Реферат.
                      

Тема: Содержание и методы работы по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
























План

Стр.
1. Введение……………………………………………………………………………………….2

2. Актуальность выбранной темы………………………………………………………………5

3. Анализ современных программ………………………………………………………………7

4. Теоретическая часть…………………………………………………………………………13

5. Передовой педагогический опыт…………………………………………………………...17

6. Выводы……………………………………………………………………………………….23

7. Список использованной литературы…………………………………………….24
































1. Введение.

Заканчивает свой бег сложный XX век: век технического прогресса и мировых войн, век науки и мракобесия, век ядерной физики и разрушенной биосферы, век утраченных утопий и надежд.
Уходящее столетие ознаменовалось лавинообразным ростом неблагоприятного воздействия всего создаваемого индустрией на состояние здоровья человечества. Проектировалось, производилось и предлагалось для жизни в первую очередь то, что имело коммерческую ценность, приносило прибыль. Автомобили, механизмы и прочие устройства обусловили недостаток движения и физической нагрузки, а ведь еще в середине XIX века около 96% всей работы на планете человек выполнял своими мышцами. Натуральные продукты питания вытеснялись привлекательными, многократно переработанными, рафинированными, однако обесцененными с точки зрения потребностей человеческого организма в пищевых компонентах. Усиливающийся стрессовый прессинг на современного человека сопровождался уменьшением удельного веса физиологических механизмов безвредного и быстрого устранения пагубного воздействия его последствий - интенсивной физической нагрузки. Искусственная и синтетическая одежда, каменное строение, возрастающее время пребывания в них почти отключили тело от энергетической подпитки геофизическим и космическим излучениями.
Несмотря на это, современная медицина продолжает незыблемо следовать панацейному подходу, приучив всех к поиску средства или метода избавления от последствий любых пагубных влияний. Этот панацейный подход утвердился после победы над инфекционными эпидемиями в середине XX века. Однако победа, вероятнее всего, была пирровой: наступление на человечество предприняли вирусы, занимая освобожденные бактериями их ниши в природе и в теле человека. Подтверждение этому -эпидемия СПИДа, африканского вируса Эбола, японского вируса 0157, приона губчатого энцефалита (бешенства, наступающего на Европу с Британского континента). Победа над инфекционными эпидемиями осуществлялась по принципу "болезнь - микроб - антибиотик" и способствовала распространению панацейного подхода на все без исключения отрасли современной медицины: от любой болезни есть средство (метод), задача в том, чтобы только его отыскать, разработать или синтезировать.
Панацея (лекарство) стала в рыночной экономике товаром, качество которой определяется ценой: чем дороже, тем лучше. В результате забота о здоровье каждого конкретного человека переложена на плечи сферы рыночной экономики - медицины, а личная забота о здоровье предельно упростилась: собирай деньги на панацею. Хорошо, если поможет аспирин или панадол, а если понадобится сложная операция стоимостью в состояние? Так постепенно, на исходе XX века забота о здоровье омрачилась: медицинские страховки и накопления на непредвиденную тяжелую или продолжительную болезнь превратили людей в гонщиков за лишним заработком, сделали рабом безмерного медицинского накопления. Человек втянулся в порочный круг: дополнительная работа стала новым неблагоприятным воздействием на организм, разрушая реальные резервы здоровья во имя мнимых медицинских ситуаций.
Подавляющее большинство людей зачастую просто не подозревают, что вооруженные последними достижениями мировой медицинской науки и техники высококвалифицированные врачи едва ли могут сделать пятую часть того, что может каждый сделать сам для сохранения своего здоровья. . Каждому необходимо устремиться к искоренению причин грядущих болезней - изменить образ своей жизни, что не потребует никаких денежных накоплений и будет в 5 раз в целом эффективнее панацейного ремонта, по сути косметического, но дорогостоящего и мало эффективного, так как организм по-прежнему продолжит скатывание к болезням и преждевременной смерти.

Жить, соблюдая законы выпестовавшей человеческий организм Природы, - все, что требуется для того, чтобы располагать гораздо большим резервом здоровья, чем смогут обеспечить нереальные для любого человека медицина американского уровня в сочетание с сохранившей кристальную чистоту природной средой проживания.

Эти законы устанавливались эмпирическим путем сотнями поколений наших предков и дошли до нас в священных книгах многих народов, трудах выдающихся врачей древности. Их роль для нормализации "искореженного" цивилизацией образа жизни современного человека не менее значима, чем сумма теорий и законов медицинской и биологической наук. В таджикской книге "Древняя мудрость веков" обобщены тысячелетние наблюдения о питании многих поколений людей применительно к сложнейшей природе человеческого организма. Все без исключения религии указывают на важность правильного питания, о котором у нас, как ни о чем другом, самые извращенные представления. А сколько еще неизвестных науке теорий и законов предвосхитили культурное наследие йогов и восточная медицина, в основе которых лежит оздоровление силами Природы - единственное исцеление, устраняющее причину болезни. Достойный вклад в историю системной медицины здоровья внесла Россия. Так, еще в 1792 г. в петербургском журнале "Новые ежемесячные сочинения" отмечалось, что мы упражняемся только в изобретении новых увеселений, а в старости "единственно стараемся узнавать то, что может облегчить скорби и сохранить остатки здоровья
Связь человека с природой неоспорима и безусловна. Природа дала возможность появиться человеку. Однако ход истории органического мира привел к тому, что человек стал активно изменять окружающий мир в своих целях. Со временем эти цели стали выходить за рамки, которые поставила природа остальным живым существам: люди перестали действовать исключительно в целях выживания своего вида. С течением времени человек все больше и быстрее отрывается от своего естественного природного начала. В стремлении осуществить свои замыслы люди стали забывать принцип разумной достаточности. Чем сильнее человек отклонялся от заложенных и генетически закрепленных природных ритмов, тем сильнее чувствовал на себе ответное давление со стороны нарушаемых биологических основ. Некоторое время происходило накопление подобных деформаций. А в последнее десятилетие произошло качественное изменение ситуации. Прежде всего это коснулось ухудшения здоровья человечества в целом и здоровья нового поколения в частности. Как выйти из сложившегося кризиса?
В настоящее время известно много самых разнообразных традиционных и нетрадиционных систем оздоровления человека. Основная цель всех систем очевидна — помочь организму восстановить утраченное или укрепить имеющееся здоровье.
Можно горячо спорить о том, что важнее человечеству: научно-технический прогресс или природосообразное воспитание в эволюционно-естественной парадигме. Ответ же один — необходим компромисс между этими двумя диалектическими сторонами человеческого бытия. Никто не станет оспаривать важность сохранения и укрепления здоровья, но никто и не усомнится, что ?знание — свет?. Задача очевидна: обеспечить интеллектуальное развитие без нарушения физического, психического и нравственного здоровья детей. Необходим возврат к основам здоровой жизни.
На стыке философских, социальных, медицинских и педагогических знаний и появилась новая наука — валеология — ?Наука о здоровье человека, условиях, способах его формирования, сохранения, укрепления и передачи последующим поколениям? (Г. И. Иванов). Это молодая наука и пытается решить обозначенную проблему, отдавая одну из ведущих ролей системе образования. Задача сохранения здоровья человека должна выполняться, начиная с самого раннего возраста, поэтому в государственной системе валеологического образования первой ступенью должно стать дошкольное учреждение.


Что же такое здоровье? Обратимся к "Словарю русского языка" С.И. Ожегова: "Правильная, нормальная деятельность организма". В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.














































2. Актуальность выбранной темы.

Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложены в детстве. Если двадцать пять лет назад рождалось 20-25 % ослабленных детей, то сейчас число "физиологически незрелых" новорожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз (данные Т.Я. Чертюк, З.С. Макаровой, М.Н. Беловой, Б.Н. Капустян и др.). Только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Среди отстающих детей 85-90 % отстают не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья. По статистике, каждый четвертый больничный лист выдается по уходу за больным ребенком. Таким образом, детская заболеваемость сказывается не только на состоянии здоровья ребенка, но и наносит значительный ущерб трудовым ресурсам страны. А из больных детей вырастают взрослые, подверженные простудам и другим, более серьезным заболеваниям. В чем же причины повышенной заболеваемости? Сегодня модным стало слово "гиподинамия". Многие понимают его упрощенно — как недостаток движения. Но это не совсем верно. Гиподинамия - своеобразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе: "Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности".
Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают "двигательный дефицит", то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столами, у телевизора и т.д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, то есть усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением. Так, по данным большинства исследований, 30-40 % наших детей имеют избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ. Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависит от двигательной активности.
Ребенок конца XX века, по мнению академика Н.М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием и гиподинамией. Два последних обстоятельства, по мнению ученых, ведут к акселерации - ускоренному развитию организма ребенка, и в первую очередь, увеличению роста и веса тела. Внутренние же органы в своем развитии отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания и отклонения. Общепринятая система физического воспитания практически не может решить данные проблемы, так как:
- не учитывает конкретных условий детских учреждений в разных регионах России;
- не предусматривает дифференцированного подхода к детям в соответствии с их индивидуальными способностями и здоровьем; физического развития детей (из-за нехватки врачей и среднего медицинского персонала) также не обеспечивает должного уровня системы физического воспитания дошкольников.
Состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. В соответствии с рекомендациями Государственного Совета Российской Федерации от 30.01.02 ? О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян? приняты меры по совершенствованию физического воспитания, направленные на формирование двигательной культуры ребенка. Чтобы сберечь подрастающее поколение, обеспечить ему здоровье, жизнерадостное детство, необходимо усилить внимание к физической культуре. Физическая культура должна помочь современному ребенку овладеть красотой, гармонией движений и, что особенно важно, осознать себя, свое тело и постараться вести здоровый образ жизни.
Необходимость формирования ценностей здорового образа жизни продиктовано современной экологической ситуацией, ухудшением состояния здоровья детей. Материал на эти темы дается детям в доступной форме и строиться на раскрытии причинно – следственных связей. Человек постоянно находиться во взаимодействии с окружающей средой. 
Особенность содержания предлагаемых материалов заключается в важной роли положительного примера со стороны взрослых. Если взрослые ведут неправильный образ жизни (пьют, курят и т.д), но сами при этом нравоучают детей этого не делать, результат будет отрицательный. Приобщение к здоровому образу жизни неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: ?Нельзя?, ?Не смей так поступать?. Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это, как правило дает обратный результат. Если запретов будет слишком много – ребенок не сможет выполнять их в полной мере и неизбежно будет нарушать. Что же делать? Можно посоветовать взрослому постараться самому себе ответить на следующие вопросы:
Может быть, я действовал только путем прямого запрета и ребенок не понял значения данного правила?
Может быть, у ребенка не было достаточно времени, чтобы его усвоить?
Может быть, я недостаточно стимулировал выполнение правил, не поощрял ребенка за их соблюдение?
Последовательно ли мое собственное поведение, придерживаюсь ли я сам  данных правил?
Не слишком ли много правил и запретов, выполнение которых я требую от ребенка.
























3. Анализ современных программ.

Авторская программа ?Здоровье?-комплексная система воспитания ребенка дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства. Она включает в себя 4 основных направления: обеспечение психологического благополучия; охрана и укрепление здоровья детей; духовное здоровье; нравственное здоровье, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям. 
Каждое направление реализуется одной или несколькими программами. Целевые программы: ?Комфорт?, ?Группы здоровья?, ?Город мастеров?, ?Школа маленького предпринимателя? и т.д. для нас представляет интерес программа ?Группы здоровья?, в которой отмечено, что это комплексная система физического воспитания детей. Ее основные задачи:
Укрепление здоровья детей.
Воспитание  потребности в здоровом образе жизни.
Развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка.
Создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни.

 В программе наряду с другими разделами одним из основных, считается раздел: ?Воспитание потребности в здоровом образе жизни?,где авторы указывают на актуальность данного вопросов в воспитании физически крепкого ребенка.

Интересно в данном аспекте и авторская программа доктора медицинских наук, профессора Ю.Ф.Змановского ?Здоровый дошкольник?. Данная программа, посвящена проблемам воспитательно–оздоровительной работы дошкольных учреждений,  имеет свои особенности, принципиально отличающие ее от других программ действующих детском саду.

Во-первых, комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых объединена в понятие ?здоровый образ жизни? ребенка. (Вместе с тем реализация программы носит преимущественно индивидуально – дифференцированный характер). Во вторых, наличие физиологического обоснования в каждом из разделов программы наряду с учетом закономерности возрастной психофизиологии, педагогической психологии и спортивной медицины. В третьих, благодаря простоте большинства рекомендуемых средств и методов необязательности специальной подготовки персонала. Данная программа может применяться в любом дошкольном учреждении. Программа состоит из 6 основных разделов. В шестой раздел программы ?Создание условий для оздоровительных режимов детей?, входит подраздел – проблема медицинской экологии. В начале подраздела дается определение экологии как ?науки о жилище, местообитании?, ее предмете – изучение связи живых организмов со средой обитания. Медицинская экология рассматривает проблемы влияния факторов внешней среды на здоровье человека.  В комплекс внешних факторов входит: воздух, вода, почва, свет, радиация, шум и т.д. Автор программы не дает четких рекомендаций, как уберечься от данных факторов и как научить детей. Змановский Ю.Ф. лишь указывает на то, что здоровье следует рассматривать как состояние гармонии между человеком и окружающей его средой, поэтому насущная практическая задача работников дошкольных учреждений и родителей заключается в поиске и разработке соответствующего подхода к здоровью детей и деятельности направленной, на его укрепление. (Дошкольное воспитание №6 1995 г.стр.11). 
Две эти программы рассматривают задачу: ?Приобщение к здоровому образу жизни?, как одну из многих для решения основной задачи по охране и укреплению здоровья детей. Содержание и методы работы по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, раскрыты не полностью. 
Наиболее интересна для нас программа ?Основы безопасности детей дошкольного возраста? Н.Авдеевой, О.Князевой, Р.Стеркиной. Программа ?Основы безопасности детей дошкольного возраста? разработана на основе проекта государственных стандартов дошкольного образования. Опираясь на лучшие российские традиции воспитания и обучения дошкольников, составители программы сочли необходимым включить в нее новое содержание, которое отражает общие изменения в нашей общественной жизни. В соответствии с современными психологопедагогическими ориентирами  в ней даются примеры возможных занятий и методических приемов, способствующих более эффективному усвоению детьми соответствующего материала. Впервые достаточно подробно описано строение тела человека, функции его органов и систем. В этой теме главное – не усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста знаний, а общее понимание целостности человеческого организма, взаимосвязи образа жизни и здоровье человека. Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, прочувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.
Содержание методического комплекта программы не сводиться только к работе с тетрадями. В пособии описывается целостный педагогический процесс, который разворачивается на занятии, в играх детей, на прогулке, затрагивая отдельные режимные моменты. В пособие также включены стихи, загадки, пословицы, связанные с содержанием этой темы. Их можно использовать на разных этапах ее раскрытия, в соответствии с определенными педагогическими задачами.

Здоровье — главная ценность человеческой жизни.
Педагогу необходимо объяснить детям, что здоровье — это одна из главных ценностей жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неуспеваемости, плохого настроения. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму.

Изучаем свой организм. 
Педагог знакомит детей с тем, как устроено тело человека, его организм. В доступной форме, привлекая иллюстрированный материал, рассказывает об анатомии и физиологии, основных системах и органах человека (опорно-двигательной, мышечной, пищеварительной, выделительной системах, кровообращении, дыхании, нервной системе, органах чувств).
Малышам, например, предлагает показать, где находятся руки, ноги, голова, туловище, грудная клетка. Обращает их внимание на то, что тело устроено так, чтобы мы могли занимать вертикальное положение: голова — вверху (в самом надежном месте); руки — на полпути (ими удобно пользоваться и вверху, и внизу); ноги — длинные и крепкие (удерживают и передвигают все тело); в самом низу — ступни (опора). В левой стороне туловища расположен замечательный механизм, который помогает нам жить, — сердце, защищенное грудной клеткой.
Рассказывая о кровообращении, детям предлагается послушать, как бьется сердце, объясняется, что оно сжимается и разжимается, работает, как насос, перегоняя кровь. Когда мы устаем, нашему организму нужно больше крови, и биение сердца ускоряется; если же мы спокойны, то тратим намного меньше энергии, и сердце может отдохнуть и биться медленнее. Детям предлагается проверить на себе, как работает сердце после физических упражнений, в состоянии покоя, после сна.

Прислушаемся к своему организму.
Целью познания ребенком своего тела и организма является не толькоознакомление с его устройством и работой. Важно сформировать умение чутко прислушиваться к своему организму, чтобы помогать ему ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы ?хочу есть?, ?хочу спать?, ?нуждаюсь в свежем воздухе?.
Во время проведения режимных моментов важно обратить внимание ребенка на его самочувствие, внутренние ощущения, свидетельствующие, например, о чувстве голода, жажды, усталости, рассказать о способах устранения дискомфорта (пообедать, попить воды, прилечь отдохнуть).

О ценности здорового образа жизни. 
По традиции педагоги используют различные формы организации физической активности: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, физкультминутки, физические упражнения после сна, подвижные игры в помещении и на воздухе, спортивные игры и развлечения, физкультурные праздники, дни здоровья. В соответствии с новыми тенденциями в работе дошкольных учреждений организуются спортивные секции, клубы, проводится обучение детей плаванию. Эти новые формы работы (в том числе с привлечением родителей) необходимы для формирования у детей правил безопасного поведения и здорового образа жизни. Занятия физкультурой и спортом не должны быть принудительными и однообразными. Важно использовать эмоционально привлекательные формы их проведения: музыкальное сопровождение, движения в образе (прыгаем, как зайчики; убыстряем темп: за деревом показалась лисичка), красочные атрибуты (цветы, ленты, обручи), обращая внимание детей на красоту и совершенство человеческого тела, на получаемое удовольствие от движения.
Физическое воспитание ребенка важно не только само по себе: оно является важным средством развития его личности. Педагог должен способствовать формированию у детей осознания ценности здорового образа жизни, развивать представления о полезности, целесообразности физической активности и соблюдения личной гигиены. Например, при проведении физкультурных занятий внимание детей обращается на значение того или иного упражнения для развития определенной группы мышц, для работы различных систем организма. Педагог поддерживает у детей возникающие в процессе физической активности положительные эмоции, чувство ?мышечной радости?.

О профилактике заболеваний. 
Для формирования ценностей здорового образа жизни детям необходимо рассказывать о значении профилактики заболеваний: разных видах закаливания, дыхательной гимнастике, воздушных и солнечных ваннах, витамино-, фито- и физиотерапиях, массаже, коррегирующей гимнастике. Дети не должны выступать лишь в качестве ?объектов? процедур и оздоровительных мероприятий. Они должны осознать, для чего необходимо то или иное из них, и активно участвовать в заботе о своем здоровье. В доступной форме, на примерах из художественной литературы и жизни, детям следует объяснить, как свежий воздух, вода, солнце, ветер помогают при закаливании организма, как воздействуют различные ?лечебные? запахи, что происходит с организмом человека во время массажа.

О навыках личной гигиены.
 Необходимо формировать у детей навыки личной гигиены. Рассказывая об устройстве и работе организма, педагог обращает внимание детей на его сложность и хрупкость, а также объясняет необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним. Дети должны научиться мыть руки, чистить зубы, причесываться. Важно, чтобы правила личной гигиены выступали не как требования взрослых, а как правила самого ребенка, приносящие большую пользу его организму, помогающие сохранить и укрепить здоровье.
Объясняя ребенку, для чего следует чистить зубы, можно рассказать о мельчайших невидимых глазом микроорганизмах — микробах, которые являются возбудителями некоторых болезней. Если в зубе образовалась дырочка (кариес) или пища попала в щель между зубами — это готовый ?домик? для микробов. Вот почему необходимо чистить зубы утром и вечером. Полезно также с помощью лупы или микроскопа показать детям, какое множество самых различных бактерий ?живет? на руках, прячется под ногтями. Тогда они никогда не будут забывать мыть руки перед едой, стричь и чистить ногти.

Забота о здоровье окружающих.
 Педагог должен рассказать детям о том, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих. Это связано с тем, что болезнь может передаваться от одного человека другому по воздуху или от прикосновения. Например, чихая и кашляя, человек разбрызгивает большое количество капелек слюны (до 40 тыс.), которые разлетаются на большое расстояние (более 3 м). Они могут долго находиться в воздухе, потом опускаются на пищу, другие предметы, их вдыхают находящиеся рядом люди. Если ребенок или взрослый нездоров (например заболел гриппом),то окружающие могут от него заразиться, так как в капельках слюны находятся микробы, поэтому при кашле и чиханье надо прикрывать рот и нос рукой или носовым платком.

Поговорим о болезнях. 
Дети должны знать, что такое здоровье и что такое болезнь. Полезно дать им возможность рассказать друг другу все, что они знают о болезнях, как они себя чувствовали, когда болели, что именно у них болело (горло, живот, голова). Педагог знакомит детей с хроническими заболеваниями, учит их считаться с недомоганием и плохим физическим состоянием другого человека, инвалидностью. Рассказывая о слепоте или глухоте, можно попросить ребенка закрыть глаза, уши для того, чтобы он на собственном опыте почувствовал то, что испытывают слепые и глухие, и научился сострадать им.

Инфекционные болезни.  
Педагог сообщает детям элементарные сведения об инфекционных болезнях, рассказывает об их возбудителях: микробах, вирусах, бациллах. Предлагает под микроскопом рассмотреть, например, капельку слюны и находящиеся в ней микроорганизмы. Рассказывает о том, что в крови есть лейкоциты, которые борются с проникшими в организм микробами. (Можно использовать форму сказки, привлечь собственный опыт ребенка.) Чтобы объяснить, почему поднимается температура тела и о чем это свидетельствует, рассказывает, что когда в кровь поступает слишком много вредных микробов, защитные силы организма вступают с ними в борьбу. В месте ?боя? лейкоцитов с микробами сразу становится жарко, и тогда повышается температура. Возможно, дети и сами замечали, что сильно расцарапанное место краснеет и воспаляется, становится горячим. Значит, там началась ?яростная битва? защитников организма с проникшими в него ?врагами?. А если ?враги? все таки прорвутся через защитный заслон и борьба распространится дальше, поднимается температура всего тела. Вот почему, придя к больному, врач прежде всего справляется о его температуре.




О роли лекарств и витаминов. 
Обсуждая с детьми вопросы профилактики и лечения болезней, педагогу следует сообщить детям элементарные сведения о лекарствах: какую пользу они приносят (как помогают бороться с вредными микробами, проникшими в организм, усиливают его защиту) и какую опасность могут в себе таить (что может произойти из-за неправильного употребления лекарства). Дети должны усвоить, что лекарства принимаются только при соответствующем назначении врача и только в присутствии взрослых. Никаких ?чужих? лекарств (маминых, бабушкиных) брать в рот и пробовать нельзя. В рамках обсуждения необходимости профилактики болезней педагог рассказывает детям о пользе витаминов, их значении для жизни, взаимосвязи здоровья и питания. Он также рассказывает им о том, какие продукты наиболее полезны, а какие вредны. Например: ?У того, кто ест фрукты и сырые овощи, как правило, хорошее самочувствие, чистая кожа, изящная фигура: овощи и фрукты — главные поставщики витаминов, минеральных солей, микроэлементов, в том числе железа и кальция, необходимых для костей, зубов, крови. Конфеты, шоколад, мороженое, особенно в больших количествах, вредны для здоровья?. При этом можно рассказать детям сказку о сладкоежке, у которой заболели зубы.

Правила оказания первой помощи. 
Педагог знакомит детей с правилами поведения при травмах: при порезе пальца нужно поднять руку вверх и обратиться за помощью к взрослым; обязательно рассказать о том, что случилось, если обжегся, ужалила пчела или оса, если упал и сильно ушиб ногу, руку, голову.
Первую помощь ребенок может себе оказать и самостоятельно:
закружилась голова на солнце — скорее присесть или прилечь в тени и          позвать взрослых;
сильно озябло лицо на морозе — растереть его легонько шарфом, рукавичкой, но не снегом;
озябли ноги — побегать, попрыгать, пошевелить пальцами;
промочил ноги — переодеться в сухое, не ходить в мокрых носках, обуви.
Каждое из этих правил может стать темой специальной беседы, основанной на опыте детей, игры-драматизации, сценке кукольного театра.

Программа сохранения и укрепления здоровья детей дошкольных учреждений базируется на нескольких основных принципах:
повышение знаний о состоянии своего здоровья и всего коллектива ДОУ, формирование активной позиции по сохранению и восстановлению здоровья; 
выяснение причин нарушения здоровья и проведение санитарно-гигиенических мероприятий, медицинских, педагогических и социальных мер, направленных на коррекцию факторов риска, на предупреждение заболеваний; учет эколого-гигиенических факторов природной и микросоциалыюй среды обитания, влияющих на здоровье детей;
организация периода адаптации к ДОУ, щадящего режима за счет сокращенного дня, увеличения времени пребывания на открытом воздухе в форме активных игр, использование общеукрепляющих средств;
санация хронических очагов инфекции детей и членов их семей, профилактика инфекционных заболеваний, сбалансированное питание, обогащенное  природными  витаминными комплексами, добавками (соки, коктейли из овощей, ягод и фруктов, овощные криопорошки, фитопрепараты);
использование немедикаментозных методов профилактики (оптимизация условий воспитания и обучения, питания,   физического   воспитания, формирование навыков здорового образа жизни]применение фито- и аэро-фитотерапии, природных препаратов, улучшающих обмен веществ);
профилактические мероприятия в период сезонного повышения острой заболеваемости (кварцевание помещений раз в день, ежедневная влажная уборка с применением дезинфицирующих средств, индивидуальная профилактика);
организация летнего оздоровительного отдыха с максимальным пребыванием на улице и использованием природных источников здоровья в загородных условиях (открытые водоемы, разнообразные циклические упражнения в облегченной одежде в оптимальном двигательном режиме и др.);
организация оздоровительной работы в местных реабилитационных группах, профильных учреждениях и центрах, что позволяет охватить максимальное число детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях, и делает работу намного эффективней. 

Так определяет доктор мед. наук, автор статьи М.Кузнецова. (“Современные пути оздоровления дошкольников.” ж. ?Дошкольное воспитание?, №11 2002 г. стр.14). 





































4. Теоретическая часть.

Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Не будет преувеличением сказать, что детский сад и семья – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Для того, чтобы стать настоящим пропагандистом идей, средств и методов формирования здорового образа жизни, все физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, детский сад должен служить образцом такого воспитания – отмечается в статье ?Воспитание здорового ребенка? №6 за 2002 г. М.Маханевой. Автор считает, что не одна, даже самая лучшая семья или физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано сообщество ?Дети-родители-педагоги?. Приобщение    детей к здоровому образу жизни должно начинаться с семьи. Постоянное совершенствование мастерства педагогов, поиск новых подходов к физическому развитию детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализация профилактических мероприятий, работа с каждой семьей о вреде пагубных привычек, рекламирование здорового образа жизни – постоянная забота детского сада. 
Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.
Единство. Оно достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка понятны не только воспитателям, но и родителям, если семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
Систематичность и последовательность работы. 
Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье. Учет способностей ребенка и интересов семьи.
Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. На основе доброжелательной критики и самокритики.

В соответствии с перечисленными положениями работа с семьей включает:
Целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические правила, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.;
ознакомление родителей с содержанием  физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
4)участие родителей в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей;
обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания и тд.);
6)ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в дошкольном учреждении, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапия, аромотерапия и т.д.).

В этих целях широко используются:
информация для родителей  на стендах, в папках-передвижках, в библиотеке детского центра;
консультации;
устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физкультуре, а также ознакомление родителей с ценным опытом воспитания;
семинары-практикумы;
деловые игры и тренинги с прослушиванием бесед с детьми (магнитофонные записи), разбором проблемных ситуаций (видеосъемки); решение педагогических кроссвордов и т.д.; 
?открытые дни? для родителей с просмотром разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе и в бассейне; закаливающих и лечебных процедур и т.д.;
физкультурные досуги и праздники с участием родителей и т.д.

Стержнем всей работы является индивидуальная программа (план) оздоровления, которая разрабатывается для каждого ребенка в начале учебного года совместно с родителями на основе всесторонней диагностики состояния его здоровья и психомоторного развития, включающей:
составление анамнеза;
осмотр ребенка специалистами и общее обследование (заключение педиатра);
функциональную диагностику на тепловизоре и сколеометре;
анализ навыков детей в основных видах движений;
анкетирование родителей по вопросам воспитания здорового ребенка.

Следует отметить, что, проанализировав данные анкеты, авторы пришли к выводу: хотя все родители  воспитанников имеют высшее и среднее образование, уровень знаний в области формирования здорового образа жизни у большинства из них невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь. Последнее обусловлено тем, что многие родители не понимают самой сущности понятия ?здоровье?, рассматривая его только как отсутствие заболеваний, а средства, оздоровления видят лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая, что понятие ?здоровье? состоит из трех частей - физическое, психическое и социальное. 
Главная задача персонала дошкольного учреждения и родителей – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно – гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с раннего детства – (считает автор статьи ?Современные пути оздоровления дошкольников? Д/в №11 2002 г. стр.14). Каждый ребенок должен понимать, как важно с детства избегать факторы риска для здоровья, выбрать стиль поведения, не наносящий ущерба физическому и психическому состоянию.
Снижению риска развития хронических заболеваний способствует и изменение образа жизни родителей (отказ от курения и алкоголя, употребление здоровой пищи, обогащенной витаминами, увеличение физической активности, общение с природой).
Факторы риска в медицине определяются, как сочетание условий, обуславливающих образ жизни, физическое состояние. Именно нездоровый образ жизни значительно увеличивает риск заболеваний. Желание соответствовать модному, но негативному физическому и поведенческому стереотипу сверстников формирует такой стиль поведения, при котором сохранение здоровья как самого большого богатства человека перестает быть самоцелью. Успеху мероприятий по укреплению и профилактике заболеваний способствуют участие в этой работе родителей, детей и  сотрудников дошкольных учреждений, неформальное взаимодействие взрослых и детей (ребенок может выступать в  роли учителями, ученика).
Интересную идею выдвинул доктор психологических наук МГУ им.М.А. Ломоносова А. Поддьяков. Безопасность – наиболее очевидная причина противодействия. Общество, родители, воспитатели прилагают все усилия, чтобы ребенок не мог усвоить опасный социальный опыт, разрушающий моральный и культурные нормы, опыт, связанный с пагубными пристрастиями (курение, пьянство, наркотики), с нарушением возрастных норм приобщения к определенным знаниям и практическому опыту(например в области сексуальных отношений).
Есть и другие причины противодействия - нейтральные, но тем не менее представляющие физическую опасность для ребенка, например, в ситуации, когда малыш, обойдя все рамки препятствия, стремится выйти в неизвестные , ему области. Здесь возникает сложная педагогическая проблема. С одной стороны, новизна объекта, нестандартность, ?неопробованность? изобретаемых им способов - необходимое условие открытия окружающего мира и, следовательно, условие познавательного развития. С другой - эта же новизна объекта, нестандартность, ?неопробованность? изобретаемых способов действий таят в себе неизбежную опасность ошибок, в том числе фатальных. Вот почему взрослый всячески противодействует ребенку, а в некоторых случаях даже пресекает проявления любознательности, развертывающейся в  опасном направлении. Хорошо, если ограничения и запреты обосновываются конкретными причинами (?Не трогай горячий утюг - обожжешься!?, ?Не подходи к машине, пока она не остановится?). Значительно хуже, если взрослый пытается сформировать у ребенка отрицательную глобальную личностную установку но исследование и любознательность вообще решением возрастных норм приобщения к определенным знаниям и практическому опыту (например, в области сексуальных отношений). исключено, что, повзрослев, ребенок будет придерживаться одной установки - всячески избегать опасности, не понимая того, что исследование - важнейшая составляющая любой реальной деятельности. Основная задача, стоящая  перед педагогом, не в_том, чтобы подавить самостоятельную познавательную активность ребенка, а в том, чтобы ориентировать его на разумное исследовательское поведение и предвидение возможной опасности.
Решение задачи, к сожалению, не имеет универсального ответа. Все зависит от конкретных условий, от возможностей ребенка и педагогических способностей взрослых. Одно необходимо знать; нужно, скажем так, держать баланс между требованием соблюдать безопасность и необходимостью получать новую информацию. Именно баланс – более надежный залог обезопасить ребенка, чем тотальное подавление.
(Д/В №1 2003 г. ?Противодействие обучению, как фактор развития?стр.78-79). В данной статье автор пытается определить соотношение между помощью ребенку и подавлением его активности в различных ситуациях обучения и воспитания.
Все предшествующие статьи были призваны заострить внимание на необходимости радикального изменения сложившихся способов построения, взаимодействия взрослых и детей. В статье: ?Здоровье и физическая культура? Г.Глушкова определяет задачи по физической культуре. Создать оптимальную гигиеническую обстановку, предусматривающую закаливающих и оздоровительных мероприятий.  ?Ребенок в детском саду? № 1 2003 г. 
Авторы статьи ?Лечебная педагогика сегодня? О.Герасименко, Р.Дименштейн (центр лечебной педагогики, Москва) высказывают мысль: недопустимо лечить ребенка, отрывая его от процесса воспитания и обучения. Точно так же нельзя обучать ребенка, не заботясь о возможных травмирующих последствиях педагогического воздействия, лечение должно служить развитию, а обучение стать лечебным  (журнал ?Обруч №5 2002 г. стр. 3?).
Проблема детского наркотизма  поднимается в книге Макеева А.Г., Лысенко И.А. ?Долго ли до беды?. В этой книге рассказывается о том, как можно предупредить знакомство детей с одурманивающими веществами: алкоголем, никотином, наркотиками. Приведенные в работе сведения о масштабах детского наркотизма не могут оставить взрослых равнодушными. Они доказывают необходимость проведения серьезной воспитательной работы с дошкольниками и младшими школьниками, направленной на профилактику вредных привычек, грозящих большой бедой и ребенку, и его окружению.
Практическая часть книги представлена 16 разработками конкретных тем по данной проблеме. В них включены советы педагогу и родителям, литературные материалы (из русской и зарубежной классики), а также сценарии игр и инсценировок.
Пособие предназначено для воспитателей детских садов, педагогов внешкольных учреждений, учителей начальной школы, студентов педагогических ВУЗов и колледжей. Помещенные в книге материалы могут быть полезны и родителям малышей, даже если им кажется, что обсуждаемая проблема для них не столь актуальна.
Интересную методику оздоровления предлагает музыкант Юлиан Алексеев в статье: ?И танцы лечат…?. (ж. ?Обруч №3?1998 г.)
В наше беспокойное время снова становится актуальным, на ряду с поиском разных психотерапевтических средств реабилитация личности, обращение к танцевальному опыту прошлого.



































5. Передовой педагогический опыт.

Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:
охрана и укрепление здоровья детей;
формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
воспитание потребности в здоровом образе жизни;
обеспечение физического и психического благополучия.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.

































Таким образом, триаду здоровья составляют рациональный режим, закаливание и движение. Причем, чтобы обеспечить воспитание здорового ребенка, работа в детском учреждении должна строиться в следующих направлениях:
создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;
повышение  педагогического  мастерства  и  деловой квалификации воспитателей дошкольного учреждения;
комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками;
воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в дошкольном учреждении должны быть созданы определенные условия.
Так, в группе должно быть выделено достаточно места для активного движения, физкультурных пособий, спортивных комплексов и тренажеров. Желательно оборудовать специальное помещение для физкультурных занятий, разместить в нем гимнастические стенки с наборами приставных досок и лестниц, разновысотные бумы и скамейки, дуги, кубы, мишени, мелкий спортивный инвентарь и игрушки 
Все это повышает интерес детей к физкультуре, развивает жизненно важные качества, увеличивает эффективность занятий, позволяет малышам упражняться во всех видах основных движений в помещении.
На участке детского сада желательно оборудовать физкультурную площадку с зонами для подвижных и спортивных игр, беговыми дорожками, "полосами препятствий" (бумы, рукоходы, дуги, балансиры, мишени для попадания в цель, ямы для прыжков в длину и др.), гимнастическими стенками, комплексами из канатов, шестов, веревочных лестниц и т.д.
В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми полезно приобрести (по возможности) тубусный и "маячный" кварц, аппарат УВЧ, ингалятор, лампу "Соллюкс", аппарат "Здоровье".
На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребенка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника. Поэтому большое внимание следует уделять подбору и расстановке кадров на группы с учетом их деловых качеств, опыта и психологической совместимости. Помня о том, что результаты физического развития детей зависят, прежде всего, от профессиональной подготовки педогогов.
Современные исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют, что в дошкольном возрасте возможно заложить основы валеологической культуры. Основную цель валеологического образования дошкольника педагогический коллектив дошкольного учреждения видит в воспитании потребности, а также в формировании умений и навыков вести здоровый образ жизни, считает М.Д.Маханева в программе воспитания здорового ребенка.
Основные задачи этого направления работы выделены группой педагогов детского сада №97 г.Ульяновска :
Формирование у дошкольников системы знаний о здоровье человека, о природе, о взаимодействии человека с живой и неживой природой, о взаимоотношениях человека с другими людьми.
Воспитание на этой базе психологических установок и потребностей сохранять свое здоровье, формировать его, бережно относиться к здоровью других людей, природе как важному условию существования человека.
Привитие детям умений, навыков и привычек ухода за своим телом, поддержания и сохранения здоровья, его укрепления, а также его коррекции в случаях отклонений в организме, умений управлять своим физическим и психическим состоянием.
Приобщение детей к богатому историческому национальному опыту природного оздоровления. Воспитание у детей чувства ответственности за свое здоровье, здоровье окружающих его людей, семью, природу, общество.
Создание в дошкольном учреждении благоприятных условий для укрепления здоровья детей.
Пропаганда здорового образа жизни среди родителей своих воспитанников, а также жителей микрорайона. Смена позиции родителей: противник интенсивного закаливания — активный помощник.

В работе по валеологическому воспитанию коллектив дошкольного учреждения прошел ряд последовательных этапов. Сначала осознание коренных изменений в организации работы по решению основной и первейшей задачи любого дошкольного учреждения — воспитание здорового ребенка — пришло к его руководству: заведующей Тамаре Марковне Ромбовской и ее заместителю по учебно-воспитательной работе Уткиной А. А.
Содержание работы по воспитанию здорового образа жизни по мнению педагогов таково:

ЗАКАЛИВАНИЕ

Исследованиями многих ученых (Е. А. Аркина, В. В. Гориневского, Г. Н. Сперанского, В. П. Спириной, В. И. Теленчи) доказало положительное воздействие закаливания на формирование нервно-психического и физического здоровья детей, на воспитание положительных нравственно-волевых черт личности.

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА

Нормальное функционирование важнейших органов и систем организма во многом определяет правильная осанка. В детском возрасте она неустойчива, легко могут проявляться изменения положительного и отрицательного свойств. Хотя на занятиях по физической культуре используются общеразвивающие упражнения, которые укрепляют крупные мыщцы плечевого пояса и спины, этого зачастую бывает недостаточно. 
Есть упражнения, специально направленные на получение ощущений правильной осанки, на усиленную тренировку тех отделов опорно-двигательного аппарата, в которых могут появляться отклонения от нормы. Из них были составлены комплексы занятий, на которых у детей воспитываются навыки правильной осанки. Дети относятся с интересом к проводимым занятиям. Им особенно нравится выполнять упражнения, которые представлены на рисунках, где четко обозначен образ движения, например, стрела, змея и т. д. У них накопился запас многих движений, способствующих формированию правильной осанки. Им не составляет труда предложить комплекс упражнений остальным занимающимся, повторить их дома и даже видоизменять.
Для детей с плоскостопием подбор упражнений направлен на укрепление связок и мышц стопы, сохранение ее рессорной функции. Сначала дети массируют стопу, разминают ее большими пальцами, методично сжимают под косточкой, поджимают и распрямляют пальцы или захватывают ими мелкие предметы. Затем используются разные виды ходьбы, упражнения из положения сидя, лежа на спине. После каждого занятия дается домашнее задание.
В другую, терапевтическую группу входят дети с нарушением зрения, заболеваниями органов дыхания, часто болеющие дети. Частота смены этих подгрупп — один раз в месяц. Для каждой разработаны специальные упражнения. Большую помощь в их подборе оказывает врач дошкольного учреждения.
Дети, занимающиеся ЛФК, начинают более осознанно относиться к своему здоровью, к своим возможностям. Они приобретают опыт коррекции отклонений своего организма от нормы.

МАССАЖ

Широкое применение в нашей системе оздоровления детей находит массаж. Массаж как оздоровительное средство известен с древних времен. В настоящее время он широко используется в комплексе с другими средствами лечения. В сочетании с утренней гимнастикой, физкультурными занятиями, ЛФК, закаливающими процедурами массаж улучшает функциональное состояние организма, предупреждает развитие ряда заболеваний, является активным средством укрепления здоровья, снятия утомления и поддержания общего тонуса организма.
Массажные процедуры назначаются врачом ЛФК и педиатром. Выполняются в специально оборудованном помещении массажистом. Им  используются приемы классического и элементы точечного массажа. Круг детей, которым назначается массаж, очень широк. Это и так называемая группа ЧБД (часто болеющие дети), дети с нарушением осанки и сколеозами, плоскостопием, после перенесенных бронхолегочных заболеваний и др.
Проводится и обучение детей приемам самомассажа. У детей очень велик интерес к своему телу, его функциям. Узнавая какую-то новую подробность о своем организме, дети задумываются, находят аналогии в окружающей природе, видят в ней отражение своего состояния. Это говорит о природности, естественности таких знаний. После занятий по самомассажу детям предоставляется возможность поделиться с другими своими ощущениями. В таких занятиях с детьми главным становится систематичность, последовательность, а также искренний диалог, забота о здоровье ребенка.

ФИТОТЕРАПИЯ

Сборы лекарственных трав назначаются всем детям дошкольного учреждения. По программе природного оздоровления используется фиточай, включающий в себя травы, обладающие поливитаминным, общеукрепляющим действием. Так, витаминный комплекс содержат крапива, шиповник, черная смородина, одуванчик, элеутерококк, лимонник, золотой корень, женьшень.
Фиточай назначается с целью положительного воздействия трав на химический состав крови, психологическое состояние ребенка, биоэнергетический уровень его организма. После того, как наши дети получают положительный заряд энергии в процессе закаливания (контакта со снегом, холодной водой), полезно выпить теплого травяного чая. Чай благотворно действует на организм, укрепляя нервную систему, согревает тело, питает его витаминами, необходимыми микроэлементами. Кроме того, коллективное чаепитие поднимает детям и взрослым настроение, вызывая положительные эмоции. Фитотерапия применяется в условиях детского сада для профилактики, лечения и реабилитации наших воспитанников.
Незначительность побочных факторов, мягкость действия лекарственных растительных средств при высокой терапевтической эффективности делает траволечение особенно полезным для детского организма. Помимо того, траволечение дает возможность частичной компенсации все нарастающего дефицита медикаментов. На начальной стадии заболевания растительные препараты могут оказаться ведущими средствами лечения ввиду их мягкого действия и малой токсичности.
В разгар заболевания они важны для поддержания защитных сил организма, усиления действия основных медикаментозных средств. На этапе реабилитации они играют значительную роль как поддерживающая терапия, особенно при лечении хронических заболеваний.

Назначая фитотерапию детям, врач должен придерживаться следующих правил:
Лекарственные растения назначаются индивидуально, с учетом их терапевтического действия.
Учитывается не только основное заболевание, но и сопутствующее.

В начале лечения используются отдельные лекарственные растения или сборы из двух-трех растений, а в дальнейшем, особенно при хронических заболеваниях, сборы сложных составов.
Фитотерапия применяется на протяжении длительного периода, особенно при хронических заболеваниях.
Перед назначением фитотерапии выявляется непереносимость каких-либо трав, растений.
При проявлении клинических симптомов непереносимости лекарственных растений их применение немедленно прекращается.

Опыт природного оздоравливания по системе Л. К. Иванова уже широко распространен в нашем городе. Особый интерес к нашей работе проявила государственная радиотелевизионная компания ?Волга?. Сняты три фильма о нетрадиционных методах оздоравливания детей дошкольного возраста.
(из опыта работы детского сада №97 ?Гномик? г. Ульяновска по формированию основ валеологической культуры дошкольников).
Интересную систему оздоровительной работы в дошкольном учреждении предлагает И.А. Анохина. В методическом пособии представлен теоретический и практический материал по организации оздоровительной работы в ДОУ, по проведению закаливающих мероприятий и летней оздоровительной работы с ослабленными детьми. Методическое пособие предназначено практическим работникам ДОУ. В данную программу включили и организацию образовательного процесса детей. Система оздоровительной работы включает 6 блоков:

блок-комплекс гигиенических мероприятий, которые жестко регламентированы Санитарными нормами и правилами по гигиене среды (световой, воздушный режим и т.д.), различных видов детской деятельности, режима дня, организации питания, соблюдение режима двигательной активности и др.
блок - комплекс лечебных мероприятий. В медицинских кабинетах ДОУ находится медицинское оборудование, которое должно использоваться для оздоровления детей. Родители должны быть информированы о тех лечебных процедурах, которые могут быть оказаны ребенку в ДОУ в случае назначения участковым педиатром.
блок - система психологической помощи детям, педагогам и родителям. 
Детям - по преодолению стрессов и обеспечению состояния эмоционального комфорта в общении с воспитателем и сверстниками; содействие психическому развитию каждого ребенка, развитию его познавательных функций.
Педагогам - по повышению уровня их психологических знаний, рекомендации по работе с конкретными детьми, снятию стрессов. По данным Н. Ивановой, 82 % педагогов в ДОУ испытывают чувство тревожности. Ею разработан тренинг для улучшения психологического самочувствие воспитателя.
блок - комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья и гармоничное физическое развитие. Это различные формы физкультурно-оздоровительной работы, составляющие основу двигательного режима в ДОУ, а также закаливающие процедуры, улучшающие все показатели здоровья. В настоящее время разработаны научные системы оздоровительной работы с различными категориями детей - логопедических групп (Березина Н.О.). часто болеющими (Альбицкий В.Ю., Баранов А.А.), а также с различными заболеваниями - туберкулезной интоксикацией (Егоров Б.Б.) и др. Важно подключить к данной работе родителей. Положительный опыт взаимодействия с родителями в данном направлении накоплен в ГОУ № 1649 г. Москвы, который описан Т.Н. Дороновой.
блок - мероприятия по обеспечению рациональной организации воспитательно-образовательного процесса:
- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки;
- использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Существуют группы детей  с различными типологическими  особенностями нервной  системы  и уровнем здоровья. Методика работы на занятии с медлительными и часто болеющими детьми будет иметь свои особенности, обусловленные состоянием их нервной системы: это более длительный период врабатывания, медленный темп восприятия материала, быстрый выход из рабочего состояния и наступление утомления. Для активной работы другой группы детей - с синдромом дефицита внимания и двигательной расторможенностью необходимо продумать использование различных видов наглядности, приема словесного  планирования  предстоящей деятельности и др.методы. Каждый педагог должен знать особенности методики работы с этими группами детей, которая разработана М.М. Безруких.
 блок - гигиеническое воспитание детей, основной задачей которого является формирование здоровьесберегающего поведения. Необходимо обучать детей приемам релаксации, точечного массажа, упражнениям для снятия зрительного утомления, самостоятельному проведению утренней гимнастики, закаливающих и гигиенических процедур.

Очень важно организовать систему контроля за эффективностью оздоровительной работы. Диагностику следует проводить посредством тестирования в начале, середине и конце учебного года всеми специалистами. При этом следует правильно отобрать показатели, относящиеся к разным критериям здоровья. Например: в физическом развитии это его гармоничность, уровень физической подготовленности; в функциональном состоянии органов и систем - наличие или отсутствие функциональных нарушений. В контроле за психическим развитием - уровень усвоения программы и развития познавательных процессов (внимания, памяти, речи и др.). В лаборатории по изучению трудностей школьного обучения НИИ возрастной физиологии РАО было выявлено, что даже часто болеющие дети, имеющие пробелы в знании программы воспитания и обучения в детском саду, но имеющие хороший уровень развития познавательных процессов, успешно справляются со школьной программой. Анализ результатов динамических наблюдений должен обсуждаться на педагогических советах, доводиться до сведения родителей.



Выводы

Проблема здоровья в нашем обществе, к сожалению, очень долгое время не являлась приоритетной. Это пагубно сказалось на состоянии здоровья целых поколений. Настало время, когда откладывать решение этой проблемы больше нельзя. Это стало бы преступлением перед нашими потомками. Сейчас недостаточно просто важности сохранения здоровья детей. 
Актуальны методологические и технологические разработки вопросов воспитания здорового человека. Только профилактика и лечение не в состоянии обеспечить решение проблемы. Необходимо, чтобы люди могли сами строить прочное здание своего физического и душевного здоровья.




































Список использованной литературы.

В. Алямовская ?Как воспитать здорового ребенка? (ж. Д/В №11 1993 г. стр.4)
И.А. Анохина  Система оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении. ИПКПРО – Ульяновск 2005 г.
Н.Н Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина Безопасность (учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности старших дошкольников) ?Детство-Пресс ?, 2004 г.
Ю.А. Алексеев И танцы лечат Аромотерапия для здоровья и настроения (ж. ?Обруч?, №3, 1998 г. стр.38-42).
 О. Герасиненко, Р. Дименштейн Лечебная педагогика сегодня (ж. ?Обруч? №5 2000 г, стр.3)
Г. Глушкова Здоровье и физическая культура (ж. ?Ребенок в д.с.? №1, 2003 г., стр.12 ).
Дети и наркотики (ж. ?Дошкольное образование? №20, октябрь 2003 г., стр.4-5).
Д. Давыденко Формулы здоровья (ж. ?ОБЖ? 2003 г, №9, стр.55-58, №10 стр.49-52,№3 стр. 59-61 ).
Ю.Ф. Змановский Здоровый ребенок (ж.?Дошкольное воспитание? №6, 1995 г. стр.11).
В.Кудрявцев Физическая культура и развитие здорового ребенка (ж. ?Дошкольное воспитание?, №5 2004 г. стр.66-68).
Крепкого здоровья вам, дети! (из опыта работы д/с.№97 ?Гномик? г.Ульяновска по формированию валеологической культуры дошкольников) Самара, 1998 г.
М.Кузнецова Современные пути оздоровления дошкольников (ж. ?Дошкольное воспитание ? №11 2002 г.,стр 14). 
М.Д. Маханева Воспитание здорового ребенка (ж. ?Дошкольное воспитание? №6 2002 г., стр.46)
А.Г.Макеева, И.А.Лысенко Долго ли до беды? Линка-Пресс 2000 г.
М.Д. Маханева ?Воспитание здорового ребенка?(пособие для практических работников детских дошкольных учреждений ). Москва, Аркди, 1997 г.
Е.Д.Марясис Азбука здоровья семьи (М.-медицина, 1992, стр.200)
С.И Ожегов Словарь русского языка.
А. Поддъяков Противодействие обучению, как фактор развития(ж. ?Дошкольное воспитание №1,2003 г.,стр.78? )
М. Рунова, М.Пукинская Неделя здоровья в детском саду (ж. ?Дошкольное воспитание?№4 2001 г. стр.11)
В.Ф. Сыч Введение в валеологию (Ульяновск 1992 г.стр.10-53)
Т.Г. Татарникова Педагогическая валеология (Санкт-Питербург 1997 г.) 
Е.И. Торохова Валеология (Словарь-справочник) Москва,1997 г.
Г.К. Селевко Современные образовательные технологии (Учебное пособие) Народное образование,1998 г. стр.256. 










HYPER13PAGE  HYPER15


12



Рациональное
питание

Режим


Гигиена одежды и помещения

                 Гигиенические факторы

   Средства физического воспитания

  закаливание

Физические упражнения

В повседневной
жизни

Специальные меры закаливания

Утренняя гимнастика

плавание

Спортивные 
игры

Физкультурные занятия

Развивающие игры