Сообщение о научно-исследовательской работе ?Средства выражения вежливости в английском языке?.
В.Ф. Петрунь , учитель 
английского языка
 МОАУ ?Гимназия № 4?
 г. Оренбурга

Научно-исследовательская и проектная работа стала неотъемлемой частью работы многих учебных заведений. Не исключением является наша Гимназия № 4 г. Оренбурга. В нашей гимназии каждый год ученики участвуют в различных конференциях и конкурсах. В нынешнем году мы приняли участие в конкурсе  научно-исследовательских  работ с темой ?Средства выражения вежливости в английском языке?.
Язык – это одна из самых важных составляющих человека. Современные лингвисты активно проявляют интерес к проблеме языка и культуры, исследуя напрямую человека и способы ?его взаимодействия с миром. Во избежание конфликтов ?нам следует помнить о правилах речевого общения, а именно об этикете.
Вежливость – это желание и умение говорить доброжелательно при любых обстоятельствах. Как правило, понятия этикета в разных странах отличаются друг от друга. Нередко встречаются ситуации, где два человека разной национальности сталкиваются с недопониманием только из-за того, что для каждого границы и способы выражения вежливости разные. 
Анализ способов выражения вежливости может происходить с различных точек зрения. Темой нашей работы является способы выражения вежливости в английском языке, ?большую часть работы мы посвятим обзору примеров вежливых оборотов, как в лексике и грамматике, так и в синтаксисе. 
Таким образом,?объектом?данной работы являются способы проявления этикета в английском языке.
Актуальность выбранной темы.?Данная тема является актуальной, поскольку в современных реалиях мало знать грамматику и иметь большой запас английских слов, нужно знать способы выражения вежливости в английском языке, чтобы чувствовать себя уверенно при общении с иностранцами. 
Вежливость помогает избегать конфликтов, выражать солидарность, проявлять уважение и показывать социальную дистанцию.
Знание основных правил и способов выражения вежливости также может помочь избежать неловких ситуаций при общении, лучше понять менталитет англичан и сформировать о себе приятное впечатление при деловых или личных контактах с иностранцами.
Цель работы:?исследование поля вежливости в английском языке, выраженного при помощи лексико-грамматических и синтаксических средств. 
Задачи работы:
- исследовать термин ?вежливость?;
- найти информацию о положительной и отрицательной вежливости;
- узнать интересные факты о способах выражения вежливости в разных странах мира;
- познакомиться с наиболее характерными для англичан правилами поведения;
- проследить, как лексика и грамматика влияют на проявление вежливости.
- провести опрос о состоянии уровня вежливости учащихся 5-6 классов МОАУ ?Гимназия №4?.
Методы работы: анализ психолого-педагогической и методической литературы, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперименты, анализ результатов исследования, метод математической обработки данных.

Во время работы над темой мы исследовали понятие вежливость – термин, используемый для обозначения разнообразных средств языкового выражения отношений между говорящими. Благодаря умению пользоваться правилами этикета, люди могут чувствовать себя комфортно в обществе друг друга. Под вежливостью понимают способность любезно, почтительно и тактично общаться.
В английском языке звание вежливого человека получали все, кто старался угодить окружающим, в независимости от социального статуса. Существуют два способа выражения вежливости в английском: через лексику, например, определенный набор слов подходящий для светского мероприятия или в неформальной беседе, или через морфологию, использование особенных форм слова, чтобы выразить свое отношение к собеседнику.
Проводя данное исследование, мы пришли к выводу, то, что может быть правильным у одного народа, может оказаться грубым и непонятным для другого. 
Существует большое количество теорий связанных с категорией вежливости. Разные люди по-разному описывают вежливое поведение.
?Словарь по этике? определяет вежливость как: ?...моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с собеседником?. 
Вежливость - это и готовность сделать услугу тому, кто в ней нуждается, и деликатность, и такт. И, конечно же, своевременное и уместное речевое проявление - речевой этикет - неотъемлемый элемент вежливости.
В энциклопедии этикета содержится такое определение вежливости: ?...это совокупность поступков, содержание и внешнее проявление которых соответствуют моральным принципам?. 
Вежливое отношение к людям всегда высоко ценилось людьми. Об этом свидетельствует ряд слов в различных языках обозначающих данное качество: вежливый, учтивый, воспитанный, любезный, приветливый, внимательный, добрый, почтительный, благородный, тактичный, деликатный, корректный. 
В английском языке в словаре мы находим много способов выражения понятия вежливости -?politeness, courtesy, civility, comity, urbanity, courtliness, decency, suavity, affability, mannerliness?. Все они переводятся как учтивость, обходительность, вежливость, любезность.
Основное понятие -?politeness? - вести себя или разговаривать так, чтобы это было правильно, корректно применимо к ситуации, в которой человек находится; принимая во внимание чувства и необходимость собеседников.
Из вышеперечисленных определений мы можем сделать вывод, что вежливость - это соблюдение правил приличия в речи и в поступках, проявление воспитанности, это основа этикетного поведения, неотъемлемый признак любого акта общения.

Мы исследовали понятие позитивной и негативной вежливости.  Ученые выделяют два типа вежливости: позитивная и негативная. Позитивная (положительная) вежливость служит для сближения, принятия человека как ?своего?, включения его в единую группу с говорящим. Например, мы сокращаем физическую дистанцию, используем термины родства и особые обращения, такие как ?ты? в русском языке, искренне интересуемся собеседником, проявляя положительную вежливость.
Негативная (отрицательная) вежливость, наоборот, подчеркивает дистанцию между собеседниками, сообщает, что мы не собираемся нарушать границы и задевать чьи-то чувства. Это более формальная и структурированная форма вежливости, для которой существуют строгие правила. Например, мы используем вежливые слова ?пожалуйста? и ?спасибо?, завуалированно произносим просьбы, используем уважительные местоимения, как ?вы? в русском языке 
Каждая категория является самостоятельной системой, при помощи которой достигается определенный смысл общения.
Разным народам свойственно различное соотношение положительной и отрицательной вежливости. Кроме того, мы используем разные способы выражения вежливости как в поведении, так и в языке. В одном языке достаточно сказать ?пожалуйста?, чтобы быть вежливым, в другом нужно подбирать специальную лексику и даже использовать особую грамматику в зависимости от ситуации.
Правила негативной вежливости:
?- выражайтесь косвенно, особенно это характерно для деловой речи в английском языке. Англичане стараются избегать прямолинейности, ?пользуются такими средствами, как вводные конструкции, что еще больше снижает категоричность речевых высказываний;
- предоставляйте собеседнику право выбора, демонстрируя ему свое уважение;
- не будьте уверены в действиях адресата;
- сохраняйте позицию пессимиста;
- извиняйтесь.
Негативная вежливость составляет основу культуры именно для англичан, которые ценят свою автономию – как культурную ценность. Это значит, что в англоязычных странах нужно уделять больше внимания речевому этикету, который обозначает соблюдение социальной дистанции и уважение личного пространства
Позитивной вежливостью мы пользуемся чтобы сблизиться с человеком, прибегаем к приветствиям, комплиментам, оценкам и благодарностям, т.е. ?стратегия такой вежливости направлена на выражение чувств, эмоций и симпатий по отношению к собеседнику (It’s nice to meet you. I’м glad to see you).
Вступая в контакт с человеком, англичане сначала стараются его заинтересовать и приблизить, сокращая дистанцию, путем использования позитивного типа вежливости, затем, чтобы продемонстрировать уважение и не разрушить независимость партнера, они прибегают к негативному виду, а именно, придерживаются концепции отдаления.
Два типа вежливости раскрывают всю суть человеческого общения. Оба этих вида сложно отделить друг от друга в живой речи, потому что именно путем чередования вежливых оборотов складывается правильный активный диалог.
Отрицательная вежливость особенно свойственна британцам. Соблюдение чужих границ – важная часть британского менталитета. В Великобритании по правилам этикета не следует заговаривать с незнакомыми людьми, если вас не представили друг другу. 
Также британцы не делают замечания незнакомым людям, разговаривают о погоде, чтобы сгладить неловкость в начале разговора и соблюсти приличия, и даже извиняются, когда им самим наступили на ногу. При работе над темой мы изучили средства выражения вежливости в разных странах и подробно остановились на средствах английской вежливости.  В своей работе мы разобрали лексические средства и основные фразы на английском языке, грамматические,синтаксические, а также средства выражения вежливости в письменной речи.
В практической части мы провели анализ состояния вежливости учащихся 5-6 классов Гимназии № 4.
При работе с материалом по теме нами были использованы разные методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперименты, анализ результатов исследования, метод математической обработки данных.
              Мы пришли к выводу, что вежливое поведение - как поведение, которое опирается на знания учащихся о культурно-нравственных нормах и правилах, о поведении в общественных местах, транспорте, в гостях, об искусстве ведения беседы; характеризуется наличием переживаний и отношений, связанных с восприятием всего, что относится к понятию культуры поведения и нравственным ценностям личности; наличием опыта культурного поведения, который порождает, углубляет и закрепляет определенные переживания и отношения у младших школьников.
            Из констатирующего экспериментов, контрольного среза, на основе анализа теоретической литературы были выделены критерии и уровни вежливого поведения.
          Критерии сформированности вежливости младших школьников:
1. Знание правил вежливого поведения.
2. Личностная значимость правил.
3. Самооценка вежливости поведения. 
           Опираясь на названные критерии, мы выделили 4 уровня сформированности вежливого поведения, высокий, выше среднего, средний, низкий по (Л.М. Фридману).
1 уровень - низкий. Неясное, расплывчатое представление о правилах вежливого поведения; отсутствие их личностной значимости; завышенная самооценка; поведение характеризуется равнодушием, грубостью, агрессией.
2 уровень - средний. Знание правил вежливого поведения, но эти правила не стали личностно значимыми; высокий уровень нравственной самооценки; поведение характеризуется равнодушием, грубостью, (рассказать)
3 уровень - выше среднего. Четкое и правильное представление о правилах вежливого поведения, эти правила личностно значимы для учащегося; нравственная самооценка близка к реальной оценке нравственных поступков; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
4 уровень - высокий. Устойчивые, четкие знания о положительных чертах характера, их личностная значимость для учащегося; нравственная самооценка соответствует реальной оценке нравственных поступков; поведение, построенное на равноправных отношениях.
Для выявления уровня сформированности вежливости у детей младшего школьного возраста Д. А. Виноградовой были выделены критерии вежливости:
- наличие знаний о проявлениях вежливости (знание вежливых слов);
- поведение по правилам вежливости;
- осознанное применение норм вежливости;
- способность к оценке своего поведения и поведения других в ситуациях, требующих проявлений вежливости.
На основе разработанных критериев мы составили  и провели анонимное анкетирование учащихся 5-6 классов МОАУ ?Гимназия № 4? . Был создан кюар код на тест (Приложение3), поэтому учащиеся честно могли ответить на поставленные вопросы. В опросе приняли участие более 60 учащихся. 
Как показал анализ диаграммы, большинство  учащихся 5-6 классов, принявших участие в опросе,  имеют представление о вежливости и стараются соблюдать правила вежливого поведения. Самый трудный вопрос оказался № 1 ?Сегодня Ваш сосед сверху решил заняться перемещением мебели. Утром Вы встретили его в лифте. Ваша реакция??. Наименьшее количество опрошенных выбрали ответ ?Вежливо поговорю с ним?. Только 33  из 60 учащихся выбрали этот вариант. В основном выбирали ?Накричу на него за шум? или ?Промолчу и буду пожирать его взглядом?. 
Анализ опроса показал, что несмотря на то, что учащиеся знают правила поведения, но эти правила не стали личностно значимыми, поведение отличается равнодушием или грубостью.
Положительным результатом стало, что примерно менее 10 % ребят не знают, как себя вести вежливо в критичных ситуациях.
 Таким образом, опрос показал, что в Гимназии среди учеников 5-6 классов ведется работа по воспитанию вежливости как на уроках, так и во внеклассной работе различными формами: путём организации проведением ряда внеклассных мероприятий, этических бесед, родительских собраний, экскурсий, тренингов.
При этом необходимо эту работу продолжать, чтобы большинство учащихся стали соответствовать критериям выше среднего и высокого уровня.
Большую помощь в этом окажут уроки иностранного языка, где ученики учат вежливые слова и разыгрывают психологические ситуации в игровой форме.
При работе с материалом по теме нами были использованы разные методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперименты, анализ результатов исследования, метод математической обработки данных.
              Мы пришли к выводу, что вежливое поведение - как поведение, которое опирается на знания учащихся о культурно-нравственных нормах и правилах, о поведении в общественных местах, транспорте, в гостях, об искусстве ведения беседы; характеризуется наличием переживаний и отношений, связанных с восприятием всего, что относится к понятию культуры поведения и нравственным ценностям личности; наличием опыта культурного поведения, который порождает, углубляет и закрепляет определенные переживания и отношения у младших школьников.
            Из констатирующего экспериментов, контрольного среза, на основе анализа теоретической литературы были выделены критерии и уровни вежливого поведения.
          Критерии сформированности вежливости младших школьников:
1. Знание правил вежливого поведения.
2. Личностная значимость правил.
3. Самооценка вежливости поведения. 
           Опираясь на названные критерии, мы выделили 4 уровня сформированности вежливого поведения, высокий, выше среднего, средний, низкий по (Л.М. Фридману).
1 уровень - низкий. Неясное, расплывчатое представление о правилах вежливого поведения; отсутствие их личностной значимости; завышенная самооценка; поведение характеризуется равнодушием, грубостью, агрессией.
2 уровень - средний. Знание правил вежливого поведения, но эти правила не стали личностно значимыми; высокий уровень нравственной самооценки; поведение характеризуется равнодушием, грубостью, (рассказать)
3 уровень - выше среднего. Четкое и правильное представление о правилах вежливого поведения, эти правила личностно значимы для учащегося; нравственная самооценка близка к реальной оценке нравственных поступков; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
4 уровень - высокий. Устойчивые, четкие знания о положительных чертах характера, их личностная значимость для учащегося; нравственная самооценка соответствует реальной оценке нравственных поступков; поведение, построенное на равноправных отношениях.
Для выявления уровня сформированности вежливости у детей младшего школьного возраста Д. А. Виноградовой были выделены критерии вежливости:
- наличие знаний о проявлениях вежливости (знание вежливых слов);
- поведение по правилам вежливости;
- осознанное применение норм вежливости;
- способность к оценке своего поведения и поведения других в ситуациях, требующих проявлений вежливости.
На основе разработанных критериев мы составили  и провели анонимное анкетирование учащихся 5-6 классов МОАУ ?Гимназия № 4? . Был создан кюар код на тест (Приложение3), поэтому учащиеся честно могли ответить на поставленные вопросы. В опросе приняли участие более 60 учащихся. 
Как показал анализ диаграммы (Приложение 1), большинство  учащихся 5-6 классов, принявших участие в опросе,  имеют представление о вежливости и стараются соблюдать правила вежливого поведения. Самый трудный вопрос оказался № 1 ?Сегодня Ваш сосед сверху решил заняться перемещением мебели. Утром Вы встретили его в лифте. Ваша реакция??. Наименьшее количество опрошенных выбрали ответ ?Вежливо поговорю с ним?. Только 33  из 60 учащихся выбрали этот вариант. В основном выбирали ?Накричу на него за шум? или ?Промолчу и буду пожирать его взглядом?. 
Анализ опроса показал, что несмотря на то, что учащиеся знают правила поведения, но эти правила не стали личностно значимыми, поведение отличается равнодушием или грубостью.
Положительным результатом стало, что примерно менее 10 % ребят не знают, как себя вести вежливо в критичных ситуациях.
 Таким образом, опрос показал, что в Гимназии среди учеников 5-6 классов ведется работа по воспитанию вежливости как на уроках, так и во внеклассной работе различными формами: путём организации проведением ряда внеклассных мероприятий, этических бесед, родительских собраний, экскурсий, тренингов.
При этом необходимо эту работу продолжать, чтобы большинство учащихся стали соответствовать критериям выше среднего и высокого уровня.
Большую помощь в этом окажут уроки иностранного языка, где ученики учат вежливые слова и разыгрывают психологические ситуации в игровой форме.
Литература:
Азбука нравственного воспитания./ Под ред. И.А. Каирова, О.С Богдановой. - М.;Просвещение, 2005. - 368 с.
Академия Вежливых Наук профессора Бонуса / Сост. Н.Б. Хаткина, М.А. Хаткина. – Д :. Сталкер, 1997. - 104 с.?????????????????????????????????????? ~~~
Алферов А.Д. Психология развития школьника. -Ростов н/Д Феникс, 2000.-384 с.
Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: Дрофа, 2003. - 124 с.
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.
Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. -208 с.
Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.
Богданова?? О.С, Петрова? В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах // Начальная школа.? 2001. № 4/ С.57 - 63.
Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). - Екатеринбург: Флинта, 2007. - 192с.
Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.
Болдырев? Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1979. - 168 с.
Большой энциклопедический словарь. - СПб.: Норинт, 2000. - 1470 с.
Вайнер М.Э.? Коррекция неконструктивного поведения школьников с помощью игры // Начальная школа.- 2004.- №1/С.9 - 12.
??? Воспитание и развитие детей в процессе начального обучения.- М.:Просвещение, 1960. - 236 с.
Каримова, М. Р. Лингвистические средства выражения вежливости в английском языке / М. Р. Каримова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 545-547. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81727/ (дата обращения: 06.02.2023).
 Гуссейнова А.А., Кон И.С. Словарь по этике. М.: Политиздат, 2005. – 430 с.
 Ларина Т.В. Категория вежливости в английской и русской коммуникативных культурах. М.: Академия, 2003. – 495 с.
 Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. М.: Олма-Пресс, 2002. - 384 с.
5. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.: ЭКСМО, 1989. -150 с.
www.englex.ru
www/lingua-airlines.ru
https://langformula.ru/englishvocabulary-politeness/