Современная дружба детей

Удачина Виктория Николаевна

Педагог – психолог

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Богучарская средняя общеобразовательная школа № 2

имени Героя Советского Союза Якова Михайловича Котова»

г. Богучар, 2024 г.

Введение.

Я работаю педагогом – психологом в школе третий год и часто слышу фразы от учащихся о дружбе, но порою спрашивая, а что такое «дружба», дети не могут однозначно ответить на этот вопрос, долго раздумывая и говоря о том, что друг – это человек с которым он общается и много проводит время вместе.

Да, на мой взгляд, сегодня дети меньше знают о дружбе, чем мы в свое время, но так ли что? Этот вопрос и дал мне отправной путь для моей исследовательской работы.

Основная часть.

Давайте разберемся, что значит дружба из толкового словаря Ожегова С.И.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов [2].

Тем самым, мы понимаем, что дружба – это такие отношения между людьми, которые основаны на взаимном доверии, общности интересов и эмоциональной привязанности.

В жизни мы отличаем деловые и функциональные отношения от дружбы, так как дружба отличается бескорыстностью, самоценностью, что само по себе является нравственной ценностью [2].

Конечно, дружба и предъявляемые к ней требования неодинаковы в разных человеческих обществах и у разных людей; кроме того, реальные дружеские отношения далеко не всегда и не во всём соответствуют нормативным канонам и представлениям. Для педагогики и психологии особенно существенны половозрастные и индивидуальные особенности детской и юношеской дружбы.

Возрастная динамика детской дружбы обусловлена, с одной стороны, развитием самосознания и коммуникативных умений ребёнка, с другой – изменением круга и структуры его общения. Потребность в общении и эмоциональном контакте, составляющая психофизиологическую основу дружбы, появляется у младенца с первых дней его жизни.

С возрастом у детей преобладает потребность в общении со сверстниками, а не с взрослыми людьми. У дошкольников и младших школьников дружба обычно является непосредственной, нерефлексированной эмоциональной привязанностью и измеряется объёмом совместной деятельности и количеством проведённого вместе времени. В среднем школьном возрасте поведенческие свойства дружбы начинают рассматриваться как подчинённые социально-нормативным ценностям. Формируется особый моральный кодекс дружбы, который подчёркивает прежде всего нерушимость её правил, взаимную выручку, справедливость, верность. У старших подростков ценности дружбы выступают на первый план, тем самым восполняя потребности понимания и самораскрытия. В ранней юности стремление к исключительной, интимной дружбе особенно велико. Поиск друга – самая насущная и первостепенная потребность младшего юношеского возраста. По своему эмоциональному накалу эта дружба напоминает влюблённость, а предъявляемые к ней требования часто отличаются крайним максимализмом, становясь в силу этого практически неосуществимыми.

Юношеский культ дружбы сочетается с острым чувством одиночества, более сильным, чем в других возрастах. Наличие близких друзей и характер взаимоотношений с ними – важный фактор эмоционального благополучия юношей и девушек; отсутствие друзей нередко снижает самоуважение личности, что может иметь длительные психологические последствия.

Проще говоря, дети начальных классов считают дружбу важной составляющей и действительно считают другом того, с кем больше всего времени проводят вместе, даже если они не готовы выручать друг друга и быть эмоционально близки.

В подростковом же возрасте у детей устанавливается близкая эмоциональная связь, здесь дружба исчисляется уже не временем, проведенным вместе, а яркостью совместных эмоциональных переживаний, они будут поддерживать такую связь, даже находясь в разных городах и уже готовы прийти на выручку товарищу, если ему это потребуется.

Конечно это и особенности формирования эмоциональной зрелости подростка, подросток вступает для себя в новые отношения, выходящие за пределы норм предыдущего возрастного развития. Именно поэтому в подростковом возрасте мы видим частые вспышки агрессии, что свидетельствует о рывке вперед в своем развитии, о выходе за пределы старых норм. В этом случае взрослеющие дети в семье получают свой опыт проживания злости, строптивости. Злость (агрессия) является мощным сепарационным чувством.

В отношениях со своими друзьями ребёнок учится любить и понимать, заботиться и принимать на себя ответственность за других. Непосредственно руководить развитием детской дружбы невозможно. Прямые родительские запреты и предписания в этой сфере малоэффективны и порой дают результат, обратный желаемому. Важно формировать у детей умение правильно оценивать нравственный смысл дружбы с точки зрения её общественной направленности и общественно значимых ценностей, которые она утверждает.

Давайте попробуем разобраться, какими способами можно сформировать у детей правильное понятие дружбы.

Наибольшие результаты повышения сплоченности группы и формирование дружеских отношений, конечно же, привносит совместная деятельность детей, в современном мире это могут быть совместные походы в кино, в музей, на природу. Для детей организовываются пришкольные лагеря, детские – оздоровительные лагеря.

Зимой это может быть выход на ледовый каток. Дополнительные творческие, музыкальные, танцевальные и спортивные занятия и кружки, которые так же помогут детям сплотиться, так как у них есть единая цель.

Что, говоря о нравственном воспитании и правильном понимании дружбы, то первостепенная роль в этом направлении лежит на плечах родителей.

Давно известно, что дети учатся «глазами», то, что они видят каждый день: привычки своих родителей, их образ жизни, ощущают их мысли и чувства, все это они перенимают неосознанно, это называется преемственность поколений.

Поэтому, если вы желаете, чтобы ребенок знал и понимал, что значит дружба, просто покажите это ему своим примером, рассказывайте о ваших друзьях, почему вы ими стали, какие качества необходимы друзьям, чтобы сохранить ее на многие года, тогда поверьте, во первых ребенок вами будет восхищаться, вы будете тем самым родителем, который в глазах ребенка станет героем, а во-вторых сможет сам найти таких же друзей и создать крепкие дружеские взаимоотношения.

Роль родителей в жизни ребенка одна из главнейших, но не стоит забывать и об образовательных учреждениях, где ребята часто читают рассказы о дружбе, просматривают фильмы и мультфильмы, готовят рисунки на тему дружбы.

Формирование дружбы должно закладываться в дошкольном возрасте, когда дети начинают проявлять заинтересованность в общении друг с другом, поэтому дошкольникам стоит рассказывать и показывать с помощью картинок кто такой друг и почему люди становятся друзьями. Создавать игровые и театрализованные ситуации, показывая ребенку, как люди становятся друзьями и что преодолевают совместно с другом. Со старшими и подготовительными группами уже стоит устраивать командные соревнования, которые развивают командный дух.

А уже с взрослением эти базовые знания всегда остаются с человеком, которые он пронесет и во взрослую жизнь.

Считаю, что дружба нужна и важна в нашем современном мире как никогда, где зачастую люди проходят мимо беды, не пытаясь помочь, а ведь именно дружба закладывает такие человеческие качества, как взаимовыручка, поддержка в трудную минуту, помощь и принятие.

Если в мире будет больше дружбы, то и мир будет более добрым. Поэтому считаю важным воспитывать в наших детях дружеское начало и сплоченность.

Список литературы.

Бим-

Бад

Б.М. Педагогичес

кий энциклопедический словарь. –

М., 2002. С. 80-81

.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. –

М.: Изд-во АТемп, 2020. – 896 с.