Методическая разработка
Современные подходы формирования мотивации к занятиям физкультурой и спортом у подростков
Учитель физической культуры
Безрукова Елена Владимировна
2024г.
Понятие «мотивация» (от лат. movere) - побуждение к действию, впервые встретилось в статье А. Шопенгауэра "Четыре принципа достаточной причины"(1900-1910).
Всем известно, что в настоящее время здоровье молодежи ухудшается как из-за экологических, так и из-за социальных проблем в обществе. Поэтому одной из основных задач физического воспитания является сформированная потребность подростка к занятиям физической культурой и спортом.
Мотивация обучающихся к занятиям физической культурой занимает важное место в организации учебного процесса. Имея внутреннее желание, интерес к занятиям, школьник будет более продуктивно участвовать в учебном процессе. Поэтому, от преподавателя физической культуры зависит, насколько он понимает мотивации учения в своей сущности, факторы и методы ее формирования. По мнению некоторых авторов, мотивы обучающихся старших классов по сравнению с другими возрастными группами, более уравновешенны, стабильны, социально значимы, но они все-таки нуждаются в подкреплении. Чем старше становится школьник, тем заметнее у него понижается интерес к занятиям физической культурой, либо полностью сменяется пассивным отношением, если этот интерес не закреплен в устойчивый мотив. А мотивы, связанные с пониманием воздействия физических упражнений на укрепление здоровья, воспитание физических качеств, хотя и являются для общества социально важными, школьниками таковыми не осознаются.
Для наилучшего понимания пользы физической культуры и оптимального достижения спортивных результатов необходимо сформировать ряд мотиваций. Подростки должны осознавать всю важность занятий спортом, т.к. во время них формируются здоровый образ жизни и способность искоренить ряд физиологических нарушений, которые связаны с дисфункциями различных систем организма.
Мотивация представляет психофизиологический процесс побуждения человека к деятельности, для достижения цели. Она зависит от ряда психологических факторов личности. Не каждый человек может заставить себя заниматься спортом.
Относительно педагогической деятельности, мотивация – это привлечение подростков к занятиям физической культурой и спортом для удовлетворения потребности в движении и достижении результатов в каком-либо виде спорта.
Мотивации к занятиям физической культуры подразделяются на общие и частные. К частным можно отнести желание подростков заниматься физической культурой в целом, а к общим желание заниматься различными видами спорта.
Существенную роль в формировании мотивационно-ценностного компонента играет коммуникативная деятельность. Общаясь друг с другом, подростки обсуждают причины, по которым они стремятся самосовершенствоваться во время занятий физической культурой.
Основными мотивационными линиями подросткового возраста, связанными с активными усилиями по личному совершенствованию, являются самопознание, самовыражение и самоутверждение. В подростковом возрасте появляются новые мотивы обучения, связанные с расширением знаний, с формированием необходимых навыков и умений, позволяющих заниматься физической культурой и спортом. Создается система личностных ценностей, определяющих содержание спортивной деятельности подростка.
Не стоит так же забывать, что укрепление мотивации к занятиям физической культурой и спортом происходит в результате соотнесения подростком своих потребностей с возможностями и особенностями выполняемой деятельности.
Для достижения положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом должны учитываться следующие критерии:
1. Занятия не должны быть однообразные. Они должны включать в себя выполнение различных упражнений, чтобы не возникала как физическая так и психологическая усталость.
2.Физическая деятельность должна оставлять после себя заметный результат.
3. Деятельность должна быть желанной для подростка, и ее результат должен получить он сам.
4. Этот результат должен оцениваться качественно и количественно.
5. Необходимо учитывать индивидуальные способности подростка к занятию тем или иным видом упражнений, т.к. у каждого разное физическое состояние.
Таким образом, чтобы повысить мотивацию у подростков, нужно разнообразить учебные и секционные занятия, использовать игровой и соревновательный метод, шире использовать активные методы обучения, усилить творческую составляющую при организации занятий физической культурой.
Необходимо помнить, что только дифференцированный, личностно-ориентированный подход к тренировочному процессу и создание атмосферы доброжелательного общения может способствовать формированию у подростков мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
В мотивации подростка для занятий физкультурой и спортом, может быть вспомогательная форма это формирующее оценивание. Одной из форм может быть самооценивание по шаблонам нормам ГТО, где подросток может оценить себя самостоятельно.