Современные образовательные технологии на уроках обществознания (из опыта работы)

Педагогическая технология — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе психолого-педагогических установок.

Образовательная практика позволяет выделить следующие технологии: технология проблемного обучения, методика обучения в малых группах, технология проектного и дифференцированного обучения, технология педагогической мастерской и др. Данные перечисленные технологи представляют собой совокупность методов, приёмов, средств достижения результата. В основе каждой из них лежит общий компонент, позволяющий реализовывать учебный процесс на принципах сотрудничества и деятельности.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обеспечивают такие новые формы учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача больших объемов информации, представленных в различной форме. Ведущей целью применения ИКТ на уроке обществознания является достижение более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение "погружения" в конкретную социокультурную среду.

Проектная технология — одна из основополагающих правового образования на различных ступенях. Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении. Проектный метод реализуется на уроке через:

организацию

деятельностного

подхода;

создание ситуации самостоятельности приобретения учащимися недостающих знаний из разных источников;

производство на каждом этапе работы над проектом конкретного продукта.

Данная технология требует от учителя быть не столько источником информации для учащихся, сколько энтузиастом, специалистом, консультантом, руководителем, координатором, экспертом.

Секрет успеха проектной методики на уроках обществознания состоит в умении связать проект с реальной жизнью. Когда учащиеся осознают наличие проблемы при возможности её решения, уровень мотивации школьников к проектированию резко повышается. Так, например, мы с ребятами выбираем для проекта наиболее значимые проблемы подросткового периода: «Юношеский пессимизм», «Опасный путь преступной жизни», «Характер: наследственность или воспитание?», «Одиночество – приговор или путь к самопознанию и самоопределению?» и другие.

Я считаю, что урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач.  Приведу лишь несколько примеров: «Плюсы и минусы подросткового возраста», «Нужна ли школьная форма?», «Моя семья – моё богатство». Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.

При выборе задания я учитываю не только возрастные особенности, интересы учащихся, но и учебные возможности. Ведь нельзя предлагать ученику задание, с которым он не сможет справиться.

В связи с модернизацией образования, внедрением нового образовательного стандарта предусматривается кардинальное изменение и самого процесса обучения. Теперь школе предстоит подготовить молодых людей, обладающих не столько сформированными знаниями, сколько творческой активностью, способностью к самостоятельному поиску, а также определенными социальными компетенциями, помогающими ориентироваться в перипетиях современной жизни, применять знания на практике. Эти задачи требуют от учителя внедрения современных образовательных технологий.