ВВЕДЕНИЕ
Среди семи чудес света есть восьмое — ребёнок играющий, ребёнок творящий. Задача нас взрослых — не только сохранить хрупкий мир ребёнка, но и помочь более естественно, безболезненно перейти от подсознательного моделирования мира в его многообразии к осознанным деяниям. Только тогда состоится личность, и возможен подъём на более высокий духовный уровень. 
Ю.П. Юкечев.
Сольфеджио как учебная дисциплина имеет многовековую историю, на протяжении которой музыканты постоянно искали новые формы и методы развития музыкального восприятия. Анализируя историю развития сольфеджио, мы видим, что в XVIII веке предмет представлял собой лишь систему вокальных упражнений, зародившихся в придворных и церковных певческих капеллах и целиком подчинённых задаче развития голоса.
В XIX веке, кроме упражнений для интонирования, появляются рекомендации по развитию навыков слухового анализа. Многие композиторы, музыканты-педагоги Петербургской и Московской консерваторий: Римский – Корсаков, Чайковский, Аренский, Лядов, Майкапар и другие, оказали большое влияние на развитие и становление сольфеджио как предмета профессионального музыкального образования. Н.А. Римский-Корсаков, считал сольфеджио ?могущественным средством к развитию музыкальности?.
В конце XIX века Н.М. Ладухин, издаёт первое в России руководство по написанию диктанта, а С.М. Майкапар-авторскую методику, которая является первой попыткой воплощения идеи тембрового подхода к проблеме развития слуха. После Великой Октябрьской социалистической революции происходит движение в сторону доступности музыкального образования для широких масс.
Задача начального музыкального образования выдвигается на первый план, зарождается новая форма сольфеджио – музыкальная грамота, цель которой дать возможность приобрести простейшие исполнительские навыки и усвоить элементарные теоретические знания. В начале XX века методические основы сольфеджио расширяются введением ритмических, тембровых упражнений и диктантов. ?
Музыкальную школу, музыкальную студию и школу искусств  нельзя представить без предмета сольфеджио. В отличие от уроков по специальности, хору, вокалу практический результат этого предмета заметен не сразу, и многие дети и родители не понимают, зачем нужен этот предмет и считают его самым трудным. 
Дисциплина, которая способна постепенно развить музыкальность человека до высот, позволяющих наслаждаться?музыкой — от фольклора до творений великих классиков, называется СОЛЬФЕДЖИО. Оно способно помочь ребенку постепенно превратить в своем сознании?музыкальный шум в звуковое наслаждение. Поэтому сольфеджио должно быть основой любого сколько-нибудь серьезного обучения музыке. Говоря ?серьезного?, здесь имеется в виду не только профессиональное обучение, а любое обучение музыке, от которого предполагается, что будет толк.
Когда детишки начинают учиться музыке, то первое, что они узнают - это названия нот, их написание на нотном стане, их длительности. Без этого ничего невозможно сыграть. Вот это-то и есть начатки сольфеджио, и их преподаёт педагог по специальности - тот, кто учит играть на инструменте. Строго говоря, это
теоретическая часть, но без неё продвинуться в нашем деле нельзя. Это как учить буквы, которые потом сложатся в слова, это - музыкальная грамота. Ну и конечно, в школе есть и отдельный предмет – ?сольфеджио?, который ведут профессионалы, специалисты именно по этому вопросу.
Дальше - больше! Зная музыкальную грамоту и развивая свой слух, дети научаться читать ноты - вначале медленно, а затем всё более бегло. Затем, понимая логику строения музыкального предложения – фразы - юные таланты начнут быстрее и осмысленнее осваивать музыкальные произведения. Это ускорит их прогресс в игре, расширит репертуар, откроет новые возможности. Вы улавливаете, какие открываются горизонты, какие перспективы появляются у детей? Понимание основ строения музыки, её законов расширяет ?слышание?, придаёт игре смысл и неповторимость-ту ?изюминку? индивидуальности, которая и отличает одарённых людей.
Что же надо сделать, чтобы не упустить эту возможность? Посещать регулярно уроки сольфеджио - раз. Делать домашние задания - два.
Сольфеджио - это наша ?пояснительная записка?, наша ?палочка-выручалочка?, это волшебные слова, открывающие вход в пещеру, полную сокровищ.?Как же нам с ним поладить? Что же это за наука?
 Это предмет, на котором можно найти ответы на многие вопросы: как подобрать на инструменте любимую мелодию, где живут эти "загадочные" аккорды, можно ли записать услышанную мелодию по памяти? Сольфеджио - это занимательная музыкальная математика, формы развития музыкального слуха и чувства ритма, помощь в чтении с листа незнакомой пьесы и многое другое.