СОВРЕМЕННЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ В НОВЫХ РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ
Одной из ключевых задач восстановления новых регионов России – ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей – стала интеграция их образовательного пространства с общефедеральным. Дело не только в переподготовке преподавателей, но и в восстановлении инфраструктуры и оснащенияобразовательных организаций.
Современную школу невозможно представить без электронных учебных материалов и других средств обучения. Использование в образовательном процессе цифровых технологий дает возможность расширить кругозор обучающихся, повысить мотивацию к учению и качество образования. Новые информационные инструменты, которые используют школьники, отличаются гибкостью, воспроизводимостью, изменчивостью, избирательностью и индивидуализированностью.
Глобальная индустриализация общества нанесла огромный, местами непоправимый урон нашей планете. И на этом фоне необходимо формирование основ экологической культуры уже в самом раннем возрасте. Учебная программа начальной школы формируется таким образом, что практически в каждом предмете заложены основы экологических знаний. Это способствует развитию экологической культуры личности учащегося и других важных навыков – коммуникативных, речевых [1]. Приобретение и развитие упомянутых навыков особенно актуально у учащихся младших классов школ в новых субъектах РФ.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) третьего поколения также обозначает требования к профессиональным компетенциям педагога, среди которых одной из ключевых является компетентность в информационно-компьютерных технологиях, владение которой должно обеспечить ученикам младшей школы способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе овладения информационными умениями.
Использование цифровых технологий в обучении является одним из самых современных методов активизации деятельности учащихся как на уроках, так и во внеурочное время. Цифровые технологии занимают особое место в образовательном процессе в условиях интеграции новых российских регионов.
Компьютеры неэффективны как учителя, но бесценны как помощники учителя. Компьютер особенно полезен в качестве базы для обучения визуального тренажера на уроках в начальных классах[3].
Возможность приобретения экологических компетенций наиболее широкопредоставляется на уроках окружающего мира. Спецификой методического обеспечения данной дисциплины является необходимость применения большого количества дополнительного аудио- и видеоматериала. Среди учебных предметов начальной школы предмет «Окружающий мир» занимает особое место. Это связано с тем, что познание окружающейдействительности происходит не только в рамках урока, но и вне стен школы. Задачей учителя является проектирование процесса обучения исходя из обеспечения его доступности, наглядности и занимательности и с учетом современных интеграционных процессов.
Однако, не смотря на значимость данного вопроса, реализация его на практике в условиях начальной школы, оставляет желать лучшего. В условиях начального образования учебная дисциплина «Окружающий мир» носит преимущественно познавательный, информационный, в лучшем случае, исследовательский характер, в то время как в условиях современности и модернизации системы образования поднимаются более глобальные задачи экологического воспитания младших школьников[2]. Эти задачи касаются воспитания ответственного отношения к окружающей среде, формирования готовности и способности к практическим действиям по ее бережному использованию, защите и улучшению. То есть речь идет о несколько ином восприятии и взаимодействии с окружающим миром с позиции ценностных позиций общечеловеческой культуры, совершенно новой и необходимой экологической культуре человечества.
Проблему экологического воспитания, в том числе и с помощью информационных технологий, рассматривали в своих научных работах многие исследователи: Д.С. Аскольская, А.М. Анненкова, И.И. Габеркон, Ф.С. Газизова,Р.С. Зарипова,Е.А. Кустова, Н.А. Наумова, А.В. Миронов, В.Н. Осокина, Н.Н. Назаренко, Г.Н. Солопова, Ю.В. Тимошина и др.Учёные под руководством академика А. П. Ершова, осуществившие огромную работу по методическому и программному обеспечению компьютерного просвещения, внесли неоценимый вклад в теорию и практику компьютеризации российского образования [5].
Как утверждает А.В. Миронов, младший школьный возраст предполагает активное формирование первоначальных знаний об окружающей среде. Этот возрастной период характеризуется особой склонностью ребёнка познавать мир при помощи всех органов чувств, на фоне высокой эмоциональной восприимчивости[4]. Сказанное означает, что обучающиеся начального этапа обучения могут и должны понимать, осознавать правила своего поведения в отношениях с окружающей средой, чтобы самостоятельно определять необходимость соответствующих действий в каждой конкретной ситуации.
Дети в возрасте от 6 до 11 лет в силу возрастных особенностей восприятия представляют собой исключительно восприимчивую в аспекте экологического образования аудиторию. Начальная школа – это период, благоприятный для формирования главных ценностей в комплексе взаимоотношений ребенка с окружающим миром. Нет сомнений, что в этом отношении опыт речевого взаимодействия в процессе диалога играет главную роль. Отсюда особая значимость интерактивных цифровых технологий в интеграционном процессе.
В сети Интернет широко представлены российские сайты, способствующие формированию экологических знаний младших школьников. В школах новых регионов могут применяться возможности информационно-коммуникационных технологий для проведения экологических акций и проектов. Например, можно использовать коммуникационный потенциал социальных сетей для организации экологических инициатив, таких как сбор мусора или очистка территории. Игры и приложения на тему экологии, интерактивные книги и учебники, виртуальные экскурсии по природным заповедникам и паркам России, видео уроки, мультимедийные презентации. Все это позволяет делать процесс экологического образования младших школьников новых регионов в условиях интеграцииболее понятным, интересным, а полученную информацию – запоминающейся для детей.
Таким образом, можно заключить, что внедрение учебных методик на основе цифровых технологий, особенно с мультимедийными элементами, будет способствовать развитию интереса к урокам окружающего мира, внимания, наблюдательности, а значит, и формированию экологических знаний у младших школьников в новых субъектах РФ. Также применение информационных технологий в начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка, дает возможностьадаптировать учебный процесс под новые образовательные стандарты, что в настоящее время является первоочередной задачей в деятельности педагогов в новых регионах.
Литература
Аскольская, Д.С. Методические условия формирования экокультуры младших школьников // Ответственный редактор. – 2023. – С. 40-42.
Габеркорн, И.И. К вопросу о сущности экологического образования младших школьников // Начальное образование в новой реальности: направления развития, актуальные проблемы, лучшие практики. – 2022. – С. 64-68.
Газизова Ф.С., Садыкова И.Ф. Современные цифровые технологии как средство формирования экологических знаний у младших школьников //Дневник науки. – 2022. – №. 4 (64).
Миронов, А.В. Экологическое образование младших школьников: учебное пособие для вузов / А.В. Миронов. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 263 с.
Черный, Ю.Ю. А.П. Ершов – ученый, организатор науки, педагог [Рец. На кн.: Крайнева И.А., Черемных Н.А.] Путь программиста // Теория и практика общественно-научной информации. – 2013. – №. 21. – С. 293-296.