* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

Санникова С.В.

Учитель МАОУ «СОШ №2 с углубленным изучением

предметов гуманитарного профиля» г. Пермь

Художественный руководитель

школьного танцевального коллектива«Калейдоскоп»

Танцевальный коллектив – современное пространство социализации ребенка.

Сегодня воспитание детей и подростков реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения.

В прошлом веке воспитание строилось таким образом, чтобы «поднять» ребенка под заранее определенные педагогические цели, «встраивать» его в специальные учебные сценарии. Современное педагогическое сознание начинает признавать за ребенком право быть самим собой: иметь собственный, прямо не зависящий от процесса обучения социальный опыт, самоопределяться в культуре, обнаруживать свою индивидуальность в среде взрослых и сверстников осознавать свою жизнь, как ценность, испытывать потребность выразить себя.

В настоящее время нам нужна такая система воспитания, чтобы социализируясь, личность нашла в качестве цели свое саморазвитие, свое жизненное самоопределение.

Такое понимание цели воспитания требует поставить в центр внимания социальный опыт ребенка, как основу его социализации.

Наиболее продуктивной средой, как для формирования, так и для совершенствования уже имеющегося социального опыта ребенка является танцевальный коллектив. Его несомненные преимущества отражены в целях и задачах деятельности коллектива. Танец – синтетический вид искусства, значимый в гармоничном формировании личности, ибо комплексно воздействует разными видами танца, а так же смежными видами искусства на все стороны духовной культуры ребенка. Танец необходимо рассматривать как богатейший источник эстетических впечатлений, эмоциональных переживаний, посредством которых формируется художественное «Я» личности.

Особо следует подчеркнуть, что танцевальный коллектив – это творческий коллектив, и вся деятельность его так же носит творческий характер, что является важным фактором интеллектуального и физического развития детей.

Кроме того, творчество поддерживает и развивает их эмоциональное здоровье, способствует выходу из стрессов и беспокойств через механизмы эмоционального восприятия и переживания ребенка. Максимально активно усваиваются элементы творческой деятельности , которые закрепляются в их сознании и поведении.

Также деятельность танцевального коллектива направлена на приобретение участниками коллектива качеств, необходимых в становлении подрастающего поколения: трудолюбия, терпимости, настойчивости в достижении цели, ответственности перед товарищами, требующих дисциплинированности и умения выслушать критику в свой адрес.

Результатом коллективного труда является концертная деятельность. Она позволяет ощутить значимость личного вклада, вызывает радость и удовлетворение от эмоционального сопереживания со зрителем. Аплодисменты – это признания успешности личного творчества, они побуждают к дальнейшему развитию. Концертная деятельность позволяет сделать родителей и детей единомышленниками. Это стало возможным на основе совместного проникновения в мир музыки и танца, общего интереса к искусству.

Через практическое освоение репертуара происходит знакомство с разными социально и художественно значимыми видами танца. Приобщение к классическому танцу сделает понятным театральное искусство, которое способствует духовному обогащению.

Историко-бытовые танцы из века в век воспитывают культуру общественного поведения, обучая этикету, уважению к старшим и рыцарскому отношению к женскому полу. Данное направление передает опыт отношения к одежде, прическе, обуви, внешнему виду. Современная хореография позволяет выразить себя здесь и сейчас. Участники танцевального коллектива проживают ситуацию необходимости и нужности для своих сверстников, приобретение опыта выступлений, организация мероприятий, примеривание на себя новых социальных ролей.

Обучение школьников навыкам работы в коллективе, в команде – залог их успешной профессиональной реализации в будущем. Умение работать в команде – это одна из ключевых компетенций, которую требуют почти от каждого сотрудника.

Работа в танцевальном коллективе приучает детей слушать и слышать друг друга, воспитывает взаимопомощь, чувство коллективизма, с одной стороны, и подчеркивает яркую индивидуальность, уникальность каждого, - с другой.

Танцевальный коллектив является мощным современным пространством социализации и воспитания ребенка.

Каждый ребенок ощущает себя не только объектом деятельности (обучаемый), но и субъектом (обучающий участник концерта, танцевального номера).

Процесс социализации человека протекает в течении всей его жизни, следовательно, и работу по развитию социальной компетентности следует вести на протяжении всей жизни человека. Однако необходимо заложить «основной фундамент в детстве и в подростковом возрасте».

Литература

Черняева Т. Н.

Созависимость

социального опыта, социальной успешности и социальной компетенции в аспекте социализации детства

/

наука и практика воспитани

я и дополнительного образования. – 2014 - №3.