Информационные технологии играют важную роль в образовательном процессе, способствуя его эффективности. Развитие ИТ представляет значительный потенциал для использования в повседневной жизни, образовании и других сферах. В условиях всеобъемлющей информатизации образования важно не только обеспечить техническую оснащенность информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), но и наличие полноценных цифровых образовательных ресурсов.
В "Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы" (Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203) и программе "Цифровая экономика Российской Федерации" (распоряжение правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р) определены необходимые условия развития цифровой экономики в России. Поэтому в системе образования следует широко использовать информационные технологии и цифровые образовательные ресурсы в соответствии с требованиями основной образовательной программы, установленными ФГОС.
Современное преподавание русского языка и литературы немыслимо без качественных учебных электронных материалов. Производство традиционных бумажных учебников и пособий становится все сложнее с каждым годом, а содержащийся в них материал часто устаревает еще до попадания в учебные заведения. Разработка электронных средств обучения и методик преподавания русского языка и литературы для студентов колледжей может стать одним из возможных выходов из этой ситуации. Представление информации в цифровом формате повышает интерес учащихся к обучению, расширяет их кругозор, улучшает качество обучения и облегчает обратную связь между преподавателем и учащимся.
Существуют различные типы цифровых образовательных ресурсов, которые выполняют различные образовательные функции:
-
Электронные учебно-методические комплексы (УМК) - содержат материалы для обучения, методические рекомендации и планы занятий.
-
Электронные учебные пособия - включают репетиторы, тренажеры, обучающие и контролирующие задания, игровые приложения, интерактивные материалы, коллекции предметов, справочники и словари, практические и лабораторные материалы.
-
Электронные издания контроля - предоставляют тесты, задания для проверки знаний, методические рекомендации по тестированию и инструментальные средства для контроля знаний.
-
Электронные учебники - могут быть прототипами традиционных учебников, оригинальными электронными материалами, предметными обучающими системами и средами.
Цифровые образовательные ресурсы также можно классифицировать по типу информации, которую они содержат:
-
Цифровые ресурсы с визуальной информацией - включают иллюстрации, фотографии, портреты и фрагменты исторических событий, используемые в учебниках истории и обществознания.
-
Цифровые ресурсы с текстовой информацией - это электронные учебники, источники, пресса, нормативно-правовые документы, словари, энциклопедии и методические материалы.
-
Цифровые ресурсы с аудио и видеоинформацией - включают записи выступлений исторических деятелей, политиков, музыкальные произведения, отражающие искусство определенного исторического периода.
-
Цифровые ресурсы со сложной структурой - это аудио и видеоэнциклопедии, учебники и пособия с интерактивными элементами и другие.
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) является главным хранилищем нового поколения цифровых образовательных ресурсов. В его коллекции представлены локальные разработки уроков почти по всем предметам.
Инновационные комплексы для обучения и методической поддержки (ИУМК) представляют собой полный набор учебных ресурсов, необходимых для организации и проведения учебного процесса. Используя современные педагогические и информационно-коммуникационные технологии, ИУМК стремится достичь образовательных результатов, необходимых для подготовки учащихся к жизни в информационном обществе. Они основаны на основных компетенциях, определенных в Федеральном государственном образовательном стандарте, включая:
- Фундаментальную общеобразовательную подготовку;
- Способность к обучению;
- Коммуникативные навыки и работа в коллективе;
- Самостоятельное мышление и действие;
- Решение нетрадиционных задач с использованием предметных, интеллектуальных и общих знаний, умений и навыков.
Использование интерактивных моделей значительно ускоряет процесс объяснения учебного материала и повышает его качество. Модели и анимации помогают создавать образы явлений и понятий, которые запоминаются долгое время.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс позволяет автоматизировать и оптимизировать учебу, повысить интерес учащихся к предмету, реализовать идеи развивающего обучения, увеличить темп урока и объем самостоятельной работы. Современные информационно-коммуникационные технологии способствуют качественной подготовке учащихся.
Существует множество технологий, которые устарели и ушли в прошлое, но информационно-коммуникационные технологии не относятся к таким. Они будут продолжать развиваться, расширяться, углубляться и модернизироваться, оставаясь неотъемлемой частью школьной образовательной среды. В настоящее время расширение информационного пространства является основной тенденцией общественного развития, отвечающей социальным потребностям. Поэтому постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании являются необходимостью. Использование информационно-коммуникационных технологий отвечает этим требованиям. Они могут быть использованы для объяснения, закрепления и обобщения учебного материала на уроках истории и обществознания в средних и старших классах. Кроме того, такой опыт может быть использован в работе с группами учащихся: с помощью интерактивных ресурсов можно работать с учениками, нуждающимися в дополнительном закреплении элементарных знаний, а также сильными учениками, готовящимися к школьным олимпиадам. Данный подход также может быть применен во внеклассной работе и при проведении классных часов.
В мире, где информационные технологии играют важную роль, общество вовлекает всех в процесс информатизации. Человеческая потребность занять свое место в обществе приводит к необходимости использования современных информационных технологий на практике.
Образовательные ресурсы нового поколения позволяют преподавать русский язык и литературное чтение на качественно новом уровне, используя разнообразные методы и технологии. Это предоставляет учителю широкий доступ к иллюстративному материалу, возможность подготавливать для учащихся ресурсы с необходимым содержанием, создавать собственные тесты для проверки усвоения материала и быть в курсе новинок методической литературы.
Информационно-обучающие программы позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем, полностью адаптируясь к индивидуальным возможностям ребенка и соответствуя его темпу обучения и познавательной активности. Обучение становится диалоговым процессом, в котором учитель может вносить корректировки в любой момент. На уроках эффективно сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, создавая комфортную психологическую атмосферу для учащихся. Таким образом, достигаются идеальные условия для индивидуального обучения с использованием визуальных и аудиальных образов.
Например, тестирующие программы, вроде программы "Репетитор", обеспечивают строгую индивидуальную и дифференцированную диагностику и контроль знаний учащихся.
Тестирование имеет ряд преимуществ: объективность, простоту и масштабируемость.
Учителя истории активно используют информационно-коммуникационные ресурсы, созданные с использованием новых технологических инструментов, таких как веб-сервисы Web 2.0.
Все эти веб-сервисы работают онлайн и не требуют установки дополнительного программного обеспечения на компьютере, достаточно стабильного подключения к интернету.
Педагоги могут полностью воплотить интерактивные технологии, технологии опережающего обучения, мобильного обучения и игровые технологии в образовательный процесс с использованием современных веб-сервисов.