режим дня для малышей», «Пьем кефир вместе» и др.);

• Акции, направленные на безопасное поведение, заботу и порядок в быту («Безопасная дорога», «Идем в гости», «Защити себя сам», «В гости к книгам», «Книжка заболела», «Сломанные, но любимые», «Вторая жизнь игрушек», «Починим, зашьем, помоем» и др.);

• Акции патриотической и исторической (культурной) направленности: («Патриоты», «Моя малая Родина», «Такие разные традиции», «Письмо в прошлое», «Письмо неизвестному солдату», «Наш бессмертный полк» и др.);

• Акции, посвященные праздничным дням, памятным датам и иным значимым событиям («Для любимой мамочки», «День рождения А.С. Пушкина», «День Победы», «День города», «День рождения детского сада», «Добрые дела к Новому году», «День этикета», «День красивой речи», «День улыбки» и др.).

Цель всех акций – это социализация дошкольников путём участия в реализации мероприятий с помощью действий и поступков.

Задача заключаются в том, чтобы приобщить социальный интерес детям к общественной жизни и воспитать чувство сопереживания и сочувствия к его окружающему социуму, а также привлечь и объединить всех участников образовательного процесса.

При проведении социальной акции всегда следует учитывать возраст, возможности и индивидуальные особенности детей участников. Им должны быть понятны цель, смысл деятельности и конечный результат (польза).

Каждая акция состоит из трех этапов: организационного, практического и итогового.

1-й этап – организационный. При разработке и подготовке акции следует определить вместе с детьми, на решение какой социальной проблемы она направлена, каковы ее целевая группа, цель и результат (что мы хотим?). Также следует продумать форму проведения акции (что это будет?) и ее продукт.

2-й этап – практический. Реализация сценария социальной акции. Это может быть одно мероприятие (музыкально-литературная композиция, концерт) или несколько, следующих друг за другом (беседа о птицах, рисование/лепка птиц, изготовление кормушек и закрепление их на деревьях).

3-й этап – итоговый. Данный этап подразумевает подведение итогов социальной акции, «обратную связь» и определение ее дальнейших перспектив: есть ли необходимость повторить, что можно усовершенствовать при подготовке и проведении, целесообразно ли изменить форму проведения акции и т.п. Для организации социальных акций и детского волонтерского движения в детском саду необходимо иметь социальных партнеров, осуществлять сетевое взаимодействие между образовательными и иными учреждениями, отталкиваться от событийного подхода в образовании, поскольку событийность часто становится основой социальной активности ребенка и взрослого.

Основные воспитательные задачи, которые стоят перед нами педагогами – привлечение ребят к общественной деятельности, проявлению активности социальной позиции.

В процессе социальных акций у детей формируются такие навыки, как умение найти решение проблемы и оказать помощь, увидеть чужую беду и не остаться равнодушным.

Организация работы детей в социальных акциях требует продумывания каждой мелочи. В частности, нам педагогам следует принимать во внимание такой важный момент, как «обратная связь». Например, социальные акции, в которых участвуют наши дети, поддерживают родители, и дети благодаря этому чувствуют свою значимость и причастность к общему делу.

Таким образом, участие в социальных акциях помогает всем участникам процесса: и тем, кому оказывается помощь и тем, кто эту помощь оказывает, - ощутить себя частью общества.

У детей формируются социально-ценностные ориентации, они становятся более независимыми и самостоятельными в своём поведении.

В привычных условиях они действуют осознанно и целенаправленно, понимают и оценивают результаты и последствия своих действий, легче адаптируются к смене условий. Дети понимают сущность своего «я» и осознают себя частью природы, частью социума, частью окружающего мира, частью культуры.

Своё сообщение я хочу закончить словами Л.Н. Толстого: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».