Социальное партнерство в системе дополнительного образования.
Социальное партнерство в системе образовании следует понимать, как:
партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности;
партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства;
партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества.
Его основная идея взаимовыгодная кооперация, в которой образовательное учреждение выступает не в роли просителя, а является полноправным партнером. Это означает непосредственный и прямой обмен ресурсами, привлекаемыми от социальных партнеров на конкретные результаты деятельности образовательного учреждения. Социальное партнерство не ограничивается разовыми акциями, а строится на долгосрочной основе и взаимном доверии. Именно этот аспект его организации и реализации вызывает отказ или нежелание вовлекаться в построение новых моделей и отношений для достижения целей.
Рассмотрим основные противоречия реальной практики, затрудняющие организацию партнерской деятельности в образовательных учреждениях:
потребность в создании и развитии открытой, государственно-общественной системы образования и недостаточная готовность к использованию механизмов социального партнерства, необходимость решать сложные нестандартные задачи из области образовательного маркетинга и стереотипы профессиональной самодостаточности, присутствующие в управленческом и педагогическом труде;
естественное желание руководителя иметь дополнительные ресурсы управления, и недооценка роли фактора социального партнерства в системе управления учреждением дополнительного образования детей;
ожидание быстрой результативности вводимых новшеств и несоответствие реальных результатов этим ожиданиям.
Перечисленные противоречия показывают, что успех в формировании системы социального партнерства в образовании в значительной степени зависит от самих образовательных учреждений, инициативы, энергии их руководителей, понимания ими всей важности партнерства, способности убедить в его необходимости и вовлечь в него всех своих потенциальных партнеров на рынке образовательных услуг, а также от продуманности и последовательности этапов организации этого процесса.
Алгоритм построения социального партнерства.
В процессе создания образовательным учреждением системы партнерских отношений с другими организациями можно выделить три основных этапа, обеспечивающих установление долговременного сотрудничества и привлечения необходимых образовательных ресурсов для реализации образовательных программ нового типа, уровня и направленности.
Первый этап – подготовительный. Основная цель подготовительного этапа – определение круга задач, которые необходимо решать коллективу. Для этого рекомендуется получить ответы на следующие вопросы:
Что следует понимать под системой социального партнерства?
Какие проблемы организации можно решить через развитие системы социального партнерства?
Кто может стать основным партнером?
Что образовательная организация может дать своим реальным и потенциальным партнерам?
Важной задачей первого этапа, без решения которого невозможно перейти к следующему, является достижение мотивации всего коллектива учебного заведения к выполнению сложной и трудоемкой работы по формированию устойчивой системы сотрудничества с различными категориями социальных партнеров.
Результат первого этапа:
нацеленность коллектива учебного заведения на развитие социального партнерства;
база данных потенциальных социальных партнеров по категориям существующих и потенциальных форм сотрудничества с ними;
база данных существующих образовательных программ.
Второй этап – организационный. Целью данного этапа является установление устойчивых связей с социальными партнерами:
подготавливаются договора о сотрудничестве;
отрабатывается технология взаимодействия с различными категориями социальных партнеров;
создаются элементы будущей системы социального партнерства;
определяются формы партнерства, формируется круг социальных партнеров (модель партнерства: участники социального диалога - государство, местное самоуправление, коммерческий сектор, некоммерческий сектор, предприятия и учреждения других ведомств, родители).
Установление контактов проходит не всегда успешно как по объективным, так и по субъективным причинам: отсутствие взаимных интересов, неумение их найти, отсутствие коммуникативных навыков, неумение правильно выстроить переговорный процесс, подготовиться к встрече, закрепить результаты переговоров. Требуется тщательная подготовка к каждому визиту к социальному партнеру.
Результат второго этапа: подписанные договора о сотрудничестве с различными категориями социальных партнеров об экспертизе документации, создание основных структурообразующих элементов будущей системы социального партнерства.
Третий этап – системообразующий. Целью данного этапа является объединение в систему имеющихся и создающихся элементов социального партнерства, устойчивое и постоянное взаимодействие с партнерами, поддержка контактов становится функциональной обязанностью участников.
На этом этапе взаимодействие образовательной организации со всеми заинтересованными сторонами должно выйти на технологический уровень.
Результат третьего этапа:
разработанные должностные инструкции различных категорий специалистов по работе с социальными партнерами;
план работы организации с включенными в него мероприятиями по социальному партнерству;
типовые документы по социальному партнерству: договора, положения о программах, учебно-методических комплексах, о других ресурсах;
пакет экспертных оценок и определение направлений дальнейшей совместной деятельности.
В руках администрации учреждений дополнительного образования механизм организации социального партнерства станет действенным инструментом, источником дополнительных ресурсов управления, если руководитель сможет воспользоваться теорией и практикой современных областей знаний (социологии, маркетинга, менеджмента, экономики и др.) для построения открытой модели образовательной деятельности Главная цель такого управления – создание новых и более мощных конкурентных преимуществ.