Доклад по теме самообразования:
«Современные образовательные технологии, ориентированные на гарантированный результат в обучении географии»
учитель географии МБОУ СШ №15
Климашева Ольга Фёдоровна
Мы воспитываем и обучаем детей XXI века, детей у которых новое мышление, мировоззрение, способы получения информации, технические возможности. Моя задача заключается в том, чтобы научить детей учиться всеми доступными возможными способами. Само понятие педагогическая технология – это есть продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).[1]
Суть моей системы обучения как нельзя лучше описал Максим Горький: «Учитесь у всех, не подражайте никому!» Наиболее часто на своих уроках я использую элементы системы развивающего обучения Леонида Владимировича Занкова. Его методика предполагает вовлекать учащегося в различные виды деятельности, использовать в преподавании дидактические игры дискуссии, а также методы обучения, направленные на обогащение памяти, мышления, речи. В связи с возрастанием в содержании школьной географии теоретических знаний усиливается связь методики обучения географии с логикой. Особая потребность в этом возникла и в связи с четким выделением в программе научных понятий, представляющих одну из форм мышления, а также с задачей школы «научить учащихся учиться», привить им умения и навыки самообразования. Для овладения знаниями учащиеся должны уметь пользоваться такими приемами логического мышления, как анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение.
Для формирования у учащихся причинно-следственных связей процессов и явлений я использую элементы технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала Виктора Фёдоровича Шаталова. Например, при изучении темы «Гидросфера», сначала мы беседуем о значении воды на Земле, называем её отличительные свойства, пробуем на вкус, затем составляем схему: «Состав гидросферы», а когда речь доходит до круговорота воды в природе, тут детское творчество не имеет границ: Капельке посвящают стихи, сказки, сочинения- рассуждения.
Для учеников старших классов наиболее часто я использую технологию проблемного обучения. По вопросам проблемного обучения до сих пор ведутся споры: одни авторы определяют его как новый тип обучения (М.Н. Скаткин, И.А. Лернер, М.И. Махмутов), другие – как метод обучения (В. Оконь), третьи относят проблемное обучение к категории принципа (Т.В. Кудрявцев). [2]И.Я. Лернер утверждал: «Проблемная ситуация представляет собой явно или смутно осознанное субъектом затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действий» .
Сущность проблемного подхода состоит в том, что в ходе изучения нового материала и последующего его закрепления предлагаются задания, выполнение которых имеет своей целью закрепить у учащихся умения использовать полученные ранее знания. Перед ними ставится определенная проблема, которую они должны самостоятельно или с помощью учителя решить, найти способы ее решения или пути применения уже имеющихся знаний в новых условиях. Противоречия между уже имеющимися знаниями и новым заданием преодолеваются самостоятельными умственными и практическими действиями творческого характера. Но не всякая проблема неизбежно побуждает мышление. Мышление не возникает, если у учащихся нет потребности в разрешение проблемной ситуации, а также отсутствуют исходные знания, необходимые для начала поиска.
Процесс обучения методами проблемного обучения состоит из четырех этапов:
I. Создание проблемной ситуации и осознание проблемы.
II. Формулирование гипотезы.
III. Поиск решения и доказательство гипотезы.
IV. Решение проблемы.
Например, в 10 классе при изучении раздела «Демография», ребята активно участвуют обсуждении проблемного вопроса: « В 2011 году по расчётам ООН на Земле появился 7 миллиардный житель. Это много для нашей планеты или нет? Грозит ли нашей планете перенаселение?»
Часто на уроках географии я использую информационно – коммуникационные технологии – (ИКТ).
Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации.
Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа - технологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но, сегодня, учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Возникает вопрос, зачем это нужно. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств. На уроках географии, где изучаются материки, океаны, ландшафты информация об их красоте вряд ли запечатлеется, если они не увидят их изображения!
Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помогает в решении этой непростой задачи сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. С другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Учащиеся самостоятельно, с радостью готовят презентации, где показывают своё умение находить нужную информацию, кратко излагать мысли, подбирать соответствующую картинку, фото, демонстрируют своё мастерство работы с компьютером и др.
Особое место в преподавании принадлежит дифференцированному обучению. Цель дифференциации процесса обучения – обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворение познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.
В понимании дифференциации можно выделить три основных аспекта:
1. Учёт индивидуальных особенностей учащихся.
2. Группирование учеников на основании этих особенностей.
3. Вариативность учебного процесса в группах.
Первый аспект – учёт индивидуальных особенностей учеников характерен и для дифференциации, и для индивидуализации. Учебный процесс строится с учётом особенностей не групп, а каждого отдельного ученика. Считается, что дифференциация - одно из средств реализации личностно – ориентированного обучения. Дифференцированное обучение способствует раскрытию индивидуальности, выявлению способностей и склонностей личности, предполагает актуализацию функций личностного выбора.
Существует внутренняя и внешняя дифференциация.
Под внутренней дифференциацией понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке. В этом случае понимание дифференциации обучения очень сходно с понятием индивидуализации обучения.
При внешней дифференциации учащиеся специально объединяются в учебные группы. Таким образом, при внутренней дифференциации, т. е. на уроке, личностно – ориентированное обучение достигается главным образом за счёт педагогических технологий, например, обучение в сотрудничестве и метода проектов, за счёт разнообразия приёмов, которые предусматривают эти технологии.
Дифференцированный подход в обучении – это принцип посильности усвоения - каждый обучающийся продвигается своими темпами. Дифференцированный подход проявляется в дифференциации заданий на различных этапах урока, при организации домашней и внеклассной работы по географии.
Главной задачей своей деятельности на уроке я считаю создание таких условий, при которых знания моих учеников оказалось бы необходимым для решения учебной задачи, для поиска нужной информации, которая, в свою очередь, дала бы импульс мыслям, привела бы в движение воображение, вооружила аргументами, потребовала новых знаний.
Организуя урок, я стараюсь использовать методы и приёмы, направленные на осуществление личностно – ориентированного обучения. Основная задача дифференцированного обучения – вовлечение в работу каждого ученика, помочь « слабому», развивать способности «сильных».
На уроках использую:
индивидуальную форму работы с обучающимися (самостоятельные работы, работы по карточкам , индивидуальные, для коррекции знаний);
фронтальную форму работу с обучающимися ( опрос, беседа, географические диктанты, работа в тетради с печатной основой);
индивидуализированную форму работы с обучающимися, где учащийся сам выбирает задание в соответствии с уровнем обученности.
На уроках применяю такие виды работ, как:
- работа в парах: ученик – ученик ( сильный со слабым, ребята одного уровня) работают с учебником, проговаривают определения, выполняют задания, учитель – ученик
- работа в группах по 2 – 3 учащихся. Каждый ученик выполняет самостоятельную работу, и отчитываются по всем основным вопросам.
Значительную роль я отвожу работе с обучающими на индивидуальных и дополнительных занятиях. Для этого мне необходим раздаточный материал. В кабинете имеются особого рода опорные конспекты, тематические папки, в которых систематизирован методический материал, открытые уроки, внеклассная работа по предмету, тематические зачёты, карточки для коррекции знаний, карточки с индивидуальными заданиями, разноуровневые самостоятельные работы, контрольные и тестовые работы, дидактический и раздаточный материал. Задания отличаются простотой, краткостью и точностью. Начинаю работу с более простых заданий, постепенно продвигаясь к более сложным, требующим необходимых обобщений. Дифференцированные задания готовлю к уроку заранее, записываю на доске, карточках. Их можно разделить на два вида:
- обязательные задания
Они способствуют умению правильно применять изученное, их должно быть огромное количество, они должны быть посильными для каждого ученика.
- дополнительные задания
Они рассчитаны на тех детей, которые справились с обязательными заданиями и у них есть время для самостоятельной работы. Эти задания повышенной трудности на применение материала, требующие сравнения, анализа, определенных выводов. Качество и количество заданий может быть разным, но доступным для усвоения правила на данном этапе. Чтобы не снижать активность учащихся, увеличиваю объём работы для тех учащихся, которые имеют более высокий уровень подготовки, этим содействуя развитию познавательных способностей. На уроках пытаюсь создать ситуацию сотрудничества, позволяющую каждому проявить инициативу, самостоятельность. Отношения с учащимися строю на основе взаимного уважения и понимания.
Так как в классе ученики разного уровня обученности, обучаемости, заинтересованности в предмете, разных психолого–физических возможностей, для достижения поставленных целей на всех этапах урока осуществляю индивидуальный подход к школьникам.
В зависимости от характера познавательной деятельности учащихся: работа с картой, картинами, цифровым материалом использую задания трех уровней:
-первый уровень - объяснительно – иллюстрированный. Ученики воспроизводят изучаемый материал в том виде, в каком он изложен в учебнике.
-второй уровень – репродуктивный. Учащиеся применяют знания и умения по образцу.
-третий уровень - частично – поисковый и исследовательский. Учащиеся творчески применяют знания и умения в новый учебной ситуации. Эти уровни и соответствующие им методы использую на всех этапах обучения: при объяснении и изучении нового материала, проверке, обобщении и закреплении знаний.
При объяснении нового материала широко использую работу с учебником. Ребята получают задания, инструкцию по их выполнению с указанием параграфа, страницы, абзаца.
В 6 классе при изучении тем: « Основные формы рельефа суши», «Реки», «Озера» предлагаю задания разного уровня сложности:
1) выделить главные мысли изученного;
2) дать характеристику явлениям, процессам, найти упомянутые географические объекты на карте;
3) сравнить физическую карту с климатической.
Учащиеся имеют возможность выбрать задания для себя посильные, чтобы успешно с ними справиться. Как правило, ребята справляются с выбранными заданиями и переходят к выполнению более сложных.
Домашние задания учащимся также предлагаю дифференцированные:
1. Составить сложный план рассказа (1 уровень);
2. В каждом образце выделить главную мысль (2 уровень);
3. Сделать ЛОК (лист опорного конспекта) по тексту параграфа (3 уровень).
В 8 класса при изучении темы «Россия на карте мира» предлагаю следующие задания.
1). Найти крайние точки на карте (1 уровень).
2) Найти точки и определить их координаты (2 уровень).
3) Определить и сравнить физико-географическое положение России с другими государствами (например, с Канадой, по выбору ученика или учителя), пользуясь картами атласа и учебника
При изучении темы «Население Республики Адыгея» в 9 классе предлагаю такие дифференцированные задания:
1. Определить преобладание городского или сельского населения на территории края ( 1 уровень).
2. Объяснить, какие причины влияют на неравномерное расселение по территории края (2 уровень).
3. Охарактеризовать демографическую политику республики (3 уровень).
После выбора посильного задания каждым учащимся предлагаю ребятам объединиться в группы для совместной работы. Изучив поставленные вопросы, представители групп выступают перед одноклассниками, ответы которых анализируются, дополняются, исправляются, конкретизируются.
Большинство знаний, которыми должны обладать учащиеся, связано с изучением содержания карт и умением пользоваться ими.
Обученность ребят в работе с картой определяю также 3-мя уровнями:
- понимать карту (1 уровень).
- читать карту (2 уровень).
- знать карту (3 уровень).
На 1-м этапе обучения работе с картой в 6 классе при изучении темы «План и карта» знакомлю ребят с ее языком и разновидностями, учу распознавать географическую действительность по изображению объектов, представлять по памяти расположения изучаемых объектов. Ребята изготавливают макеты карт, по которым работают, переносят информацию с одного типа карт на другой.
Учащиеся при изучении «Климата России», получают следующие разноуровневые задания:
по климатической карте определить климатообразующие факторы. 1 уровень)
самостоятельно сравнивают особенности погоды отдельных территорий;(2 уровень)
оценить климат отдельных территорий для жизни и хозяйственной деятельности человека.(3 уровень)
Тема «Климат» остается сложной для учеников, но, как ни странно, повышенный уровень сложности зачастую выбирают и слабые учащиеся, особенно те, кто смотрели, слушали о том или ином районе страны и могут оценить климат для жизни человека. Те, у кого есть спутниковые антенны, смотрят канал «В мире удивительного», «Вести», и другие , начинают делать свои выводы, где не обходится и без фантазии. За такую работу оценки повышаю, стимулируя переход от одного уровня знаний к другому. Как правило, учащиеся получают оценки, к которым стремились. Это создает ситуацию успеха, повышает интерес к предмету.
Выполняя практические работы, учащиеся ясно и глубоко понимают изучаемые явления и причинно-следственные связи между ними, более прочно закрепляют полученные знания, вырабатывают практические умения ведения наблюдения в природе и установления взаимосвязей и взаимообусловленности компонентов природного комплекса, что способствует развитию у учащихся диалектико-материалистических взглядов на развитие природы.
География, как ни одна наука, обращается к чувствам, зрительным и слуховым впечатлениям. Чтобы научить учащихся ясно видеть размещения географических объектов в пространстве, представлять себе их природное сочетание, использую отрывки литературных произведений, ярко описывающие природные объекты и явления.
Так, при изучении в 8 классе темы «Климат» использую отрывки из литературных произведений:
1.«Побелело море, зашумело непогодой. Тяжко встают свинцовые воды и, клубясь клокочущей пеной, с глухим рокотом катятся в мглистую даль. Ветер злобно роется по их косматой поверхности, далеко разносятся солёные брызги. А вдоль из лучистого берега колоссальным хребтом массивно поднимаются белые зубчатые груды нагроможденного на отмелях льда. Точно титаны в тяжелой схватке накидали эти гигантские обломки ....
На сотни верст ни дымки, ни юрты, ни человеческого следа. Видны просторы снеговой пустыни». (побережье Северного Ледовитого океана
-арктический /субарктический /.
И, пожалуй, соединяющим звеном перечисленных технологий является здоровьесберегающая технология. Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников. Каждый урок для школьника – это работа, протекающая в условиях почти полной неподвижности. Энергичных детей с блеском в глазах мы, как правило, видим лишь на переменах, а вот со звонком на урок исчезает горящий взгляд, сходит улыбка, меняется и осанка: опущены плечи, свисает голова.
Такие паузы – необходимый элемент урока. Но и к ним надо подходить творчески, стараясь всячески разнообразить это мероприятие. Например, «оживить» урок эмоционально или применить игру (в группах, в парах, у доски) для продвижения детей по классу. Немаловажным элементом здоровьесбережения является смена видов деятельности на уроках, что является и требованием ФГОС. Наиболее продуктивно все известные характеристики здоровьесбережения отмечаются при проведении урока на открытом воздухе или во время экскурсии. Конечно, здоровье ученика зависит от многих факторов, но моя задача заключается в создании наиболее комфортных условий для каждого ученика на уроке географии.
Каждому из нас неплохо было бы прислушаться к высказыванию русского классика, постулаты которого не стареют и сейчас. Н.В. Гоголь не будучи географом, он одно время преподавал географию в гимназии, подчеркивал важное образовательное и воспитательное значение географии как учебного предмета, обращал особое внимание на необходимость давать хорошие знания по географии России. Он указывал на сухость преподавания географии в школах и подчеркивал важность занимательности преподавания.
Н.В. Гоголь на основании личного опыта преподавания географии выдвинул
следующие методические идеи, которые не потеряли своего значения до настоящего времени:
1) преподавание географии нужно строить в соответствии с возрастными
особенностями учащихся;
2) изложение географического материала обязательно связывать с картой;
3) географические объекты не только показывать на карте, но и характеризовать;
4) при изложении необходимо заботиться о том, чтобы прослеживались связи между
деятельностью населения и природой;
5) преподаватель должен постоянно работать над стилем изложения;
6) тайна увлекательного изложения кроется в приближении изложения к слогу
путешественника, нужно рассказывать устами очевидца.
Применение перечисленных технологий в моей педагогической деятельности позволило добиться положительных результатов:
Проблемное обучение привело к возникновению таких ситуаций на уроке, что подвигло ребят исследовать данную проблему. Итогом работы были выступления и призовые места
– 1 место-
в
Республиканском конкурсе «Отечество» на тему: «Родословие»
2) Развивающее обучение позволяет вызвать у учащихся желание учиться, видеть взаимосвязь взаимодействия всех изучаемых дисциплин, это служит толчком для более углубленного изучения предмета. В этом году учащиеся нашей школы заняли первые и призовые места на муниципальном этапе олимпиад по географии и принимали участие во всероссийской олимпиаде.
3) Применение информационно-коммуникативных технологий позволили создать методическую базу презентаций по географии с 5-11 класс.
Хотелось бы, чтобы мои ученики посещая мои уроки географии, понимали значение слов Антуана де Сент Экзюпери: « Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, планировать, делить работу, доставать инструменты. Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль…»