Советы родителям «Как знакомить ребенка с величиной?»
Часто у родителей возникает вопрос: «Как знакомить ребенка с величиной?»
Величина - одно из первых математических понятий, с которым знакомятся дети раннего возраста. Формирование элементарных представлений о понятии «большой-маленький» у детей происходит постепенно. Играя, взрослый знакомит с величиной предметов и учит их сравнивать между собой. В совместной игре малыш познает окружающий мир, учится взаимодействовать со взрослым и сверстниками, разносторонне развивается.
Первый год жизни – самый активный период развития ребенка. Дети раннего возраста знакомятся с величиной посредством зрительных, осязательных и двигательно-тактильных ощущений. Малыш смотрит на предмет, тактильно исследует его, по-разному захватывает предметы: маленькие – одной рукой, а большие – двумя руками. Родителям, играя с малышом, необходимо стимулировать поднимание рук ребенка вверх, когда он слышит слова: «Покажи, какой ты большой». Так начинается закладываться понятие величины.
Второй год. Знания, полученные ранее переносятся в игру. Малыш строит башню из маленьких и больших кубиков. Взрослый, взаимодействуя с ребенком, обращает внимание на величину предметов, сопровождая словами и выразительными жестами, что особенно важно для детей раннего возраста. А самое главное и запоминающее для ребенка становится интонационное окрашивание величины: строим башенку из маленьких кубиков и акцентируем внимание голосом «аааа – маленькая башня»; строим башенку из больших кубиков и акцентируем внимание голосом «АААА – большая башня». На начальном этапе чтобы ребенок быстрее стал различать предметы по величине, подбирайте игрушки, отличающиеся одним качеством (различные по величине, но одинаковые по форме и цвету). В этом вам помогут строительные наборы, в которых есть разные по величине детали. Побуждайте ребенка искать большие кубики, выбирая их среди маленьких, а потом класть их в большую корзину. Если ребенок выполняет упражнение неправильно, то родители помогают сравнивать с образцом: «Разве это большой кубик? Нет, это маленький кубик! Найди большой кубик», по-прежнему, выделяя голосом. В этом возрасте ребенку предлагаются пирамидки, стаканчики-вкладыши, матрешки. В игре с малышом можно использовать не только реальные предметы и игрушки, но и различные предметные картинки.
Третий год. Формировать у детей понятие величины можно не только на специально организованных занятиях, но также и на прогулке. Например, гуляя в парке, обратите внимание ребенка на большое дерево и на маленький кустик, на голубя и воробья и т.д. Таким образом, у малыша формируются представления об окружающем мире. Постепенно можно усложнять игровой материал, предлагая не только предметы и картинки, отличающиеся размером, но различные по цвету и форме. Например, среди множества игрушек ребенка просят найти маленького зайчика и большого мишку. Очень важно проговорить малышу, что это большой мишка и маленький зайка. Тем самым мы стимулируем ребенка самостоятельно проговаривать величину. На третьем году жизни предлагается строить и называть последовательность величин: «большой, поменьше, маленький», «маленький – побольше – самый большой». Полученные знания и навыки переносятся детьми в повседневную бытовую жизнь, где с легкостью ориентируются в окружающей среде.
В завершении хочу отметить: «Темп развития у каждого ребенка разный, индивидуальный. Кто-то быстрее воспринимает информацию, кто-то с отсрочкой по времени, но несмотря на это каждый ребенок проходит все этапы познавательного развития от простого к сложному. В раннем возрасте интенсивно развиваются: познавательный интерес, внимание, мышление, память и многие другие виды деятельности, поэтому важно не упустить этот период».