СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УРОКА МУЗЫКИ В ШКОЛЕ
ЧЕРЕЗ ДИАГНОСТИКУ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ,
ПРОГРАММУ И МЕТОДИКУ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ
Проблема наблюдения за развитием детей в соприкосновении их с музыкой и окружающим миром является по своей сути равноценной проблеме обучения детей музыке и воспитания детей музыкой. Важность диагностики определяется и тем, что, провозглашая ориентированность учебно-воспитательного процесса на развитие личности ребенка, мы не можем отказаться от вопросов: каков современный ребенок, что его волнует, что он слышит вокруг себя? Т. е. необходимо попытаться разобраться в проблеме «что такое ребенок в музыке и живет ли музыка в ребенке», попробовать нарисовать музыкально-педагогический портрет современного ребенка.
Когда мы говорим о музыкальной культуре как части всей духовной культуры, то подчеркиваем, что становление ребенка, школьника как творца, как художника (а это и есть развитие духовной культуры) невозможно без развитияфундаментальных способностей — искусства слышать, искусства видеть, искусства чувствовать, искусства думать (вне гармонии — вижу, слышу, чувствую, думаю, действую).
Многолетнее исследование убедило нас в том, что музыкальная культура как часть духовной культуры понимается педагогами в основном с акцентом на первую часть формулировки — воспитание музыкальной культуры. Вторая же ее часть — как часть духовной — рассматривается скорее как красивое окончание формулировки цели, ставшее своего рода «крылатой фразой». Именно недооценка духовной основы музыкального образования и не позволяет качественно развивать музыкальную культуру детей (пожалуй, и педагогов в том числе). Нередко после концерта мы можем услышать, например, такую оценку: «Как безграмотно играл исполнитель Моцарта...», — менее всего подразумевающую то, что исполнитель не знает музыкальной грамоты, — ведь он окончил консерваторию, — а «предъявляюшую претензии» к душевному следу, который оставила его игра. По аналогии с этим у любого учителя-музыканта уровень музыкальной культуры также не находится в прямо пропорциональной зависимости от полученного музыкального образования. дело не в профессионализме, а в духовном слое музыкальной культуры. Этот слой — не знаниевый, а внутренний, ЛИЧНОСТНЫЙ, одухотворяющий опыт общения с искусством.
Поясним на примере. На конкурсах «Учитель года России» 1996 и 1997 гг. из 15 учителей искусства, хорошо владеющих профессиональными приемами хорового пения, игрой на музыкальных инструментах, умело находящих взаимосвязи с Литературой, изобразительным искусством только один (!) учитель вплотную подошел к сущности урока музыки как урока искусства. Ему удалось остановить прекрасное мгновение общения с музыкой, заставившее и детей, и взрослых ощутить сопричастность содержанию музыки и такое духовное родство с ней, что возникла пауза, которую хотелось держать, чтобы не разрушить это мгновение.
А что же, другие уроки выглядели хуже, не было результата? А что считать результатом? Добытая информация, полученный хоровой навык, узнанная мелодия, хорошо спетая песня? А может быть, как раз это мгновение, когда от душевного потрясения за- хотелось молчать?..
Здесь нужно говорить о душевности как основе урока музыки и вообще любой формы приобщения к ней. Тогда учителю музыки мало иметь определенный уровень музыкальной выученности, он должен обладать именно музыкальнойкультурой, исходящей из его духовного мира. И он должен уметь вскрыть воспитательный потенциал мировой музыкальной культуры, который заключается, прежде всего, в духовности. Без этого школьные уроки музыки превращаются в «профессиональную суету» по поводу музыки. Вероятно, эта последняя фраза может в большой мере отразить тенденциюсовременного преподавания музыки в школе на волне «обновления содержания музыкального образования».
В связи с этим отдельный вопрос: что требуется от учителя музыки в рамках «интегративных курсов искусства», уроков на основе межпредметных связей (как они назывались в недалеком прошлом)? От него требуется, чтобы он и стихи читал, и показывал слайды, картины, и иллюстрировал музыку хореографическими движениями, и проводил параллели с литературой, архитектурой и пр., — и все это еще и в русле определенной воспитательной задачи. Но подумаем: если учитель музыки все же на уроке музыки не покажет картинку, не прочитает стихов, не сравнит музыку с архитектурой — «застывшей музыкой», — то за него это могут сделать другие учителя.
Но если учитель не заострит собственно музыкальную проблему, не дойдет с детьми до сущности музыкального явления как художественного отражения, «художественной модели» жизненного явления в его нравственно-эстетической человеческой оценке, не успеет прочувствовать музыку и вслушаться со школьниками в ее ткань, то этого за него в школе не сделает никто! Общеобразовательная школа настоятельно требует учителя-музыканта, способного проложить детям путь всуть музыки, дать им то, что не могут восполнить никакие «интегративные курсы» преподавания искусств, — проникновениесобственно в музыку.
По всему этому, и как следствие применения в массовом музыкально образовании новых педагогических технологий, проблем наблюдения за развитием детей в соприкосновении их с музыкой и окружающим миром по своему значению является равноценной проблеме обучения музыке.
По своей сути она двуедина: что такое «ребенок в музыке в живет ли музыка в ребенке» и каков музыкально-педагогический портрет современного ребенка. Понятно, что в ней на первый план выступает не «слежение» за приобретаемыми на музыкальных занятия знаниями, умениями и навыками (важность которых не отрицается), а выявление тех изменений, которые происходят в духовном мире ребенка под воздействием музыки. Структура понятия «музыкальная культура» весьма разнообразна в ней можно выделить множество компонентов, которые имею различные по степени значимости содержательные наполнения Задача не в том, чтобы выделить как можно больше компонентов а в том, чтобы найти такие стержни, такие составляющие которые отражали бы самое существенное в музыкальной культуре, в динамике ее развития. В исследовательской практике накоплено достаточное количество различных методик, замеров по различным параметрам музыкального развития: уровень певческого развития, навыки восприятия современной, народной, классической музыки; уровень творческой активности детей в различны видах музыкальной деятельности и пр. Но развитость, продвинутости детей в разных сторонах постижения музыки все же в сумме не составляют музыкальной культуры (тем более, как части духовной). Поэтому подчеркнем: компоненты музыкальной куль— туры должны быть обобщенными, они должны содержательно выражать самое существенное в ней, стать общими по отношению к частному — специальным знаниям — и определять как стратегию работы по формированию музыкальной культуры, так и стратеги исследовательского поиска по выявлению уровня ее сформированности Компоненты музыкальной культуры не могут быть независимыми, а только взаимосвязанными, т. е. исходить из общего основания, выражать некоторое генетическое отношение музыкального искусства, музыкальной культуры школьника и самого процесса ее формирования. Таким основанием, по нашему убеждению, могут и должны выступать те новообразования в духовном мире ребенка, которые развиваются благодаря преломлению в его мыслях и чувствах нравственно-эстетического содержания музыки и позволяют выявить степень причастности личности к духовной культуре человечества. Что касается компонентов, то их три: музыкальный опыт, музыкальная грамотность, музыкально-творческое развитие школьников. Рассмотрим каждый из них. Музыкальный опыт школьников. Это наиболее видимый, самый первый «слой» музыкальной культуры, дающий общее представление о музыкальных интересах ребенка, его пристрастиях, широте музыкального (и жизненного) кругозора. Он свидетельствует об определенной ориентировке (или об отсутствии ее) как в совокупности ценностей музыкального наследия прошлого — классики, музыкального фольклора, — так и в современной окружающей музыкальной жизни. Он отражает также и определенные навыки музицирования. Основными критериями наличия опыта в нашем исследовании выступают: — уровень общей осведомленности о музыке, — наличие интереса, определенных пристрастий и предпочтений, — мотивация обращения ребенка к той или иной музыке — что ребенок ищет в ней, чего ждет от нее. Одна часть методик, позволяющих определить музыкальный опыт ребенка, направлена на выяснение понимания им места музыки в жизни людей, в его собственной жизни: какое место он отводит в своем опыте серьезной музыке, народной музыке, фольклору, современным образцам музыкального искусства всех форм и жанров; есть ли в его опыте определенные навыки музицирования (в самом широком смысле слова), какая музыкальная среда его окружает, каков его музыкальный быт. Конечно, самое главное — выяснить, что ребенок ждет от музыки, что ищет в ней. Ответ на этот вопрос надо искать в сфере духовных накоплений (если они у него есть). Направленная на выявление духовных образований методика имеет три варианта: 1) встречи с музыкой на уроке, 2) музыка для домашней фонотеки, З) музыка для друзей. В методикеВстреча с музыкой на уроке учащимся предлагается составить программу заключительных уроков четверти, года по собственному выбору и при этом объяснить, почему они отдают предпочтение той или иной музыке. Это задание может быть предложено школьникам и во внеурочное время в воображаемой ситуации: «Если бы ты был учителем музыки, какие произведения ты бы выбрал на заключительный урок четверти, года, что бы ты хотел ею рассказать детям?» При обработке полученных данных наивысшую оценку получают ответы детей, которые в программу урока включили музыку разных форм и жанров, ту, что они слышали не только в классе, но и вне его. Главное в этой методике — значимый мотив обращения к тем или иным произведениям. Во внимание принимается и обширность детской информации — сведения о композиторе, авторе поэтического текста, знакомство с историей создания произведения, с его жизненным содержанием, наличие вариантов собственной интерпретации, способность напеть или наиграть мелодии произведений и т. д.
Методика Музыка для домашней фонотеки связана с воображаемой ситуацией, например: «Тебе представилась возможность побывать на фирме «Мелодия», которая производит запись музыки. Какую музыку ты выберешь, чтобы слушать в кругу семьи?». Критерии оценки те же, что и в предыдущей методике.
Методика Музыкальная программа для друзей также связана с выявлением у ребят предпочитаемой музыки, но в такой ситуации, когда надо составить программу музыкального вечера-концерта для сверстников, одноклассников. Обработка результатов проводится так же. дополнит изучение музыкального опыта школьников небольшая беседа с каждым ребенком, в процессе которой появляется возможность уточнить некоторые детали, получить дополнительные сведения о волнующих ребенка направлениях современной музыкальной жизни. Вот какими могут быть вопросы для детей:
Как ты относишься к музыке?
для чего музыка нужна в жизни?
Какие музыкальные произведения ты знаешь, какие из них самые любимые?
Что ты поешь в классе, какие песни ты знаешь?
Где ты слушаешь музыку (телевидение, радио, концерты)?
Встречаешься ли ты с музыкой в школе кроме урока? Где?
Любишь ли ты петь дома? Что поешь?
Поют ли твои родители дома, в гостях? Что поют?
Какую музыку ты слушал последний раз с родителями? Где?
Какие музыкальные передачи за последнее время тебе понравились? Почему?
Большую роль в исследовании музыкального опыта ребенка играет выяснение понимания родителями роли музыкальной культуры в его жизни. для анкетирования родителей предлагаются следующие вопросы, на которые они могут ответить в письменной форме:
Каким, на Ваш взгляд, должен быть ребенок, чтобы его можно было бы считать культурным в области музыки?
Что необходимо для достижения Вашим ребенком определенного уровня музыкальной культуры?
В чем Вы видите помощь семьи в решении этой задачи?
В результате такого исследования мы рассчитываем получить представления о следующем:
а) делят ли дети музыку на музыку «для урока», «для дома», «для проведения досуга с товарищами»;
б) какой музыке — классической, народной, развлекательной — дети отдают предпочтение вообще и в различных ситуациях;
в) какова широта общего кругозора ребенка (как музыкального, так и жизненного), связанного с пониманием роли музыки, искусства в обществе;
г) каковы мотивы обращения детей к той или иной музыке.
Не последнюю роль в исследовании музыкального опыта ребенка сыграют данные о наличии у детей определенных навыков музыкального исполнительства: поет ли он в хоре, играет ли на музыкальных инструментах, получая образование в специальной школе или занимаясь самостоятельно дома, в кружке, в студии; танцует ли, занимаясь этим видом искусства где-либо, и т. д. Получить эти сведения не представляет особой трудности. Главное, повторяем, выявить мотив — вызывает ли такая деятельность у ребенка интерес, увлеченность; занимается ли он по собственному желанию или потому, что его заставляют родители; ходит в хор потому, что любит петь, или потому, что получает удовлетворение от коллективной деятельности с другими ребятами, и т. д.
Второй компонент музыкальной культуры — музыкальная грамотность, которую Д. Б. Кабалевский назвал «по сути музыкальной кулътурой и которая действительно является ее стержнем, ее содержательным выражением. Характерно, что все параметры этого компонента, какими их сформулировал сам автор концепции общего музыкального образования, связаны только с духовным постижением музыкального искусства, с воспитанием особенных качеств его восприятия. Это:
способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное;
— особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать ее эмоционально, отличить в ней хорошее от
плохого
;
— умение на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения;
— способность на слух определить автора незнакомой музыки, если она характерна для него.
Разработанные методики, позволяющие получить известное представление об уровне формирующейся у детей музыкальной грамотности, как раз и ориентированы на выявление приведенных выше параметров путем получения характеристик, опосредованных выражением в словесных, пластических и живописных образах. Безусловно, что к этому особому «чувству музыки» добавляются определенные умения и навыки. В целом критериями оценки здесь выступают:
— степень внутренней открытости школьников для постижения незнакомой музыки;
— наличие у ребенка способности «открывать себя» через музыку;
степень сопричастности ребенка к содержанию музыки, к стоящим за этим содержанием жизненным явлениям, породившим, на его взгляд, именно такое музыкально-смысловое содержание;
— степень ориентированности детей в музыкально-драматургических процессах, в выразительных средствах, понимание их организации в конкретном произведении в опоре на закономерности музыкального искусства.
Безусловно, это критерии общего порядка — обобщенные критерии. Они, выявляясь в методиках исследования через более частные, «технологические» критерии, дадут возможность судить о
сформированности
того или иного параметра (компонента, элемента) музыкальной грамотности и музыкальной культуры в целом. Рассмотрим подробно такие методики, как «Музыкально-жизненные ассоциации», «Выбери музыку», «Открой себя через музыку», «Определи композитора незнакомой музыки».
Первую методику можно условно назвать «Музыкально-жизненные ассоциации». Она выявляет уровень восприятия школьниками музыки: дает возможность судить о направленности музыкально-жизненных ассоциаций, степени их соответствия музыкально-жизненному содержанию, эмоциональной отзывчивости на услышанную музыку, опоры восприятия на музыкальные закономерности. Выбранная для этой цели музыка содержит несколько образов, степень контраста которых может быть различной, но контраст обязательно должен «прочитываться» рельефно. При этом соблюдается условие: музыка должна быть незнакома детям. Можно рекомендовать, например, Фантазию Моцарта с-тоll, но без вступления — три первых фрагмента.
Звучание музыки предваряется доверительным разговором экспериментатора с детьми (их количество обычно не превышает 2—
З
человек) с целью настроить их восприятие. Это разговор о том, что музыка сопровождает всю жизнь человека, она может напомнить события, которые происходили раньше, вызвать чувства, которые мы уже испытывали, помочь человеку в жизненной ситуации — успокоить, поддержать, ободрить
.
д
алее предлагается послушать музыку и ответить на такие вопросы:
1. Какие воспоминания вызвала у тебя эта музыка, с какими событиями в твоей жизни она могла быть связана?
2. При каких жизненных обстоятельствах могла бы звучать эта музыка и как она могла бы повлиять на людей?
З. Что в музыке позволило тебе прийти к таким выводам (имеется в виду то, о чем рассказывает музыка и как рассказывает, каковы ее выразительные средства в каждом отдельном произведении)?
для того чтобы исследование было плодотворным, нужно предлагать детям разных возрастов одну и ту же музыку. Это дополнительно позволит выявить, что дети определенного возраста ищут в музыке, на что опираются в своих ассоциациях.
В зависимости от постановки преподавания музыки в школе (программа, систематичность и пр.) третий вопрос может иметь различную степень сложности, профессиональной содержательности, например: сколько образов ты услышал в музыке? к какому жанру относится музыка? в какой форме написана музыка? как в музыке осуществляется принцип единства изобразительных и выразительных средств и т. д. После прослушивания музыки с каждым ребенком проводится индивидуальная беседа
. Если ребенок затрудняется ответить на вопрос, то можно напомнить ему музыкальные фрагменты. Ответы фиксируются в письменной форме (для «истории» интересно через несколько лет сравнить ответы детей, чтобы проследить динамику музыкального развития).
Обработка результатов ведется по следующим параметрам: точность музыкальной характеристики, развернутость и художественность ассоциаций, эмоциональная окрашенность ответов. Особое внимание уделяется направлению мышления детей: от общего к частному от образного содержания музыки к выразительным средствам, элементам языка, жанру, стилю и пр. Если ответы детей показывают, что они понимают форму произведения как явление вторичное, определяемое содержанием, то можно говорить о развивающемся у них целостном восприятии музыкального образа, а значит и о формирующихся «алгоритмах» постигающего мышления.
Вторая методика «Выбери музыку» посвящена определению родственной по содержанию музыки: насколько обоснованно дети могут, при сопоставлении трех-четырех фрагментов, найти созвучные по содержанию. Предлагаемая музыка должна быть похожей по внешним признакам: схожесть фактуры, динамики звучания, элементов музыкальной речи, состава исполнителей, инструментов и пр. Трудность методики состоит в том, что предлагаются произведения с неконтрастной музыкой. Например:
1 вариант А. Лядов. «Прелюдия» а-тоll,
П. И. Чайковский. «Баркарола»,
д. Б. Кабалевский. «Печальная история».
2 вариант Э. Григ. «Одинокий странник»,
П. И. Чайковский. «Утреннее размышление»,
Э. Григ. «Смерть Озе».
После прослушивания школьники должны определить, какие из этих произведений родственны по «духу» музыки, по музыкально-образному строю, и рассказать, по каким признакам они определили эту общность.
Методика позволяет выявлять особое «чувство музыки». Главное в ней что дети оценивают: свои собственные эмоции, вызванные музыкой, или просто выразительные средства, оторванные от жизненного содержания. Если они опираются только на средства, это
II свидетельствует о низком уровне восприятия; только на свои эмоции средний уровень. Высоким уровнем надо считать установление зависимости между своими эмоциями и звучащей музыкой, когда ребенок достаточно содержательно может рассказать, почему у него возникают именно эти, а не другие эмоции.
Это не какая-то особая способность, свойственная только профессионалам или избранным, а нормальная способность,данная человеку от природы. В чем она заключается? Наверное, в каком - то особом «схватывании» целостного характера звучащей музыки, в интуитивном ощущении общей интон ции. И, заметим, чем младше ребенок, тем у него эта способность ярче выражена.
Третья методика «Открой себя через музыку» преследует цель проникнуть в глубину личностного отношения и восприятия детьми музыки. Она в какой-то мере позволяет выявить очень важное:
насколько школьники «открывают себя» самим себе через музыку, насколько осознают свои чувства и переживания, ощущают свою сопричастность содержанию музыки, ее образам, событиям.
для этого детям предлагается одно произведение или его часть, например, фрагмент из «думки» П. И. Чайковского, «Ноктюрна» Ф. Шопена, «Прелюдия» Д. Б. Кабалевского и др., и даются три задания.
Задание 1. дети ставятся в позицию «собеседника музыки». Она им о чем-то «повествует», а они должны затем рассказать о своих чувствах.
Задание 2. дети должны раскрыть музыкальное содержание в пластике, в движении (это может быть пластическая миниатюрная пантомима-импровизация или, в крайнем случае, можно просто «подышать» руками).
Задание З. детям предлагается воплотить «самих себя» в рисунке. Особо подчеркнем: школьник рисует не музыку, которую слышит, а именно себя во время звучания данной музыки. Это условие распространяется на все три задания методики, так как в ней нас интересует не музыка, а ребенок, его духовный мир в его собственной оценке. Музыка же выступает как источник, содержательный повод для самооценки.
Первое и третье задания могут дать очень интересный материал для «психологических фантазий» учителя: практика свидетельствует (и ниже мы это покажем), что так или иначе, но у детей прорывается то «потаенное», что отражает их общее душевное состояние, общий психологический тонус, особенно если музыка звучит в унисон с их настроением.
Теперь обратимся к последнему параметру музыкальной грамотности: способности на слух определять автора незнакомой музыки, если она характерна именно для него. Наличие такой способности свидетельствует о достаточно высоком уровне развития музыкальной культуры, ибо такая способность возможна только при остром «музыкальном чутье», при ощущении стилистических особенностей музыки. Конечно, она развивается только тогда, когда уроки музыки ведутся систематично и полноценно на протяжении многих лет. Кстати, некоторые учителя музыки до сих пор используют на уроках эту методику, применявшуюся еще Д. Б. Кабалевским. Поэтому она вошла в нашу диагностическую систему как четвертая методика Определи композитора незнакомой музыки. Ее отличие от простого урочного задания в том, что она проводится какисследовательская методика во внеурочное время, с небольшим количеством детей, и педагог-экспериментатор, беседуя с каждым ребенком в отдельности, тщательно выясняет аргументированность выбора школьником того или иного автора.
В целом в музыкальной грамотности детей нас интересует, с одной стороны, то, насколько ребенок открыт незнакомой музыке, умеет ли находить в ней существенное после однократного прослушивания; с другой стороны, есть ли у него любимая высокохудожественная музыка и формируется ли потребность постоянного возвращения к любимым произведениям, чтобы все глубже вникать в их содержание. Если первую сторону мы проверяем с помощью специальных методик, то вторую можно выяснить в процессе регулярных музыкальных занятий известным всем способом: на протяжении учебного года учитель фиксирует музыку, которая становится у детей наиболее любимой и предпочитаемой, замечает, насколько обращение школьников к одной и той же музыке постоянно. С этой целью всегда можно на уроке спросить детей, какую музыку они хотели бы послушать в конце урока. Но делать это надо не просто для констатации детских музыкальных предпочтений, а важно выяснить, как со временем меняется отношение детей к этой музыке: открывают ли они в ней все новые грани и качества. Поэтому не лишним будет каждый раз снова проанализировать ее вместе с детьми, тщательно фиксируя появление нового отношения в их ответах. В более старшем возрасте, с накоплением музыкального опыта, дети могут традиционно изложить свои мысли в сочинении, где расскажут, как часто слушают свою любимую музыку и за что ее так любят. Сравнивая сочинения одного ученика на протяжении ряда лет, можно в динамике проследить, как развивается один из основных показателей формирования музыкальной культуры школьников.
Музыкально-творческое развитие школьников — Третий компонент музыкальной культуры. Способность к творчеству (креативность) следует рассматривать как особое качество личности, характеризующееся способностью к саморазвитию. В широком смысле слова творчество — это сознательная целенаправленная деятельность человека в области познания и преобразования действительности. В музыке творчество отличается ярко выраженным личностны
содержанием и проявляется как особое умение воспроизводить, интерпретировать, переживать музыку. Творчество — показатель развитости человека, оно необходимо в любом виде деятельности. В музыке — это высший показатель овладения человеком музыкальным искусством.
Музыкальное творчество проявляется как самопознание, самовыражение, самоутверждение в их единстве. При этом творчество — это не внешне активное выражение «деятельности» (даже посредственный урок внешне может протекать как «творческая деятельность», когда дети все время «заняты»), а глубинное стремление личности к духовному самоопределению — через искусство. Отсюда проистекает потребность в самовыражении, когда ребенок выражает свое отношение к нравственно-эстетическим идеалам, заключенным в искусстве; в самопознании, — когда «исследует»
свой духовный мир через музыку; в самоутверждении, — когда через музыкальное искусство он заявляет о себе, о богатстве своей чувственности, о своей творческой энергии. Уровень музыкально-творческого развития проверяется, прежде всего, путем наблюдения за детьми в процессе их общения с музыкой. Наиболее благоприятными для этого представляются внеурочные формы общения в условиях свободного выбора деятельности. Здесь необходимо обратить внимание на следующие моменты:
какую роль выбрал ребенок в конкретной ситуации;
— как он действует сообразно выбранной роли: сам
придумьивает
содержание и развитие образа, старательно ищет его характерные особенности, тщательно отбирает формы воплощения, экспериментирует с музыкальным материалом и пр.;
— насколько он оригинален и выразителен в своем замысле и формах его воплощения;
— насколько у него выражена потребность проявить свое понимание музыкально-художественной задачи в различных видах деятельности;
— самостоятелен ли его творческий поиск.
После занятий проводятся индивидуальные беседы, во время которых можно вскрыть глубинные причины именно этих, а не других действий ребенка, выяснить отношение детей к своей деятельности — удачна она или нет, как поступил бы в следующий раз и пр. Вопросы могут быть такими:
— удовлетворен ли ты ролью, которую исполнял в этот раз, если нет, то почему?
— каковы твои впечатления от занятия; было интересно, весело, скучно, безразлично, почему?
— каким ты сам себя чувствовал добрым, веселым, большим, смелым, забытым и пр.?
— какую роль ты выберешь в следующий раз и почему?
Эта методика наблюдения в структуре программы изучения музыкальной культуры может быть названа «Выбери роль». Речь, понятно, идет не о театре, не о сюжетно-ролевых играх как таковых, не о драматизации (правда, элементы всего этого не исключаются), а о фундаментальных ролях в музыкально-творческой деятельности композитора, исполнителя, слушателя.
Вторая методика — «Сочиняю музыку» — проводится с каждым ребенком индивидуально и помогает выявить степень развитости образных представлений, фантазии, воображения, мышления в рамках художественных задач, образного слышания, видения и пр. Процедура проведения методики напоминает творческий процесс. дается исходная творческая задача, служащая первым толчком для организации ребенком самостоятельной художественной деятельности. Можно предложить несколько ситуаций, из которых учащиеся выбирают наиболее понравившиеся. Это могут быть, к примеру, такие ситуации: «Весенние голоса», «Летний день», «Звуки большого города», «Зимняя дорога», «Сказочные события» и пр.
После выбора ситуации школьник вместе с педагогом (его участие, по возможности, должно быть максимально ограничено) размышляют о логике и оригинальности развития образного содержания будущего произведения искусства. Например, как пробуждается жизнь весной: тает снег, припекает солнышко, звенит капель, тают сосульки, журчат ручьи. Какуслышать и выразить все это, и свое отношение к этому?.. Или — «Зимняя дорога»: тихо, сумрачно, падают редкие снежинки, «прозрачный лес один чернеет»... Можно воплощать свой замысел на фортепиано, на других инструментах (детских и народных), голосом, пластикой. Первая пейзажная зарисовка становится «фоном», на котором постепенно появляющиеся персонажи (как правило, дети выбирают сказочных персонажей и животных) разыгрывают последующие придуманные действия. Исследователь же традиционно следит за тем, какой характер у персонажей, каковы их взаимоотношения, как они появляются, какие у них повадки и т. д. Организуя творческую деятельность как максимально самостоятельную, учитель наблюдает за процессом воплощения художественного замысла: как дети ищут средства выразительности, подбирают инструменты, используют голос, пластику. За всеми этими действиями легко «расшифровывается» мышление ребенка при создании художественных образов, о содержании которых он рассказывает сам (или с помощью осторожных наводящих вопросов учителя).
Творчество детей анализировать очень непросто, поскольку, как правило, «техническое мастерство» воплощения бывает низкого уровня, да и само творчество часто остается лишь на уровне замысла и эскизов к нему. Тем не менее, в качестве параметров оценки можно выделить:
степень осознанности замысла. Здесь выявляется самостоятельность замысла, его логичность, ощущение в нем времени и пространства (о чем судим по содержательной стороне творчества);
— изобретательность, оригинальность, индивидуальность в выборе средств воплощения. Здесь важную роль играет нестандартность,
нетрадиционность
, но желательно, чтобы она была аргументирована;
— художественность воплощения замысла, прежде всего, с точки зрения концентрированности выражения основной мысли (символика, гиперболизация, метафоричность и пр.);
— то, насколько ребенок привлекает уже имеющийся у него музыкальный опыт: поручает ли персонажам исполнять известные ему песни, опирается ли на знания и представления о музыкальных явлениях и фактах.
Основное внимание при анализе детского творчества должно быть направлено на изучение того, как ребенок
планирует
свою
деятельность, начиная с мотива творчества и кончая реальным воплощением замысла.
Основным критерием здесь выступает, как уже отмечалось, степень
гармонии
атрибугов
музыкально-творческой деятельности — гармонии между «слышу — вижу — думаю — чувствую — действую».
Итак, каждому
вьщеленному
компоненту музыкальной культур соответствуют определенные методики.
Некоторые из них —
анкеты, вопросы, наблюдения — носят традиционный характер,
другие созданы специально для программы изучения музыкально культуры и являются авторскими (но и они близки
к
традиционным) Поэтому, естественно, встает вопрос: в чем же, собственно их новизна?
Новизна подхода к исследованию процесса формирования музыкально культуры заключается, в основном, в интерпретации
полученных данных.
На первый план выступают не отдельные показатели соответствующих методик (хотя они и дают известное
представление о состоянии и уровне развития музыкальной культур по линии этих компонентов), а понимание того или иного
частного результата как формы выражения тех или иных сторон
духовного развития ребенка, как формы духовно-эмоционального
отклика на высокие духовные ценности искусства. Идея такой интерпретации данных становится «ключом» ко всем методикам, где
духовное обязательно присутствует и должно «прочитываться» учителем-исследователем (а учитель музыки, исследуя процесс развития музыкальной культуры детей, как бы автоматически обретает
этот статус) во всех единичных компонентах формирования музыкально культуры. Поэтому в исследование входит
специальная
методика, призванная образно выразить оценку ребенком
своих
взаимоотношений с духовной сущностью музыки.
Методика «Ребенок и музыка». Экспериментатор просит детей представить, что музыка — живое существо. И дает задание: это существо, эту личность нарисовать так, как они ее чувствуют, понимают, когда ее слушают или исполняют. Кроме того, просит каждого изобразить самого себя в своем рисунке.
Особенность этой методики в том, что дети не рисуют конкретную музыку (впечатления от произведения) — их рисунок вообще не связан с живым звучанием. Цель методики — выяснить, насколько ребенок идентифицирует себя с музыкой как огромным и важным явлением в мире. Он рисует музыку вообще. По рисунку можно узнать, чувствует ли он себя маленьким перед ней или ее частичкой, отождествляет ли себя с ней; насколько целостно он воспринимает образ Музыки (например, выражает его в чем-то едином — в цвете, движении и пр. или представляет его излишне детализированным). На эту процедуру отводится не более 15 ми- 1-гут, после чего в индивидуальной беседе с каждым ребенком можно уточнить, почему он изобразил себя и Музыку такими. Замечено, что через эмоциональную насыщенность символики и попытку художественного выражения образа Музыки у детей проявляется подлинное (подчас неосознанное) к ней отношение. Эта методика становится заключительным аккордом программы диагностики музыкальной культуры школьников.
В целом программа исследования позволяет получить развернутое и достаточно детализированное представление об уровне сформированности музыкальной культуры и о динамике ее развития.
Задания
1. Выберите наименее трудоемкие методики и включите их в план конкретных уроков.
2. Проведите мини-исследование развития музыкальной культуры детей по вышеизложенной программе и занесите данные в диагностический дневник.
Литература
1. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сб. документов: 1917—1973 гг. — М., 1974.
2. Единая Трудовая Школа и примерные планы занятий в ней. — Вятка, 1918.
3. Материалы по общеобразовательной работе в школе: Эстетическое развитие детей. — Вып. 4. М., 1919.
4. Программы для 1, 2 ступени семилетней Единой Трудовой Школы. — М., 1921.
5. Адищев В..К. Музыкальное воспитание детей в первые годы после Октября (1919—1920 гг.). — Пермь, 1991.
6. Музыка в школе: Материалы по общему музыкальному образованию в школе / Под общ. ред. Музыкальной секции Отдела Единой Трудовой Школы. — М., 1921.
7. Комплексные программы ГУСа (Государственного Ученого Сове- та). — М., 1923.
8. Антология гуманной педагогики: Выготский / Сост. и авт. вступит. ст. А. А. Леонтьев. — М., 1996.
9. Музыка и пение. — М., 1938.
10. Музыка в начальной школе. — м., 1935.
11. Программы начальной школы: Музыка и пение. — М., 1941.
12. Проект программы средней школы /1 Институт методов обучения АПН РСФСР. Пение. 1—6 кд. / Сост. И. П. Пономарев идр. — М., 1947.
13. Программы начальной школы. — М., 1943.
14. Программа восьмилетней школы: Пение. — М., 1960.
15. Программа средней школы на 1957—58 учебный год: Пение: 7—10 классы: Факультативное преподавание. — М., 1956.
16. Программа средней школы: Проект для обсуждения: Музыкальное искусство: (На правах рукописи). — М., 1965.
17. Программа средней школы: Перераб. проект (АПН РСФСР): Музыка. — М., 1965.
18. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие. — М., 1983.
19. Кабалевский Д.Б. О перестройке — с оптимизмом, но без прикрас 1/ Коммунист. — 1986. — 14.
20. Музыка. 1 класс четырехлетней начальной школы: 1—3 классы трехлетней начальной школы (с краткими методическими пояснениями) /
Под науч. рук. Д. Б. Кабалевского; 5—8 классы (с краткими методическими пояснениями) / Под науч. рук. Д. Б. Кабалевского. — М., 1994.
21. Музыка. 1—8 классы / Под общ. ред. Ю. Б. А.лиева. — М., 1993.
22. Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании (Материалы конф. 7—11 декабря 1999 г.). — М., 1999.
23. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. 1—4 классы / Авт.сост. Н. А. Терентьева. — М., 1994.