Абдрашитова А.А.
Детский сад Атенеум.kids, Московская область, Истринский район, деревня Борзые.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Образовательная политика России ориентирована сегодня на формирование личностно-ориентированной образовательной среды, способной представить обучаемому свободу выбора собственной образовательной траектории. Одна из особенностей личностно-ориентированной образовательной среды — использование принципиально новой, отличающейся от того, что было ранее, материально-технической базы (далее МТБ) обучения. Образовательная среда выстраивается как раз на основе комплекса материально-технических средств. Обновление и улучшение материально-технической базы критически важно для эффективности образования [6].
На сегодняшний день все более актуальным становится вопрос повышения качества школьного образования посредством совершенствования материально-технической базы, необходимости вывода ее на качественный уровень, увеличение значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества. И начинать нужно с дошкольного уровня, поскольку эти годы являются определяющими для становления личности. Здесь можно говорить об активном развитии детей со стороны сразу трех аспектов: физический, социальный, интеллектуальный.
Во-первых, дошкольники активно растут и приобретают важные умения, влияющие на всю дальнейшую жизнь. Они учатся управлять своим телом, обретают физическую силу и ловкость через игру и физические упражнения, что способствует их здоровому развитию.
Во-вторых, в дошкольном возрасте дети начинают осознавать себя как члены социума и учатся коммунициировать с другими людьми. Через ролевые игры дети учатся общаться, взаимодействовать и решать конфликты. Это время, когда они заводят первых друзей и учатся правилам поведения в коллективе.
В-третьих, дошкольный возраст характеризуется высокой обучаемостью благодаря гибкости мозга ребенка. Создание эффективной образовательной среды, где ребенок может познавать и исследовать различные вещи, способствует его интеллектуальному росту. Любые игровые формы обучения чрезвычайно полезны в этом периоде.
Развитие ребенка дошкольного возраста является основой для его будущего обучения в школе и всей последующей жизни. Это время, когда дети активно учатся и формируют свою личность. Поэтому важно создать для них подходящую среду, позволяющую им максимально раскрыть свой потенциал и развить все свои способности.
Первым делом нужно определиться с понятием материально-технической базы. Объекты с нужным оборудованием и различные материально-технические средства формируют материально-техническую базу учебных заведений для качественного образовательного процесса и развития личности в рамках утверждённых учебных планов. За счет современной материально-технической базы в школах создаются условия для поддержания здоровьесберегающей среды, а также для преподавания с использованием современных образовательных методик и технологий.
Современную структуру учебного материально-технического комплекса условно можно разбить на четыре составляющих крупных модуля:
У
чебно-наглядные средства
.
У
чебная техника
.
Т
ехнические средства административно-хозяйственного управления учебным
процессом
.
С
пециализированная мебель и
оргсредства
[1]
.
Для наглядности представим это в таблице.
В.Л. Назаров определяет материально-техническую базу образовательного учреждения как «совокупность взаимосвязанных составных частей. Этот комплекс включает: помещения, в которых проходят учебные занятия с оборудованными рабочими местами учителя и учащихся; учебно-наглядные пособия и учебное оборудование; профессиональную аппаратуру для презентации информации, оформление школы и кабинетов» [2].
Для гармоничного разностороннего развития дошкольника важно обеспечить необходимую материальную среду, средства которой будут отвечать целям образовательного и воспитательного процесса. Материальная среда общеобразовательной школы должна способствовать:
Развитию творческого мышления
и
креат
ивности
.
Познанию
окружающего
мира в
о всем
его многообразии.
Эффективному
овладению учебными предметами.
Гармоничному физическому и
интеллектуальному
развитию личности.
Если говорить о влиянии материально-технической базы на повышение уровня качества образования, то сначала нужно определиться, что можно вообще считать качеством образования и его показателями. В отечественном педагогическом сообществе есть понимание, что образование должно быть высокого качества, но нет понимания, что же это значит на практике.
Качество образования — категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в социуме, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии личностных компетенций.
Видится, что это должны быть следующие пункты:
1. Знания и умения учеников.
2. Сформированность общих академических умений и навыков;
3. Отзывы об образовательной программе от учеников и родителей.
4. Эмоциональное благополучие детей в школе.
5. Уровень дисциплины и культуры поведения.
Изучив данные о влиянии модернизации МТБ на уровень качества образования, можно заключить, что эффективная материально-техническая база обладает большими возможностями для улучшения образовательного процесса, особенно среди дошкольников. Результаты многочисленных исследований демонстрируют повышение среднего и максимального баллов в разрезе перечня предметов, сдаваемых в форме ЕГЭ, рост места в рейтинге ВУЗов, улучшение профессиональной подготовки обучающихся и т.д. [3;4;5]. Достаточно мало подобных работ, проведенных среди дошкольников, и это выглядит как перспектива для проведения дальнейших исследований в этой области.
Тем не менее, в заключение важно отметить, что все возможности МТБ будут полностью использованы, только если будут применяться в комплексе с инновационными образовательными методиками и с опорой на индивидуальные особенности учащихся. Также важно обратить внимание на уровень квалификации педагогического состава в вопросах использования современных материально-технических средств и на возможность привлечения инвесторов и партнеров.
Список использованных источников
Болотов
, В.А. О построении общероссийской системы оценки качества
образования / В.А.
Болотов
// Вопросы образования.
–
2020. — № 1. С. 5-10
.
Назаров
,
В.Л. Модернизация муниципальной системы образования: Монография. — М.: 2019. 120 с.
Рогожин
,
С. А. Материально-техническое обеспечение учебного процесса - необходимое условие качества образования //
Университетское управление: практика и анализ. 2004. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/materialno-tehnicheskoe-obespechenie-uchebnogo-protsessa-neobhodimoe-uslovie-kachestva-obrazovaniya (дата обращения: 17.02.2024).
Совершенствование материально-технической базы
школы, как один из факторов повышения качества
образования
.
Выпускная квалификационная работа
.
//
Громова О.А.
[
Электронный ресурс
]
. — Режим доступа:
http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/3320/1/22Gromova2.pdf?ysclid=lsoij7h4f0612626403
(дата обращения: 16.02.24).
Управление изменениями в школах с низкими образовательными
результатами в 2021 году: успешные практики, проблемы,
перспективы. Сборник материалов регионального методического семинара,
17 декабря 2021 г. /Под ред. А.В.
Кандауровой
, Н.Г.
Миловановой
. –
Тюмень: ТОГИРРО, 2021. – 64 с.
Янсон, М. М. Модернизация материально-технической базы государственных бюджетных общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга / М. М. Янсон. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 292-295. — URL: https://moluch.ru/archive/344/77412/ (дата обращения: 17.02.2024).