* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;}

Сотрудничество учителя и родителей

как средство повышения познавательной

активности учащихся

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Момент перехода ребенка из дошкольного учреждения в школу является стрессовым. Переход от игровой деятельности к учебной требует от ребенка определенной готовности. Как взаимодействовать всем нам, чтобы добиться эффективного результата?
В своем классе я постаралась организовать сотрудничество учителя и родителей, чтобы добиться эффективного результата в повышении познавательной активности учащихся. Вот некоторые итоги такого сотрудничества.

Взяв первый класс и просмотрев результаты тестирования детей психологом, я выяснила, что в мой класс идут дети со средним и даже с низким уровнем готовности к школе. При проведении уроков выяснилось, что у этих детей мал словарный запас, они не могут выразить свою мысль, очень пассивны, их ничего не интересует. Я поняла: необходимо так организовать учебный процесс, чтобы дети быстрее адаптировались и у них появился интерес к учебной деятельности, которая для них является новой.
В детском саду основное занятие малышей – игра. Поэтому именно нетрадиционные формы уроков в первом классе являются мостиком от игровой деятельности в детском саду к познавательной – в школе.
Наблюдения показали, что даже на уроках, где дети играют, они затрудняются выразить свою мысль, не уверены в себе, им трудно общаться друг с другом и, главное, они не активны. Ребятам нужны помощники, которые бы их поддержали, с которых они могли бы взять пример. В моей работе такими помощниками стали родители.

Первый совместный урок по чтению «Путешествие в сказку».
По моему совету одна из мам, принеся старинную свечу и этим самым создав атмосферу интереса, рассказала о своей любимой сказке и даже наизусть ее воспроизвела. Вдруг после ее выступления дети стали поднимать руки и рассказывать о своей любимой сказке. Лед тронулся. А когда группа родителей показала детям кукольный театр, то у детей было столько радости. Это выступление подтолкнуло ребят в дальнейшем не бояться участвовать в ролевых играх.
Научить детей высказывать свои мнения и не бояться большой
аудитории очень сложно. Нужна работа в группах. Дети уже в детском
саду играют группами, но в любой группе должен быть лидер, который
может организовать их деятельность. В первом классе еще нет таких детей с организаторскими способностями. Опять на помощь приходят родители. Провели праздник «День рождения класса». Дети были разделены на группы, а в каждой группе главными были назначены родители. Каждая группа должна была выполнить несколько заданий: дать название нашему городу, в котором предстоит жить 4 года, придумать девиз и эмблему. И тут родители опять показали свои организаторские способности. Они сплотили детей в группах, учили их слушать высказывания других, обсуждали, выбирали общее решение. Главное, каждый ребенок высказал свое мнение. Он был услышан. У него появился интерес. Результат был достигнут.
Теперь можно было привлечь родителей как консультантов к работе в группах и на открытых уроках. Так произошло на уроке окружающего мира «Наши верные друзья», на классном часе «Все профессии важны», на занятии «Одуванчик – сорняк, но полезный» и т.д.
У родителей, как и у детей, появился интерес. Но чаще всего принимали участие одни и те же родители. Другие же проявляли закомплексованность. Пришла идея разделить всех родителей на 4 группы по количеству четвертей. Каждая группа сама составляла план работы на четверть. Родители принимали участие в проведении уроков, во внеклассной работе, посещали кружки. Они, как дети, играли, разгадывали шарады, кроссворды, логические задачи. Дети видели интерес родителей и активно включались в данную работу, а родители, в свою очередь, наблюдали за своими детьми, сравнивали с другими, видели, в чем их ребенок затрудняется.
Сотрудничество с родителями способствует повышению познавательной деятельности детей. Они не боятся высказывать свое мнение, учатся сами слушать других и принимать общее решение. Они видят, что родители интересуются их учебой, познавательной деятельностью. В то же время, родители наблюдают за детьми со стороны, получают информацию, как нужно работать с детьми дома, чтобы ребенок был интеллектуально развитым человеком.

Такое сотрудничество приносит большую пользу всем участникам учебного процесса и способствует повышению познавательной активности учащихся.

Шепелева Светлана Владимировна, заместитель директора по учебной работе МБОУ «Борисовская СОШ»