Муниципальное автономное
дошкольное образовательное
учреждение
«Детский сад
комбинированного вида №55
«Изумрудный город»
Московская область
Городской округ Балашиха
Социо - игровые технологии
как ресурс развития детской инициативы детей
дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО.
В условиях ФГОС и модернизации российского образования сформирован качественно новый социальный заказ : ребенок должен быть инициативным, ответственным человеком и готовым самостоятельно принимать решения, уметь делать выбор.
ФГОС дошкольного образования определяет создание новой образовательной среды, в которой актуально наличие взаимодействия взрослых с детьми на добровольной основе и развитие умения работать в группе.
На сегодняшний день для дошкольного учреждения становится актуальным освоение и внедрение в деятельность воспитателя инновационных педагогических технологий, а образовательная деятельность строится с учетом индивидуальных особенностей ребенка при обязательной поддержки его инициативы. Для реализации нового социального заказа лучше всего подходит социо- игровая технология, которую предлагают Е.Е. Шулешко и В.М. Букатов, поскольку именно эта технология основана на свободе действий и выбора.
Социо- игровая технология воплощается на принципе построения образовательной деятельности через организацию игрового общения малых социумов (микро групп детей) и учитывает детские интересы, инициативу и позицию ребенка. Эта технология объединяет в себе три основных компонента: движение, работу в малых группах и вариативность. Через пантомимы, психо- гимнастику, имитационные игры, подвижные игры с мячом, веревочкой реализуется двигательная активность. Благодаря этим видам деятельности снижается физическое и эмоциональное напряжение детей, убираются психологические барьеры, преобладает развитие двигательной, коммуникативной и игровой инициативы.
Возникновению у детей инициативы, сотрудничества и коммуникативного умения способствует работа в малых группах , а организация работы в микро группах реализует разные виды коллективной деятельности: сценки, сказки, диалоги, разгадывание кроссвордов и ребусов. При данном виде деятельности воспитанники самостоятельно осуществляют взаимоконтроль, находят совместное решение, выражают собственные мысли, рассказывают и объясняют, делятся впечатлениями, представляют свои творческие работы. В малых группах дети могут самостоятельно распределять роли, придумывают правила, выбирают лидера.
Социо- игровая технология предполагает обязательную
вариативность :
Изменение состава
групп,
С
вободно
е перемещение в пространстве
смена места выполнения задания,
изменение
темп
а
и ритм
а
работы
Для создания социо- игрового стиля обучения и развития детей используются игры социо- игровой направленности:
игры для рабочего настроя,
игровые разминки,
коммуникативные игры,
игры для
соци
о
-
игрового приобщения к делу,
задания для творческого самоутверждения,
свободные игры, требующие передвижения.
Деятельность воспитателя должна строиться на основе принципа:
воспитатель и дети равноправные участники игры, воспитатель ориентируется на индивидуальные открытия, он идет от детей, дети работают не на педагога, а на свое индивидуальное развитие. В условиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования данные принципы особенно актуальны. Надежной предпосылкой успешной социализации воспитанников на следующих ступенях образования и жизни является реализация социо- игровых технологий, которые обеспечивают интеграцию всех видов деятельности и образовательных областей, стимулируют проявление детской инициативы, обеспечивают свободу самостоятельного детского выбора.
Освоение и внедрение в практику инновационных педагогических технологий актуально для современного дошкольного образовательного учреждения, так как они обеспечивают построение образовательной деятельности на субъективной основе, учитывают индивидуальные особенности воспитанников, поддерживают его инициативы в специфических видах деятельности.
Главным при внедрении социо – игровой технологии является организация игрового общения. В игре дети примеряют на себя роль говорящего, слушающего и действующего. Воспитанники делятся в младшем дошкольном возрасте на пары и тройки, в старшем на группы по 5-6 человек. Процесс деления на группы также представляет собой интересную игру, которая мотивирует воспитанников на общение и взаимодействие друг с другом, для этого в игру закладывается значимый для воспитанников признак : любимое занятие, буква имени, цвет, личные симпатии.
В рамках созданных микро групп можно реализовывать различные виды совместной деятельности :
проведение элементарных опытов
разыгрывание сценок
постановка сказок
организация интересного диалога
разгадывание кроссвордов и ребусов
создание общего рисунка
работа с дидактическим материалом
разработка правил игры
определение совместного выбора
осуществление взаимоконтроля
наблюдение за другой микро группой
нахождение совместного решения
выражение собственных мыслей и чувств
составление рассказов и объяснений
презентация собственных творческих работ.
В малых группах воспитанники самостоятельно выбирают роли, соблюдают очередность, выбирают лидера. Обязательным условием реализации социо- игровой технологии является прием «смена лидера», чтобы каждый ребенок мог попробовать себя в роли лидера, ведущего. Социо- игровой технологии присущи вариативность и разнообразие содержания общения и видов деятельности :
смена мизансцен (дети свободно перемещаются в пространстве группы, могут выполнять задания за столами, на ковре, в игровой зоне, на территории детского сада, в музыкальном или спортивном зале)
смена деятельности и материалов
смена темпа и ритма.
Воспитатель МА ДОУ
«Детский сад комбинированного
Вида №55 «Изумрудный город» Олгесашвили Ния Нугзаровна
2024 год.
Литература
Букатов
В.М., Ершова А.П. Карманная энциклопедия
социо-игровых
приемов обучения дошкольников. – СПб: Образовательные проекты, 2010.
Шулешко
Е.Е., Ершова А.П.,
Букатов
В.М.
Социо-игровые
подходы к педагогике. – М.: Просвещение, 2011.
11.05.2016
Аплодировать