Задуматься о идее сотворчества родителей и ребёнка меня заставила статья арт-педагога, кандидата педагогических наук, Иванова Александра Аркадьевича "Сотворчество как основа успешной социализации". Основная идея её заключается в том, что совместное творчество родителей и ребёнка является способом самореализации ребенка и родителя, фактором обогащения личностно значимых отношений и формирования уверенности в себе. По мнению автора, во время арт-педагогических занятий и любых форм творческого взаимодействия формируется аура взаимопонимания и СОтворчества детей и взрослых, которые начинают лучше чувствовать, понимать и эмоционально сближаться с собственным ребенком! Все детско-родительские объединения живут по принципу семи «П»: Познай, Пойми, Прими, Прости, Полюби, Помоги и Повторяй это каждый день!

В результате взаимодействия в системе «ребенок – родитель – педагог» у детей и взрослых более тонким становится уровень чувствительности, увеличивается сила ощущений, вырабатывается навык самостоятельного принятия решений в условиях повышенной степени свободы выбора. Естественно, приоритетным направлением в работе является формирование духовно-нравственных ценностей семьи.

Сотворчество может быть соавторством, когда группа детей совместно сочиняют, рисуют, собирают техническую модель, анализируют какие-либо художественные произведения, выдавая общий продукт, как результат всеобщих усилий. Сотворчество может быть безличным, когда человек берет результаты чьего-то труда и при исполнении, копировании, использования вносит что-то свое, что придает старым и известным вещам новизну, самобытность. Также сотворчество широко используется как дидактический метод в коллективных формах организации обучения детей, в индивидуальных творческих заданиях, в клубно-кружковой работе и т.д. 

Собственное творчество, творческое взаимодействие с окружающей действительностью просыпается в ребенке очень рано. Ребенок уронил печеньку на стол – и вот, это уже машинка, которая едет по столу. Ребенок разлил молоко – и это мгновенно превращается в лужу или озеро. И в этот момент родитель может подключиться к игре, взяв вторую печеньку и «поехав» по столу рядом. Сотворчеством взрослого и ребенка может быть игра, обучающее занятие, выполнение какого-то дела. Главное в этом – наличие общего пространства, в которое каждый может вносить свои идеи. Один вносит идею, другой ее подхватывает, вносит что-то свое в ответ. И процесс идет.

Для детей ведущая деятельность – это игра. Играя с другими детьми, ребенок тоже ежедневно обучается сотворчеству.

Дети, которые не умеют дружить со сверстниками, обычно не улавливают как раз этот момент совместности. Часто они стремятся сами единолично контролировать процесс игры, все, что в нем происходит. И тогда другие дети просто не понимают, а как же с ним тогда играть?

Немного отступая от темы статьи о взрослых парах, скажу, что детская неспособность дружить вполне корректируется в процессе игровой терапии.

Сотворчество из пространства детских игр постепенно перетекает в процесс выполнения реальных дел.

Таким образом, все мы ко взрослому возрасту накапливаем определенный опыт взаимодействия с другими, преимущественно через борьбу или преимущественно через сотрудничество. Что преобладает? Зависит как раз от тех условий и факторов, о которых я писала выше.

Вернемся теперь к нашей клиентке, которая не представляет себе, как еще можно взаимодействовать с мужем, если не пребывать в бесконечной борьбе.

Здесь встает терапевтическая задача дополнить или заменить одну модель взаимодействия другой.

Что здесь важно? Важно работать с парой. Важно, чтобы пришли оба. Важно, чтобы оба осознали, как сейчас происходит контакт. Важно, чтобы оба допустили мысль, что может быть по-другому. И что в этой новой модели нет места скуке или отчуждению, там есть место ладу и радости.

Что здесь может быть полезным? Исследование вместе с парой их опыта взаимодействия. В нем все равно отыщутся зерна сотворчества, которым нужно создать условия, чтобы они смогли прорасти.

Одно из таких условий – это равенство. Равенство вкладов. Если один говорит о своих желаниях и потребностях, то и для желаний и потребностей второго должно быть место. Если один выражает свои чувства, то и для выражения чувств второго должно быть место. Если один выражает претензии, то и другой должен иметь возможность их выразить. То же самое с пространством для мнений, идей, вариантов решений и действий в текущих ситуациях.

Каждый должен научиться оставлять место для другого. Но и каждый должен научиться принимать свое место и пользоваться своим правом говорить, предлагать, выражать свои чувства, желания и потребности.

Еще одно условие – это развитие терпимости, толерантности к различиям. Развитие в каждом способности легче принимать то, что общие решения часто будут отличаться от того видения, которое первоначально было у каждого.

Третье условие – это возможность совместно проводить время. Сознательное выделение времени и гармоничное его распределение по разным сферам, в которых возможно сотворчество в паре. Это время для совместной созидательной деятельности, это время для совместных удовольствий, это время для разговоров и общения, узнавания друг друга, это время для сексуальных отношений, это время для обсуждения сложных вопросов и важных семейных решений, это время для развития и воспитания своих детей. Для каждой сферы важно выделить свое время.

И где-то там, в перспективе, замаячит то время, когда идея, высказанная одним, будет легко подхватываться другим, может быть, будет развиваться и трансформироваться, и вновь возвращаться в общее пространство. Этот процесс может идти бесконечно, доставляя удовольствие и радость, и так напоминая чем-то детскую игру.