ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА
Составляем маршрут сопровождения формы наставничества
«учитель – учитель»: рекомендации из опыта работы
Верхова Наталья Петровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 2 р.п. Базарный Карабулак Саратовской области»
Я убедился, что, как бы человек успешно не окончил педагогический вуз,
как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте,
то никогда не будет хорошим педагогом; я сам учился у более старых педагогов… А. С. Макаренко
Молодые педагоги, придя на работу в школу, часто испытывают трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности. Перед ними одновременно возникает множество задач, связанных как со знакомством с коллективом и с классом, так и со вступлением в новую должность – учителя. В этот период хорошо, если рядом будет коллега-наставник, готовый поддержать, помочь молодому педагогу.
Тема наставничества привлекала меня всегда. Я понимала, что для качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего учителя необходим план мероприятий и конкретных шагов. Так как на тот момент по наставничеству официальных документов, разработанных методических рекомендаций не было, то мы опирались на следующие документы:
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)
- Положение о методической работе МБОУ «СОШ № 2 р.п. Базарный Карабулак Саратовской области».
А также мной был разработан алгоритм, который включал:
- подборку комплекта диагностических материалов для выявления профессиональных затруднений молодого специалиста;
- проведение диагностики путем собеседования, тестирования и анкетирования по трем направлениям: планирование работы; организация деятельности учителя; контроль деятельности самого учителя и обучающихся (проводился, в том числе, и во время посещения уроков);
ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА
- выявление профессиональных проблем на основе анализа проведенной диагностики, собеседование с молодым педагогом, посещение уроков;
- составление плана работ наставника молодым специалистом на учебный год с учетом выявленных профессиональных проблем;
- разработка карты индивидуального образовательного маршрута молодого специалиста;
- составление методических рекомендаций для организации работы;
- осуществление мониторинга всего периода профессиональной адаптации педагога и разработка рекомендаций по дальнейшей работе;
- анализ результатов работы и обзор опыта работы по наставничеству.
В дальнейшем данный алгоритм и стал основой для разработки моей программы работы наставника и наставляемого, об опыте реализации которой мне бы хотелось рассказать более подробно.
Авторская программа работы наставника и наставляемого
Цель программы: формирование эффективной системы наставничества для поддержки и самореализации молодого педагога, осуществление его профессиональной адаптации к учебно-воспитательной среде; формирование педагогически и методически грамотного учителя.
Задачи:
1. Обеспечить успешное закрепление в школе молодого специалиста.
2. Организовать методическую работу с наставляемым в условиях школы.
3. Мобилизовать внутренние ресурсы педагога на результат успешности в профессиональной деятельности; позиционировать собственный позитивный опыт.
Основная идея: создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивацию к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации.
Ожидаемые результаты:
1. формирование профессионально-компетентной личности наставляемого педагога, владеющей когнитивными, креативными, методологическими и рефлексивными качествами;
2. формирование умений анализировать причины успехов и неудач, осознание необходимости непрерывного профессионального самосовершенствования;
3. реализация участникам программ наставничества свои возможностей, признание собственной компетентности, достижение высоких результатов деятельности;
ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА
Теоретическая значимость: определение основных направлений совершенствования методической деятельности в работе с наставляемым.
Практическая значимость: позитивные изменения профессионально-значимых качеств личности и индивидуально-психологических особенностей наставляемого педагога; помощь в достижении личностно-значимых целей.
Элементы технологий для реализации программы: традиционная модель наставничества, ситуационное наставничество, партнёрское наставничество, виртуальное наставничество.
Алгоритм работы
1. Определяем цель.
2. Проводим аудит себя и своего окружения.
3. Определяем направления профессионального и личного развития. 4. Двигаемся к цели.
5. Планируем самопродвижение.
Алгоритм работы реализуется через 4 направления – шаги: 1 шаг- аудит (адаптация);
2 шаг- активное обучение у наставника; 3 шаг – сотрудничество с наставником; 4 шаг- продвижение.
ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА
Описание опыта реализации программы наставничества 1 шаг- аудит ( адаптация) .
Участникам наставничества должно быть комфортно работать и общаться вместе. Поэтому наставник и подопечный начинают работу с запроса: наставник предлагает помочь или наставляемый обращается за помощью. Подопечный и наставник формулируют цели своих взаимоотношений и определяют виды и формы сотрудничества (проведение диагностики выявления профессиональных проблем). Составляют расписание, периодичность и длительность встреч. Договариваются о границах в общении и темах, которые остаются только между ними. Выбирают удобный способ связи и планируют встречи.
Нами был составлен график работы и индивидуальный маршрут на первый год педагогической деятельности.
Нам необходимо было решить серьезную проблему: большая часть времени начинающего педагога уходила на подготовку к уроку, и, как следствие, возникали перенапряжение, усталость, угасал интерес к работе. Вот с решения этой проблемы и началась работа с молодым педагогом, так как считаю своей задачей дать молодому учителю инструментарий для самостоятельного проектирования урока, отвечающего современным требованиям.
Во-первых, у молодого специалиста вызвало затруднение составление рабочих программ по предметам, которые обеспечивают достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
С этой целью совместно с молодым специалистом подробно изучены программы по учебным предметам, даны рекомендации, оказана практическая помощь в составлении рабочей программы. Упор в процессе работы делался на соблюдение требований к рабочей программе, определение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного учебного предмета и на разработку тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. Здесь моей целью было донести до начинающего педагога необходимость тщательного подхода к составлению рабочей программы, так как она является индивидуальным инструментом учителя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для своего класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего современным требованиям.
Во-вторых, определенные затруднения у начинающего учителя вызвал процесс проектирования урока, соответствующего принципам ФГОС.
С целью решения данной проблемы были проведены консультации, в ходе которых молодой специалист была ознакомлена с особенностями современного урока, акцент был сделан на то, чтобы необходимый образовательный результат получить, необходимо урок направить на развитие личности учащегося. Внимание начинающего педагога было обращено на следующий факт: в свете современного урока учитель – соавтор образовательного продукта, а ученик – активный участник образовательного процесса, деятель.
ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА
Именно поэтому упор был сделан на такие этапы урока как:
-создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками;
- актуализация учениками своих знаний; - поиск решения проблемы учениками;
- применение знаний учениками. Кроме того, нами были рассмотрены:
- современные образовательные технологии, методики и результаты их применения;
- формы работы с обучающимися на уроке;
- система оценивания полученных результатов (затруднение вызывало оценивание письменных работ по русскому языку), а также особенности составления планов современного урокаи конструированияучебного материала. В процессе работы Анжелике Николаевне были предложены опорные таблицы, позволяющие правильно спроектировать урок. Совместно с молодым
педагогом были разработаны отдельные уроки.
Карта индивидуального образовательного маршрута молодого педагога.
Шаг 1 - аудит (адаптация
План Цели – Возможность Сроки Заметки
результаты работы с реализации другими
педагогами школы
Адаптация к Адаптация к новым Руководство В течение Следует как новому месту условиям трудовой школы создает учебного можно чаще работы деятельности; условия для года. обращаться за – приспособление к легкой адаптации помощью к
физическим и молодого более психологическим специалиста опытным нагрузкам; (знакомство с коллегам, в – изучение рабочим том числе и к особенностей кабинетом, руководству управления представление школы. школой; коллективу,
помощь в оформлении
ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА
Установление взаимоотношений
Принятие ролей
Роль классного руководителя
– ознакомление с новыми обязанностями.
Установление контактов:
–с администрацией школы;
– с коллегами;
– с учащимися и их родителями.
Роль учителя
– Умение находить индивидуальный подход к каждому учащемуся;
– выставление оценок в дневники;
документации, знакомит с обязанностями, даёт советы). Опытные педагоги могут дать советы; оказать эмоциональную поддержку начинающему педагогу.
– Усвоение роли педагога;
–принятие педагогической деятельности;
– умение планировать урочное время;
– держать дисциплину на уроке;
– умение применять педагогические технологии;
– оценивать устные и письменные ответы учащихся; –следить за успеваемостью учащихся;
–работа с документацией;
–выставление четвертных и годовых оценок и т.д.
Учителя-предметники могут оказать помощь по вопросам организации урока, внеурочного
В течение учебного года.
В течение учебного года.
Следует выделять свободное время на общение с коллегами и с педагогом-наставником.
Следует чаще обращаться к коллегам с различными вопросами по возникающим сложностям. Это поможет
ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА
– умение следить за успеваемостью учащихся;
–организовывать внеурочную деятельность учащихся;
– проведение бесед с учащимися;
–посещение «неблагополучных» семей;
–следить за посещаемостью;
–работа с документацией и журналами;
–проведение тематических классных часов и т.д.
занятия, по проверке тетрадей и выставлению оценок.
Классные руководители могут дать советы по организации внеурочных мероприятий, классных часов, поделиться опытом работы со «сложными» детьми, семьями.
преодолеть все трудности адаптации.
В мои обязанности на данном этапе входило не только ознакомление начинающего учителя со школой, классом, основными обязанностями и требованиями, предъявляемыми к учителю, но и изучение деловых и нравственных качеств молодого специалиста, его отношения к окружающим, увлечения, наклонности, круга досугового общения. Кроме того, необходимо было проводить обучение, контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодого специалиста учебных занятий и внеклассных мероприятий, оказывать молодому специалисту помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.
Приведем пример заполнения карты по вопросу «Применение педагогических технологий в образовательном процессе».
Этапы Я ПОКАЗЫВАЮ
Я РЕКОМЕНДУЮ
Наставник Уроки с применением современных педагогических технологий
Изучить основные современные
Наставляемый Наблюдает, конспектирует
Изучает
Итог Анализ уроков
Кластер «Современные
ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА
педагогические педагогические технологии технологии»
ДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ Разрабатываем Разрабатываем Разработка уроков технологические технологические с применением карты уроков с карты уроков с современных применением применением педагогических современных современных технологий образовательных образовательных
технологий технологий
ОБОБЩАЮ И Анализ Апробация этапов Проведение МОТИВИРУЮ технологической урока уроков с
карты урока и применением составление различных рекомендаций педагогических
технологий
На данном шаге мы также начинаем сотрудничество ученическими коллективами, создаем актив каждого класса, который начинает активное взаимодействие.
Шаг 2 - активное обучение у наставника.
Наставник разрабатывает проектную идею, анализирует цели проекта и сопоставляет их с потенциалом подопечного, корректирует план действий, делится советами и списком ресурсов, которые помогут наставляемому довести дело до конца.
Рассмотрим образец из тетради по вопросу «Квест- игра, как современная форма педагогической деятельности»
Этапы Я ПОКАЗЫВАЮ
Я РЕКОМЕНДУЮ
ДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ
ОБОБЩАЮ И МОТИВИРУЮ
Наставник Внеурочные занятия, классные часы с элементами квест-игры
Изучить методику проведения квест-игр
Разработка квест-игры «Цветок Добра»
Познакомить коллег с разработкой
Наставляемый Наблюдает
Изучает и выбираетквест-игр
Разработка квест-игры «Цветок Добра» Размещение разработки в чате ОУ и электронном издании УрокРФ
Итог Обсуждение и анализ
Составление тезисов по организации квест- игр Проведение квест- игры
«Цветок добра» Положительные отзывы коллег
Шаг 3 – сотрудничество с наставником
ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА
Это основная фаза работы наставника. Наставничество колеблется между молчанием, короткими встречами и активной поддержкой. Наставник должен поддерживать и помогать подопечному, но не запускать проект за него, поэтому постоянно контролирует свое вмешательство. На этом этапе наставник спрашивает себя: «Насколько здесь нужно мое активное участие?» Подопечный запускает проект, проверяет свои способности и навыки. Если нужно, обращается за поддержкой и советами. Наставляемыйзадает себе вопрос: «Как наставничество удовлетворит мои потребности через самостоятельные действия?»
Пример из тетради «Путь к успеху» по теме «Организация групповой работы»
Этапы Наставник Наставляемый Итог
Я ПОКАЗЫВАЮ Классические Наблюдает Анализ форм формы групповой групповой работы работы
Я РЕКОМЕНДУЮ Изучить новые Изучает новые Сравнительный формы групповой формы групповой анализ и выбор работы работы оптимальных
форм групповой работы
ДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ Выбор метода Выбор метода Проведение фасилитации и фасилитации и мастер класса разработка мастер- разработка «Мировое кафе» класса мастер-класса
ОБОБЩАЮ И Продолжить работу Создание клуба Совместная МОТИВИРУЮ по проведению для учителей работа с
совместных мастер «КОУЧ» учителями ОУ классов через встречи клуба: Креативное
объединение учителей.
Карта индивидуального образовательного маршрута молодого педагога.
Шаг 3 - сотрудничество с наставником (фрагмент из тетради «Путь к успеху»)
План
Педагогический рост (развитие)
Цели – результаты
–Участие семинарах, обсуждениях, встречах;
Возможность работы с другими педагогами школы
в Педагог-наставник помогает молодому специалисту с подготовкой к
Сроки реализации
В течение учебного года.
Заметки
Следует как можно чаще участвовать в семинарах,
ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА
–взаимопосещение уроков;
–участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства;
–прохождение курсовой подготовки и т.д.
выступлениям на различных мероприятиях, а также советует посещать различные курсы повышения квалификации.
форумах, конкурсах, а также своевременно проходить курсовую подготовку.
4 шаг- продвижение.
На последнем этапе наставник переходит от активной работы к наблюдению. Наставник видит результаты своей работы: навыки, которые развил подопечный, результаты проекта, личности и человека. Наставник и наставляемый подводят итоги сотрудничества, дают друг другу обратную связь.
Этапы Наставник Наставляемый Итог Я ПОКАЗЫВАЮ Активная форма Изучает и Инфографика
обобщения систематизирует «Активные формы опыта активные формы обобщения
обобщения опыта опыта» Я РЕКОМЕНДУЮ Разработать Разрабатывает МК Анализ
самостоятельно разработки МК
ДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ Проведение МК Проведение МК на Взаимопосещение на методической методической неделе в и анализ МК неделе в школе школе
ОБОБЩАЮ И Представление Представление МК Тиражирование МОТИВИРУЮ МК перед перед методическим опыта работы
методическим сообществом сообществом
Карта индивидуального образовательного маршрута молодого педагога
Шаг 4 - продвижение (фрагмент из тетради «Путь к успеху»)
План
Формирование собственной системы работы с учащимися
Цели – результаты
– Применять на уроках различные педагогические технологии и методы;
Возможность работы с другими педагогами школы
Учителя-предметники могут предложить молодому специалисту посетить их урок;
Сроки реализации
В течение учебного года.
Заметки
Инициативу, присутствия на уроках коллег; креативность в профессии, чтобы уметь
ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА
– посещать уроки других учителей и перенимать их методы работы;
– применение собственного разработанного проекта, мастер-класса
также коллеги могут поделиться личным опытом.
применять различные педагогические технологии и привносить свое в учебную деятельность.
Таким образом, я проецирую свой опыт на свою подопечную, вместе мы составляем индивидуальную стратегию ее развития и идем к цели по составленному плану. Реализуя одну цель, мы тут же ставим новую. Всю работу с молодым педагогом я строюна плану:я показываю -рекомендую-делаювместе с ней - обобщаю и мотивирую .Это ежедневное сотрудничество , содружество не только нас, как учителей, но и наших учеников. Это консультации, акции, проекты, уроки, совместные мероприятия, издание газеты, создание книги, поездки, мастер-классы, и просто «разговоры по душам». Это постоянный успех, профессиональный рост -мой, как наставника, и ее, как наставляемой.
Заключение
Наставничество, направленное на передачу педагогического опыта от одного поколения к другому, становится эффективным средством сплочения педагогического коллектива. В этом процессе наставник развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень, молодой педагог, в свою очередь, получает знания, развивает умения, повышает свой профессиональный уровень и способности, развивает собственную профессиональную карьеру, учится выстраивать конструктивные отношения с наставником.
Считаю, что правильно выбранные мной формы методического сопровождения позволили начинающему учителю раскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские возможности. А проведение моей работы по формированию традиций наставничества позволило молодому специалисту: отработать усвоенные в период профессиональной переподготовки содержание и методы педагогического сопровождения развития детей; взаимодействия родителей и педагогов школы на практике.
Разработанная и реализованная программа наставничества остается актуальной и в настоящее время, в год педагога и наставника, так как правильно спланированная работа педагога-наставника помогает молодому специалисту достичь гораздо больших успехов, чем можно было бы ожидать, преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии, стать настоящим Учителем.