Совершенствование содержания, форм и методов работы
гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения
в современных условиях в образовательной организации
Великий педагог неоднократно говорил, что патриотизм не появляется сам по себе – «подвиги великодушия, патриотизма, любви к человечеству не создаются сами по себе, а требуют воспитания…» А для того, чтобы воспитать патриота, нужно чтобы ребенок знал свою историю, понимал культуру и язык народа.
Ушинский советовал знакомить детей с историей своего народа, с достижениями культуры, как материальной, так и духовной. Сделать это можно через изучение устного народного творчества, путем использования народных игр, достижений прикладного искусства, через знакомство с произведениями мастеров всех жанров и видов искусства: живописи, графики, скульптуры, архитектуры, танца, балета, музыки, театра и многого другого. Через знакомство с богатством собственной культуры ребенок постепенно осознает свою национальную и культурную принадлежность.
Понятие «патриотическое воспитание» тесно связано с понятием «патриотизм», сущность которого заключается в формировании личности человека-патриота, любящего свое Отечество, преданного своему народу, всегда действующего во имя своей Родины, желающего, умеющего защищать ее, готового на жертвы и определенные лишения ради её процветания.
Патриотизм изначально появился как естественное чувство самосохранения человека, который стремится защитить своих сородичей, свое жизненное пространство, территорию. Позже в сознании каждого человека формируются чувства гордости и привязанности к земле, на которой родился и вырос. Следовательно, патриотизм (от греч. patris – родина) – это «любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа, готовность подчинить свои личные интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать её».
Гражданско-патриотическое направление трактуется как целенаправленный, сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и управления деятельностью обучающихся по овладению социально-культурным, социально-политическим, экономическим, морально-этическим опытом демократических отношений посредством участия в социально одобряемых проектах, гражданско-правовых акциях, благотворительных мероприятиях, укрепляющих толерантность к разным категориям сограждан, и через получение медиаобразования. Военно-патриотический аспект воспитания подразумевает прежде всего формирование качеств и навыков, которые нужны для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных сил Российской Федерации; а также осмысление и осознание молодыми людьми своей роли и места в служении Отечеству. Данное направление включает воспитание на воинских традициях, музейную педагогику, участие в исторических реконструкциях и специальных компьютерных играх военно-патриотической тематики.
Патриотическое воспитание в современной школе реализуется с помощью разнообразных форм и методов.
Большую роль в воспитании патриотизма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Прежде всего, это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине. Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.
В педагогической науке выделяются следующие методы воспитания, которые полностью применимы и к патриотическому воспитанию:
Методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, дискуссия)
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения личности (упражнение, приучение, педагогическое требование, поручение, воспитывающие ситуации, общественное мнение);
Методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение);
Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании (контроль, самоконтроль, самооценка)
Задачей образования в настоящее время становится не дидактически-назидательное приобщение к ценностным установкам, а воспитание готовности делать сознательный выбор в пользу выработанных в культуре позитивных ценностей, обеспечивающей необходимую пластичность личности и толерантность в социальных коммуникациях. Следует учитывать, что современный ребенок находится в поле самых разнородных и разнокачественных влияний и воздействий формальных и неформальных общественных институтов, которые предлагают, а чаще – навязывают свои смыслы, ценности, ориентиры. Соответственно, поиск путей формирования человека с устойчивой системой нравственных ориентиров, уважительно относящегося к прошлому и настоящему своей страны, готового нести ответственность за свои действия, приобретает особую значимость.
Одной из причин кризиса современного образования в целом и воспитательных систем в частности считается поколенческий разрыв между педагогами, родителями и детьми. Его преодолению может способствовать знание особенностей и мировоззренческих установок различных возрастных групп. В теории поколений устоявшимися определениями различных генераций стали «поколение Х», «поколение Y», «поколение Z», отличительными характеристиками которых называют потребительские ориентиры и овладение цифровыми технологиями. Противоречивое отношение ученых к теории поколений У. Штрауса и Н. Хоува, попытки адаптировать результаты их исследования к российской социокультурной ситуации, сложности в описании, связанные с конкретно-историческими реалиями и индивидуальными особенностями отдельных людей – все это сегодня присутствует в психолого-педагогических исследованиях. Однако при всей неоднозначности предлагаемой теории нельзя не согласиться с тем, что современные дети разнятся со своими родителями и учителями не только возрастом, но и личностными характеристиками, которые вы видите на экране.
Для успешного взаимодействия с современными детьми необходимо определить, какие воспитательные принципы будут восприниматься ими естественно и позитивно. В воспитательных стратегиях существуют два прямо противоположных вектора: согласно первому, воспитание должно воспроизводить уже наработанные в истории педагогики формы и методы воздействия, согласно второму – нужно искать новые решения, создавая инновационные «воспитательные продукты». У сторонников каждого из этих подходов – своя правда. Задача состоит в том, чтобы установить ориентиры воспитательной деятельности, соединив в социокультурном пространстве новые тенденции и традиции, сформированные в прежние годы
Среди форм организации патриотического воспитания следует выделить следующие формы, вы их видите на экране: классные часы, торжественные линейки, экскурсии, военно-спортивные игры, конкурсы, викторины, ролевые игры, встречи со знаменитыми земляками, мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины, празднование памятных дат, проведение выставок, просмотров видеофильмов, проведение конкурсов военно-патриотической песни, посещение воинской части, обращение к государственной символике, сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн, знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ, социальные акции и др.
Эти формы мы все используем в своей работе.
В педагогической науке существуют различные типологии направлений работы по патриотическому воспитанию.
Так А.Н.Вырщиков в патриотическое воспитание включает следующие направления:
духовно-нравственное
историко-культурное
гражданско-правовое
миротворческое направление
экологическое направление
краеведческое
военно-патриотическое
Данные направления ориентированы, прежде всего, на активное участие в политических и правовых событиях, процессах общества и государства, а также в области военной политики, на соблюдение и выполнение основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, на формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга.
Реализация данных направлений включает в себя следующие виды деятельности:
ознакомление с законами государства
строгое соблюдение обязанностей гражданина РФ
знакомство с правами гражданина РФ
ознакомление с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества
осознание положений Военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц.
Миротворческое направление
Современные реалии жизни, неспокойная обстановка в мире требуют специального обращения к проблеме миротворчества в рамках воспитательного процесса в школе. Мир в данном контексте рассматривается как ценность, как условие жизни и как фактор жизнеобеспечения человечества, людей и конкретного человека – личности.
Ценности терпимости: взаимопонимание, взаимоуважение и позитивная коммуникация (в широком смысле слова), будучи основой прав человека, позволят обеспечить права ребенка.
Именно школа является одним из важнейших институтов воспитания такого качества нравственного аспекта как терпимость.
С целью воспитания в подрастающем поколении обучающихся терпимого отношения к сверстникам, людям разных национальностей и конфессий предлагается создание волонтерских клубов в школах. В рамках работы клубов реализуются проекты, предполагающие проведение тренингов, мероприятий среди сверстников, направленных на распространение идеи миротворчества и ненасильственного разрешения конфликтов, изготовление информационных буклетов, создание тематических видео роликов, проведение благотворительных акций и другое.
Экологическое направление
Перед современной системой образования остро стоит вопрос о приоритетном значении экологического и нравственного воспитания и становления личности, которая бы заботилась не только о своём собственном совершенствовании, саморазвитии, благополучии, но и прониклась бы заботой об окружающей природе, близких и родных людях, мире, человечестве. Воспитанная личность формирует отношение к собственным экологически целесообразным действиям и решает для себя вопрос об их правомерности. Понятие доброты, жалости, отзывчивости, человечности применительно к природе приобретает новое, более глубокое содержание. Поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы разбудить эти чувства в каждом ребенке. Не случайно Н.А. Городецкая, Т.В. Денисова и др. отмечают, что человек будет готов и способен ответственно относиться к окружающей среде, будет вести себя нравственно по отношению к природе только в том случае, когда в процессе экологического воспитания научные знания сочетаются с личным участием в природоохранной деятельности и пропаганде современных идей по оптимизации отношений общества и природы.
Осознание серьёзных проблем современной цивилизации выдвигает новые задачи перед образованием, поскольку именно оно является одним из решающих факторов, изменяющим сознание личности, стабилизирующим и гармонизирующим отношения человека и мира, развивающим чувство ответственности за всё живое, стремление к сознательной и планомерной деятельности по спасению и развитию природы, культуры, жизни. Как социально-педагогическая задача сегодня актуализирует формирование сознательного, ответственного отношения учащихся к природе, что должно пронизать все направления планирования, организации и контроля в работе школы: в общешкольных планах и документах классных руководителей, в системе идейно политической, трудовой, нравственной, эстетической и физической подготовки учащихся.
Патриотическое воспитание учащихся начинается с познания малой Родины. Любовь к родному краю и стране очень важно прививать с раннего детства. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы не жили, на каком бы языке не говорили, Россия – наша общая единственная Отчизна. Но у каждого из нас есть и свой, милый сердцу уголок, где ты сделал свои первые шаги, учился, получил путёвку в жизнь. Это место несравнимо ни с чем другим. Это наша Малая Родина.
Краеведение воспитывает у школьников причастность к истории своих предков, заставляет задуматься о прошлом и настоящем через поиск, исследования, изучение традиций и обычаев родного края, познание своих корней, неразрывной связи с предшествующими поколениями, т. е. формирует те ценности, которые необходимы именно сегодня: патриотизм, духовность, национальное самосознание. Но сопричастность к прошлому и настоящему невозможно воспитать только словами или передачей знаний: нужны более тонкие и эффективные подходы и средства, способные возбуждать, волновать, вызывать истинно высокие чувства и переживания, которые формируют эмоционально-ценностное отношение личности к действительности.
Учитель, воспитатель, должны хорошо знать свой край (область, регион), систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Занимаясь краеведческой работой с детьми и подростками, педагог в первую очередь повышает свой интеллектуальный уровень и более глубоко овладевает профессиональной компетенцией.
В процессе краеведческой работы учащиеся усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.
В школьном краеведении следует иметь в виду его учебную ценность. В связи с этим выделяют учебное краеведение (его содержание и характер определяются учебной программой) и внепрограммное краеведение, задачи и содержание которого строятся в соответствии с планом воспитательной работы школы. Работы, связанные с учебным краеведением, проводятся в классе и вне класса, например, на пришкольном участке, во время учебной экскурсии или в походе. Но в таком виде учебной деятельности предполагается обязательное участие обучающихся всего класса. Во внепрограммном краеведении ребята принимают участие на добровольных началах. Это туристские походы по родному краю, школьные экспедиции, археологические раскопки, организация экспозиций школьного музея и другие виды краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.
Учебное краеведение преследует две задачи: всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала; использование этого материала в преподавании учебного предмета. Решение первой задачи открывает путь второй. Обязательное использование в преподавании приобретенных краеведческих знаний — главное назначение школьного краеведения.
Вадим Сергеевич Кукушин (род. 24.02.1939, Таганрог) — российский учёный, профессор педагогики.
Сегодня в литературе описаны критерии патриотической воспитанности:
- целенаправленность (молодые люди имеют цель в жизни, добросовестно относятся к получению образования, определились с выбором дальнейшей профессии);
- дисциплинированность (нарушения дисциплины не характерны);
коллективизм (деятельность коллектива неотделима от жизнедеятельности личности);
- здоровый образ жизни (отказ от курения, употребления спиртных напитков и наркотических средств, активные занятия физической культурой и спортом);
- патриотическая деятельность (осознанное активнее участие в практических мероприятиях патриотической направленности), а также описаны уровни патриотической воспитанности:
Уровни патриотической воспитанности:
- низкий уровень (для молодёжи этого уровня целенаправленность жизни не является главной определяющей; молодые люди пассивно или отрицательно относятся к военной службе; в случае столкновения с ситуациями, требующими морального и физического напряжения, нередко проявляется желание отступить от достижения цели);
- средний уровень (молодые люди имеют цель в жизни; серьёзно относятся к выполнению своего долга перед Отчеством; имеют понятие о патриотизме, но не проявляют высокую активность при выполнении общественных поручений; склонны игнорировать мнение коллектива);
- высокий уровень (патриотизм и интернационализм для молодых людей являются главными определяющими в их жизни; они имеют активную жизненную позицию и правильное представление о своём предназначении в обществе; молодёжь осознаёт необходимость выполнения своего долга перед Отечеством; мнение коллектива играет важную роль; здоровый образ жизни является определяющим дела и поступки).
Исходя из этого, определены пути совершенствования системы патриотического воспитания:
- формирование мировоззрения молодёжи через обогащение патриотическим содержанием её жизнедеятельности при взаимодействии всех субъектов патриотического воспитания;
- практико-ориентированная направленность средств патриотического воспитания;
- использование воспитательного потенциала культурно-исторических особенностей региона в целях патриотического воспитания молодёжи;
- прикладная физическая подготовка с целью формирования жизненно важных двигательных умений и навыков, развития специальных физических качеств, укрепления здоровья и повышения работоспособности человека;
- осуществление систематического контроля за процессом патриотического воспитания молодёжи органами муниципальной государственной власти.
Однако сколько бы не было различных видов патриотического направления воспитания, всегда следует помнить, что формирование такого сложного и многогранного чувства, как любовь к Родине, осуществляется на основе развития определенных индивидуально-психологических характеристик и жизненных ценностей у ребенка, что необходимо начинать развивать уже с раннего возраста.
Следовательно, первыми, кто закладывает основы патриотического воспитания, выступают родители. Именно они являются наставниками ребенка в становлении его как гражданина и патриота своего родного края. Через семью ребенок осознает свою причастность к большой и малой Родине, знакомится с традициями и культурой народа, представителем которого является он сам и его родители. В семье ребенок осваивает свой родной язык. Семья оказывает влияние на детей своим образом жизни.
Опираясь на эти положения, школа продолжает формировать чувства патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Важной частью работы по воспитанию патриотизма является формирование у детей представления о людях родной страны, тех людях, которые прославили нашу Родину.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию строится на основе следующих принципов:
Активное стремление к выполнению социально значимых функций в различных сферах общества.
Потребность приобретать новые знания и глубоко разбираться в разнообразных процессах, явлениях, умение оценивать обстановку, осознание и видение своих достоинств и недостатков
Принцип системности. Воспитание успешно, если оно системно. Только через системный подход к организации жизнедеятельности образовательного учреждения можно обеспечить целостность становления личности воспитанника.
Принцип гуманистической направленности и целеустремленности воспитательного процесса. Означает приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Принцип уважения индивидуальности личности. Если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются.
Принцип коллективной деятельности. В правильно организованной коллективной деятельности формируется чувство ответственности за порученное дело, его результат; проявляются лидерские качества, умение сотрудничать с другими.
Принцип разумной требовательности. Основывается на развитии правового самосознания, правовой культуры всех участников образовательного процесса. Можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других.
Принцип возрастного подхода. Каждый возрастной период позитивно отзывается на определенные формы и методы воспитательного воздействия.
Принцип стимулирования самовоспитания. Каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов – создать такие условия, в которых ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности.
Принцип связи с реальной жизнью. Дела, организуемые и проводимые в школе, должны соприкасаться с реальными делами города, района, области, страны. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо.
Принцип согласования. Все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для сотрудничества детей друг с другом, детей и их родителей, формирования толерантного отношения к другим людям.
Структура патриотического воспитания состоит из трех компонентов: патриотических убеждений, сознания и деятельности.
К патриотическим убеждениям относятся:
1 признание определяющей роли народа и Родины в жизни человека;
2 признание способности российского народа защищать собственное государство и играть важную роль в международных отношениях;
3 вера в будущее России и ее народа;
4 вера в несокрушимость, силу, стойкость, мощь и справедливость родного государства;
5 вера в неисчерпаемые силы, талант, неповторимость, трудолюбие российского народа.
Патриотическое сознание включает:
1 любовь к России, историческому и самобытному образу своего народа;
2 веру в духовную силу народа и его предназначение;
3 силу воли и ответственность за то, чтобы народ России занял почётное место в цивилизованном мире;
4 систему поступков, что является следствием любви к Родине;
5 умение осмысливать историю, культуру, искусство, ценности, мораль, обычаи, обряды, символику своего народа;
Патриотическая деятельность предполагает:
1 осознание глубокой связи с народом, участие в его делах, забота о его благе;
2 сохранение и приумножение культуры, традиций, обычаев, обрядов родной страны;
3 знание символов своей Родины;
4 деятельность, направленную на утверждение государственности своего народа, укрепление своего государства и готовность ее отстаивать;
5 знание истории своего рода, народа, уважение к родным местам, почитание памяти героев родного края и страны;
6 добросовестное выполнение своих обязанностей в обучении, умение творчески работать.
В заключении хотелось сказать:
Совершенствование процесса воспитания – одна из важных задач современного образования. При этом особое внимание должно быть уделено патриотическому воспитанию, как приоритетному, целью которого является осознание школьниками своего патриотического долга, основанного на уважении к согражданам, истории и культуре родной страны, уважения к другим нациям и гуманистической морали, выражающейся в разносторонней помощи людям, сохранении природного богатства и культурно-исторического наследия Родины.
Это требует осмысления учителем и воспитателем задач и содержания патриотического воспитания школьников, усвоения представлений о назначении, принципах, функциях, особенностях данной деятельности и овладения ее педагогическим инструментарием, положительного, мотивированного ценностями патриотизма личностного отношения.
Важной стороной содержательной зрелости организации патриотического воспитания в школе является его включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную.
Деятельность педагога по организации патриотического воспитания в современной школе строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов.
Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле.
Особая роль в патриотическом воспитании отводится семье, поэтому также важна работа педагога с родителями.
Есть белый цвет и есть цвет синий.
И красный – сколько красоты!
В нем белизна твоих буранов
И синева твоих озер.
Твои надежды, муки, раны
И вечный огневой задор.
Россия – тройка, песня, птица.
Страна с особенной судьбой.
Должна Россия возродиться,
И возродимся мы с тобой!
Руководитель методического объединения:
Тарбеева Е.В.