«Современные образовательные технологии для достижения личностных результатов обучающихся.»

Бакшаева О.В.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие образовательной технологии. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Есть множество определений понятия «педагогическая или образовательная технология». Для меня более понятно следующее: это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий. В настоящее время использование современных образовательных технологий направлено на обеспечение личностного развития ребенка .

Новые образовательные технологии приходят на помощь учителю, который должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности ребенка к обучению в современной школе. Развитие личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания.

Образовательных технологий существует большое количество, но не все можно применять в обучении детей с умственной отсталостью.

Я поделюсь опытом использования тех технологий, которые действительно подходят для повышения уровня личностных результатов обучающихся младших классов с умственной отсталостью.

Так, технология сотрудничества является наиболее эффективной.

Данная технология предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей. Существует несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве. Основные идеи, присущие всем  вариантам организации работы малых групп – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Технология обучения в сотрудничестве – реализует идею взаимного обучения, осуществляя как индивидуальную, так и коллективную ответственность за решение учебных задач. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 2-3 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы. Так, множество творческих работ в классе выполняется коллективно, а результат радует всех и каждый ребёнок чувствует себя успешным. Благодаря технологии сотрудничества у многих обучающихся моего класса прослеживается положительная динамика таких личностных результатов, как формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Следующая образовательная технология- это технология личностно- ориентированного обучения, которая включает в себя:

Технология

разноуровневого

(дифференцированного) обучения – предполагает осуществление познавательной деятельности учащихся с учётом их индивидуальных способностей, возможностей и интересов, поощряя их реализовывать свой творческий потенциал. Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию способностей каждого

учащегося.

Важно

то,

, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.

Технология коллективного

взаимообучения

. Имеет несколько названий: «организованный диалог», «работа в парах сменного состава». При работе по этой технологии используют  три вида пар: статическую, динамическую и вариационную.

 Преимущества технологии коллективного взаимообучения:

в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и. понимания;

в процессе взаимного общения включается память, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

каждый учащийся чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;

повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллектива;

отпадает необходимость в сдерживании темпа занятий, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;

формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;

обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение

Применяя в работе технологию личностно- ориентированного обучения повышается уровень таких личностных результатов , как владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности, развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.

Таким образом, все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.