* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Hyperlink {color: #0563C1; text-decoration: underline ;} .Unresolved Mention {color: #605E5C;}

Абдрашитова А.А.

Детский сад Атенеум.kids, Московская область, Истринский район, деревня Борзые.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Образовательная политика России ориентирована сегодня на формирование личностно-ориентированной образовательной среды, способной представить обучаемому свободу выбора собственной образовательной траектории. Одна из особенностей личностно-ориентированной образовательной среды использование принципиально новой, отличающейся от того, что было ранее, материально-технической базы (далее МТБ) обучения. Образовательная среда выстраивается как раз на основе комплекса материально-технических средств. Обновление и улучшение материально-технической базы критически важно для эффективности образования [6].

На сегодняшний день все более актуальным становится вопрос повышения качества школьного образования посредством совершенствования материально-технической базы, необходимости вывода ее на качественный уровень, увеличение значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества. И начинать нужно с дошкольного уровня, поскольку эти годы являются определяющими для становления личности. Здесь можно говорить об активном развитии детей со стороны сразу трех аспектов: физический, социальный, интеллектуальный.

Во-первых, дошкольники активно растут и приобретают важные умения, влияющие на всю дальнейшую жизнь. Они учатся управлять своим телом, обретают физическую силу и ловкость через игру и физические упражнения, что способствует их здоровому развитию.

Во-вторых, в дошкольном возрасте дети начинают осознавать себя как члены социума и учатся коммунициировать с другими людьми. Через ролевые игры дети учатся общаться, взаимодействовать и решать конфликты. Это время, когда они заводят первых друзей и учатся правилам поведения в коллективе.

В-третьих, дошкольный возраст характеризуется высокой обучаемостью благодаря гибкости мозга ребенка. Создание эффективной образовательной среды, где ребенок может познавать и исследовать различные вещи, способствует его интеллектуальному росту. Любые игровые формы обучения чрезвычайно полезны в этом периоде.

Развитие ребенка дошкольного возраста является основой для его будущего обучения в школе и всей последующей жизни. Это время, когда дети активно учатся и формируют свою личность. Поэтому важно создать для них подходящую среду, позволяющую им максимально раскрыть свой потенциал и развить все свои способности.

Первым делом нужно определиться с понятием материально-технической базы. Объекты с нужным оборудованием и различные материально-технические средства формируют материально-техническую базу учебных заведений для качественного образовательного процесса и развития личности в рамках утверждённых учебных планов. За счет современной материально-технической базы в школах создаются условия для поддержания здоровьесберегающей среды, а также для преподавания с использованием современных образовательных методик и технологий.

Современную структуру учебного материально-технического комплекса условно можно разбить на четыре составляющих крупных модуля:

У

чебно-наглядные средства

.

У

чебная техника

.

Т

ехнические средства административно-хозяйственного управления учебным

процессом

.

С

пециализированная мебель и

оргсредства

[1]

.

Для наглядности представим это в таблице.

Учебно-наглядные средства

У

чебники

(обычные и электронные);

С

правочники

и задачники (обычные и электронные)

;

Аудио- и видеофильмы

;

Презентации

;

Плакаты и таблицы.

Учебная техника

Любое дополнительное и вспомогательное оборудование, позволяющее провести учебный эксперимент (штативы, микроскопы, датчики, индикаторы и т.д.)

Технические средства административно-хозяйственного управления учебным процессом

С

истем

а

видео

наблюдения

;

Средства

экстренного оповещения

на объекте

, пожарной и охранной сигнализации

;

Инженерные системы коммуникаций

;

СКУД.

Специализированная мебель и оргсредства.

Аудиторные доски

;

Принтеры и сканеры

;

Учебно-лабораторные столы и стулья

;

Мебель

для хранения

учебных материалов.

В.Л. Назаров определяет материально-техническую базу образовательного учреждения как «совокупность взаимосвязанных составных частей. Этот комплекс включает: помещения, в которых проходят учебные занятия с оборудованными рабочими местами учителя и учащихся; учебно-наглядные пособия и учебное оборудование; профессиональную аппаратуру для презентации информации, оформление школы и кабинетов» [2].

Для гармоничного разностороннего развития дошкольника важно обеспечить необходимую материальную среду, средства которой будут отвечать целям образовательного и воспитательного процесса. Материальная среда общеобразовательной школы должна способствовать:

Развитию творческого мышления

и

креат

ивности

.

Познанию

окружающего

мира в

о всем

его многообразии.

Эффективному

овладению учебными предметами.

Гармоничному физическому и

интеллектуальному

развитию личности.

Если говорить о влиянии материально-технической базы на повышение уровня качества образования, то сначала нужно определиться, что можно вообще считать качеством образования и его показателями. В отечественном педагогическом сообществе есть понимание, что образование должно быть высокого качества, но нет понимания, что же это значит на практике.

Качество образованиякатегория, определяющая состояние и результативность процесса образования в социуме, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии личностных компетенций.

Видится, что это должны быть следующие пункты:

1. Знания и умения учеников.

2. Сформированность общих академических умений и навыков;

3. Отзывы об образовательной программе от учеников и родителей.

4. Эмоциональное благополучие детей в школе.

5. Уровень дисциплины и культуры поведения.

Изучив данные о влиянии модернизации МТБ на уровень качества образования, можно заключить, что эффективная материально-техническая база обладает большими возможностями для улучшения образовательного процесса, особенно среди дошкольников. Результаты многочисленных исследований демонстрируют повышение среднего и максимального баллов в разрезе перечня предметов, сдаваемых в форме ЕГЭ, рост места в рейтинге ВУЗов, улучшение профессиональной подготовки обучающихся и т.д. [3;4;5]. Достаточно мало подобных работ, проведенных среди дошкольников, и это выглядит как перспектива для проведения дальнейших исследований в этой области.

Тем не менее, в заключение важно отметить, что все возможности МТБ будут полностью использованы, только если будут применяться в комплексе с инновационными образовательными методиками и с опорой на индивидуальные особенности учащихся. Также важно обратить внимание на уровень квалификации педагогического состава в вопросах использования современных материально-технических средств и на возможность привлечения инвесторов и партнеров.

Список использованных источников

Болотов

, В.А. О построении общероссийской системы оценки качества

образования / В.А.

Болотов

// Вопросы образования.

2020. — № 1. С. 5-10

.

Назаров

,

В.Л. Модернизация муниципальной системы образования: Монография. — М.: 2019. 120 с.

Рогожин

,

С. А. Материально-техническое обеспечение учебного процесса - необходимое условие качества образования //

Университетское управление: практика и анализ. 2004. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/materialno-tehnicheskoe-obespechenie-uchebnogo-protsessa-neobhodimoe-uslovie-kachestva-obrazovaniya (дата обращения: 17.02.2024).

Совершенствование материально-технической базы

школы, как один из факторов повышения качества

образования

.

Выпускная квалификационная работа

.

//

Громова О.А.

[

Электронный ресурс

]

. — Режим доступа:

http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/3320/1/22Gromova2.pdf?ysclid=lsoij7h4f0612626403

(дата обращения: 16.02.24).

Управление изменениями в школах с низкими образовательными

результатами в 2021 году: успешные практики, проблемы,

перспективы. Сборник материалов регионального методического семинара,

17 декабря 2021 г. /Под ред. А.В.

Кандауровой

, Н.Г.

Миловановой

. –

Тюмень: ТОГИРРО, 2021. – 64 с.

Янсон, М. М. Модернизация материально-технической базы государственных бюджетных общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга / М. М. Янсон. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 292-295. — URL: https://moluch.ru/archive/344/77412/ (дата обращения: 17.02.2024).