РУДНЕВА ОЛЬГА КОНСТАНТИНОВНА

Муниципальное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств № 2 Чердаклинского района Ульяновской области

Современные педагогические технологии в работе хормейстера ДШИ:

между традицией и инновацией

Представим себе идеальный образ детского хора: горящие глаза, устремленные на вас с трепетным ожиданием; открытые чуткие сердца, готовые слиться в едином эмоциональном порыве; чистые голоса, наполняющие слушателей гармонией и одухотворенностью.

Детский хор - это живой организм, постоянно растущий и изменяющийся, удивительное существо, несущее энергетику оптимизма и обаяния; особый исполнительский инструмент, нежный, гибкий и отзывчивый, способный на самое искреннее и непосредственное выражение человеческих чувств. Только этот инструмент нельзя получить готовым. Его нужно настроить, научить, вырастить, воспитать...

Хормейстеру предстоит решить главный вопрос: как создать по-настоящему художественный детский хоровой коллектив? Это большая и увлекательная работа, полная экспериментов и ошибок, анализа и размышлений.

Руководитель коллектива должен помнить, что главной особенностью работы с детским хором является умелое сочетание обучения (развитие музыкальных способностей, певческих навыков, голосового аппарата, музыкальной грамотности), музыкального воспитания (сознательное отношение к искусству, любовь к музыке, пению, расширение музыкального кругозора) и исполнительства. Только такой комплексный подход позволит хору полноценно развиваться, при этом раскрывая способности каждого отдельно взятого ребенка.

К психологическому содержанию учебной деятельности в детской школе искусств особенно близко определение, данное Д.Н. Узнадзе, грузинским психологом и философом: "Обучение - это особая форма деятельности - не игра и не труд, но и то, и другое". Не секрет, что сложный процесс освоения навыков хорового пения требует от обучающихся огромной эмоциональной увлеченности и сосредоточенности, и только чередование характера и методов учебной деятельности способно преодолеть чувство усталости в процессе урока. Для поддержания устойчивого интереса участников хора в учебном процессе должно быть определенное, выверенное соотношение старого и нового, традиционного и инновационного.

Что же такое инновации? Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности нашей школы. И это не случайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту обучающихся. Инновационный подход в обучении распространяется на содержание образования, методы преподавания и формы контроля качества обучения.

Широкое распространение различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий в системе дополнительного образования, требует от современного преподавателя детских школ искусств знания основных тенденций инновационных изменений и возможность их применения в собственной практике. Обновленные методики хорового воспитания, обобщенный предыдущий опыт своих коллег - любой материал может быть проанализирован, использован хормейстером в собственной практике, введен в процесс развития вокально-хоровых навыков в конкретном отдельно взятом хоровом коллективе.

Очень важно понять, какой результат мы должны получить в процессе воспитания с помощью инновационных воспитательных технологий. Как говорил Сенека, римский философ и драматург: "Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным". В одной методической статье говорилось, что целью инновационной деятельности в воспитательном процессе является качественное изменение личности ученика по сравнению с традиционной системой. Но любой опытный преподаватель скажет, что это крайне неверное суждение. Применительно к детскому пению следует отметить, что именно традиции, опыт прошлых поколений, и обусловили исключительное значение хоровой музыки в нашей культуре. Именно хоровое пение на протяжении столетий являлось выражением русского духа, русской художественной натуры, национального характера. Хоровая школа России - это определенный эталон хоровой звучности: ясное, чистое пение и, как говорил А.Д. Кастальский: "...где исполнители участвуют в исполнении всем своим существом".

Следуя лучшим образцам хорового исполнительства, мы совмещаем традиционный и инновационный подход в обучении, тем самым прививая детям лучшие традиции академического пения и решая вопрос повышения качества обучения c использованием инновационных образовательных технологий. А основой в этой непростой и кропотливой работе является сама музыка, те произведения, на которых учится и растет детский хор.

При выборе репертуара хормейстер должен знать закономерности музыкально-певческого развития детей и уметь предугадать динамику этого развития под влиянием отобранного репертуара; должен уметь моделировать для каждого занятия и выступления все новые "комплексы" музыкального материала, а так же гибко реагировать в учебно-воспитательном плане на новые веяния в современной музыкальной жизни.

Например, сегодня многие руководители детских хоровых коллективов отмечают недостаток в юмористическом, шуточно-игровом материале, особенно для самых маленьких исполнителей. Песни современных авторов, входящие в новые сборники, как правило, интонационно неудобны для исполнения или текст плохо воспринимается учащимися. Это происходит оттого, что авторы часто не имеют практики работы с хоровым коллективом. Сборники С. Мышкиной, С. Крупа-Шушариной, М. Живова отчасти восполняют этот недостаток. Так, М. Живов, сознательно не расписывая песни на голоса и, по возможности, избегая жестких авторских ремарок, предоставляет исполнителям широкие возможности для совместного творчества, свободных импровизаций, для превращения "забавных" историй в самостоятельные театрально-хоровые постановки. "Я хотел бы, чтобы эти новые забавные музыкально-поэтические истории стали бы поводом для детского творчества, материалом для развития у детей чувства юмора, воображения, фантазии и артистизма", - писал автор.

Репертуар хора должен содержать по возможности обширный и интересный музыкальный материал, включая народные песни и музыку композиторов-классиков, сочинения a cappella и с сопровождением, полифонические и гомофонные, произведения собранные по тематическому принципу и стилистическому единству и т.д.

Работая с таким благодатным репертуаром на хоровых занятиях, можно применять как традиционные формы работы, так и новые педагогические технологии:

1. Личностно ориентированные технологии. Они предусматривают диагностику личностного роста, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве. Эти технологии музыкального образования являются концептуальной основой педагогического процесса и являются традиционными. Даже проводя занятия в группах, педагог обязан учитывать индивидуально-психологические особенности и перспективы развития каждого ученика.

2. Игровые технологии обучения. В современной общеобразовательной практике они получили большое распространение (А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова и др.). Эти технологии характеризуются наличием игровой модели, сценария игры, ролевых позиций, возможностей альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериев оценки результатов работы.

Применяются игры познавательные, театрализованные, имитационные, решение практических ситуаций и задач и др. Выбор каждой игры определяется ее возможностями, соотнесенными с особенностями дидактической задачи.

3. Проблемно-развивающая технология обучения (М. М. Махмутов, Н. Г. Мошкина и др.). Специфическими функциями проблемно-развивающей технологии обучения являются: формирование у учащихся критического мышления, умений и навыков активного речевого общения, положительных эмоций, а также организация деятельности преподавателя по построению диалоговых конструкций и их реализации в процессе обучения. Данная технология очень интересна, с успехом может использоваться на уроках хора, хотя многие из методов этой технологии уже широко применяются в практике и являются скорее традиционными.

4. Нетрадиционные формы урока. Ягненкова Н.В. в статье "Возможности практического применения некоторых инновационных педагогических технологий на уроках теоретического цикла в ДМШ" рассматривает педагогическую технологию, основанную на системе эффективных уроков (Автор - А.А. Окунев) и приводит ряд нетрадиционных технологий урока:

- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина и т.д.;

- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т.д.;

- уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, бенефис, телепередача и т.д.;

- уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, гостиная и т.д.;

- перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: утренник, инсценировка, "посиделки" и др.

Практически все названные виды уроков могут быть использованы в детских школах искусств на хоровых занятиях.

5. Взаимоконтроль. Эта техника преследует цели: проверка знаний, предоставление возможности каждому ученику сообщить о своих успехах, снятие неуверенности у слабых учеников, развитие певческих навыков учащихся, интенсификация опроса. Группа разбивается на "учителей" и "учеников". "Ученики" отвечают своим "учителям". Известно, что когда человек учит других, то он сам начинает глубже понимать материал и его запоминать.

Таким образом, изложенные инновационные формы и методы работы на уроке, несомненно, расширяют возможности современного образовательного процесса, поэтому их необходимо активно внедрять в практику преподавания в детских школах искусств, но при этом не забывать о важности воспитания школы академического пения в духе лучших традиций хоровой культуры.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий.- М: Каро, 2005.

2. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. - Волгоград: Учитель, 2008.

3. Нотная папка хормейстера No. 1. Младший хор. Составители и редакторы: Заслуженный деятель искусств РФ, профессор Б. И. Куликов, хормейстер Детской хоровой школы "Весна" Н. В. Аверина.- М: Дека-ВС, 2008.

4. Ягненкова Н.В. Возможности практического применения некоторых инновационных педагогических технологий на предметах теоретического цикла в ДШИ. - http://festival.1september.ru/articles/581644 (25.09.2012).