Работа была возвращена на доработку из-за несоответствия правилам публикации.
Актуальность исследования. Происходящие коренные изменения во всех сферах жизни нашего общества - обострение социальных и национальных противоречий, нестабильность в экономике, изменение приоритетов в образовании - существенно обострили проблемы реализации прав на достойный образ жизни подрастающего поколения. Значительно увеличилось количество детей, требующих специального внимания со стороны государства: сироты, инвалиды, дети из многодетных семей, дети - жертвы войн, дети - беженцы, беспризорные, безнадзорные и др. Такие дети нуждаются в особом внимании, заботе, улучшении бытовых условий жизни, разнообразия досуга, общения, которые помогут им в полноценном развитии с другими детьми. Все это, в свою очередь, требует от государства принятия мер, гарантирующих всестороннее развитие ребенка в семье, доступ к материальным и духовным благам. Для успешной интеграции в полноценное сообщество всех детей, необходимыми условиями являются защита прав и интересов со стороны государства, ослабление негативных последствий влияния социальной среды, создание новых учреждений, ориентированных на специфические проблемы детей с различными формами дезадаптации. Проблемы защиты прав ребенка, забота о его жизни, развитии, образовании и воспитании сегодня становятся общечеловеческими. В аспекте современной научной терминологии эта проблема определена как социальная защита ребенка. Она регулируется соответствующими правовыми нормами. Взаимодействие этих двух аспектов проблемы выводит на социально-правовую защиту детства и отдельного ребенка.