* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

Муниципальное автономное

дошкольное образовательное

учреждение

«Детский сад

комбинированного вида №55

«Изумрудный город»

Московская область

Городской округ Балашиха

Социо - игровые технологии

как ресурс развития детской инициативы детей

дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО.

В условиях ФГОС и модернизации российского образования сформирован качественно новый социальный заказ : ребенок должен быть инициативным, ответственным человеком и готовым самостоятельно принимать решения, уметь делать выбор.

ФГОС дошкольного образования определяет создание новой образовательной среды, в которой актуально наличие взаимодействия взрослых с детьми на добровольной основе и развитие умения работать в группе.

На сегодняшний день для дошкольного учреждения становится актуальным освоение и внедрение в деятельность воспитателя инновационных педагогических технологий, а образовательная деятельность строится с учетом индивидуальных особенностей ребенка при обязательной поддержки его инициативы. Для реализации нового социального заказа лучше всего подходит социо- игровая технология, которую предлагают Е.Е. Шулешко и В.М. Букатов, поскольку именно эта технология основана на свободе действий и выбора.

Социо- игровая технология воплощается на принципе построения образовательной деятельности через организацию игрового общения малых социумов (микро групп детей) и учитывает детские интересы, инициативу и позицию ребенка. Эта технология объединяет в себе три основных компонента: движение, работу в малых группах и вариативность. Через пантомимы, психо- гимнастику, имитационные игры, подвижные игры с мячом, веревочкой реализуется двигательная активность. Благодаря этим видам деятельности снижается физическое и эмоциональное напряжение детей, убираются психологические барьеры, преобладает развитие двигательной, коммуникативной и игровой инициативы.

Возникновению у детей инициативы, сотрудничества и коммуникативного умения способствует работа в малых группах , а организация работы в микро группах реализует разные виды коллективной деятельности: сценки, сказки, диалоги, разгадывание кроссвордов и ребусов. При данном виде деятельности воспитанники самостоятельно осуществляют взаимоконтроль, находят совместное решение, выражают собственные мысли, рассказывают и объясняют, делятся впечатлениями, представляют свои творческие работы. В малых группах дети могут самостоятельно распределять роли, придумывают правила, выбирают лидера.

Социо- игровая технология предполагает обязательную

вариативность :

Изменение состава

групп,

С

вободно

е перемещение в пространстве

смена места выполнения задания,

изменение

темп

а

и ритм

а

работы

Для создания социо- игрового стиля обучения и развития детей используются игры социо- игровой направленности:

игры для рабочего настроя,

игровые разминки,

коммуникативные игры,

игры для

соци

о

-

игрового приобщения к делу,

задания для творческого самоутверждения,

свободные игры, требующие передвижения.

Деятельность воспитателя должна строиться на основе принципа:

воспитатель и дети равноправные участники игры, воспитатель ориентируется на индивидуальные открытия, он идет от детей, дети работают не на педагога, а на свое индивидуальное развитие. В условиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования данные принципы особенно актуальны. Надежной предпосылкой успешной социализации воспитанников на следующих ступенях образования и жизни является реализация социо- игровых технологий, которые обеспечивают интеграцию всех видов деятельности и образовательных областей, стимулируют проявление детской инициативы, обеспечивают свободу самостоятельного детского выбора.

Освоение и внедрение в практику инновационных педагогических технологий актуально для современного дошкольного образовательного учреждения, так как они обеспечивают построение образовательной деятельности на субъективной основе, учитывают индивидуальные особенности воспитанников, поддерживают его инициативы в специфических видах деятельности.

Главным при внедрении социо – игровой технологии является организация игрового общения. В игре дети примеряют на себя роль говорящего, слушающего и действующего. Воспитанники делятся в младшем дошкольном возрасте на пары и тройки, в старшем на группы по 5-6 человек. Процесс деления на группы также представляет собой интересную игру, которая мотивирует воспитанников на общение и взаимодействие друг с другом, для этого в игру закладывается значимый для воспитанников признак : любимое занятие, буква имени, цвет, личные симпатии.

В рамках созданных микро групп можно реализовывать различные виды совместной деятельности :

проведение элементарных опытов

разыгрывание сценок

постановка сказок

организация интересного диалога

разгадывание кроссвордов и ребусов

создание общего рисунка

работа с дидактическим материалом

разработка правил игры

определение совместного выбора

осуществление взаимоконтроля

наблюдение за другой микро группой

нахождение совместного решения

выражение собственных мыслей и чувств

составление рассказов и объяснений

презентация собственных творческих работ.

В малых группах воспитанники самостоятельно выбирают роли, соблюдают очередность, выбирают лидера. Обязательным условием реализации социо- игровой технологии является прием «смена лидера», чтобы каждый ребенок мог попробовать себя в роли лидера, ведущего. Социо- игровой технологии присущи вариативность и разнообразие содержания общения и видов деятельности :

смена мизансцен (дети свободно перемещаются в пространстве группы, могут выполнять задания за столами, на ковре, в игровой зоне, на территории детского сада, в музыкальном или спортивном зале)

смена деятельности и материалов

смена темпа и ритма.

Воспитатель МА ДОУ

«Детский сад комбинированного

Вида №55 «Изумрудный город» Олгесашвили Ния Нугзаровна

2024 год.

Литература

Букатов

В.М., Ершова А.П. Карманная энциклопедия

социо-игровых

приемов обучения дошкольников. – СПб: Образовательные проекты, 2010.

Шулешко

Е.Е., Ершова А.П.,

Букатов

В.М.

Социо-игровые

подходы к педагогике. – М.: Просвещение, 2011.

11.05.2016

Начало формы

 Аплодировать

Конец формы