СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ПОЛНОЦЕННОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Сердюкова Наталья Вячеславовна

lirrers@mail.ru

Рябова Надежда Борисовна

larsee.rya@mail.ru

Статья посвящена проблеме полноценного речевого развития дошкольников через современные подходы к созданию развивающей речевой среды в ДОУ, широком выборе технологий коммуникативно-речевого развития воспитанников, в соответствии с новым образовательным стандартом.

Ключевые слова: современные подходы; развивающая речевая среда; полноценное речевое развитие; дошкольник; речевые технологии.

Современный мир меняется очень быстро, очень быстро меняются и дети, растущие в этом мире, меняются способы, средства и даже некоторые формулы общения. Современные дети – субъекты технического прогресса, что, в свою очередь, негативно сказывается на коммуникативно-речевом развитии детей. Являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений, которыми ребенок овладевает в процессе усвоения социального опыта. Высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной социальной адаптации.

На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С. Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи».1

Именно поэтому, речевое развитие занимает важное место в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Новые требования диктуют необходимость решения актуальной проблемы: перестроить образовательный процесс, в соответствии с возрастными особенностями дошкольника, учитывая особенности развития и интересы детей.

Использование современных подходов, знания тенденций инновационных изменений, новых форм, методов воспитания, способствуют полноценному речевому развитию дошкольника. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в современных подходах к созданию развивающей речевой среды, широком выборе технологий коммуникативно-речевого развития дошкольников.2

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, речевое развитие включает в себя: «владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».3

Основной целью речевого развития - является обеспечение своевременного и эффективного развития речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.4

Именно при помощи речи чаще всего происходит общение между людьми. Следует учитывать, что речь ребенка развивается в живом, непосредственном общении с взрослым, ребенок включается в диалог, причем не только словесно, но всеми своими действиями мыслями чувствами.

Развитие речи строится на следующих принципах: взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития; коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи; развития языкового чутья; формирования элементарного осознания явлений языка; взаимосвязи работы над различными сторонами речи; обогащения мотивации речевой деятельности; обеспечения активной языковой практики.

Подлинно творческое развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей.
Речевая развивающая среда, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по полноценному развитию речи дошкольников.

Одним из важных компонентов речевой развивающей среды – является речь педагога, которая имеет воспитывающую и обучающую направленность. По речи можно определить психологическое состояние говорящего, ее коммуникативную значимость, отношение говорящего к воспитанникам. Очень важно создать позитивный коммуникативный климат, помогающий установить контакт и взаимоотношения в процессе общения. А. С. Макаренко учил педагогов-воспитателей: «Настроение у вас может быть каким угодно, а голос у вас должен быть настоящим, хорошим, твердым голосом. Никакого отношения к вашему голосу настроение не имеет... Нужно сделать так, чтобы ваша физиономия, ваши глаза, ваш голос были в некоторых случаях автономными».5

Речь педагога дошкольного образовательного учреждения должна отвечать следующим требованиям: безукоризненное знание грамматики русского языка; знание литературы об ораторском искусстве, культуре речи; владение орфоэпическими нормами (четкое произношение каждого звука, каждого слова, каждой фразы, правильная постановка ударения, безукоризненное произношение звуков и проч.); умелое использование языковых изобразительных средств. Педагогу важно уметь менять темп и громкость речи; тонировать речь, придавать ей мелодическое разнообразие; интонацией передавать смысловые и эмоциональные различия высказываний.

Речевая деятельность человека - является самой сложной и самой распространённой. Без неё невозможна никакая другая деятельность. Она предшествует, сопровождает, а иногда формирует, составляет основу любой другой деятельности человека.

Творцом человека выступает конкретная предметно-практическая деятельность, в процессе которой люди взаимодействуют, вступают в различные формы общения.6Речевая деятельность всегда включается в более широкую систему деятельности как необходимый и взаимообусловленный компонент. Поэтому, развитие речи и общения происходит во всех видах деятельности: непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, в самостоятельной игровой деятельности ребенка. Это способствует возникновению потребности в общении, использовании речи, формировании представлений о речевом поведении, позволяет овладеть коммуникативной компетенцией.

Речевая деятельность преследует какую-то цель, поэтому важен результат. О нём судят по обратной связи, потому, как дети воспринимают сказанное, как на него реагируют

Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их.7 Новые коммуникативно-речевые технологии учат ребёнка обдумывать, рассуждать, планировать свои высказывания. Современная речевая развивающая среда предполагает применение инновационных технологий коммуникативно-речевого развития дошкольников. К ним относятся следующие технологии: игровые; информационно-коммуникативные; здоровье - сберегающие; проблемные; проектные; индивидуального обучения; развития критического мышления; педагогика сотрудничества.8

Внедрение коммуникативно-речевых технологий в работу с детьми осуществляли постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников и следующих принципов: диалогического взаимодействия; работы в малых группах на основе кооперации и сотрудничества; активно-ролевой (игровой) формы работы.

Ядром процесса речевого развития в коммуникативно-речевых технологиях – является коммуникативная ситуация, которая мотивирует общение; позволяет приобрести речевые навыки, развивает активность детей и самостоятельность общения.

Игра – ведущая деятельность ребенка – дошкольника. Поэтому для развития коммуникативных умений целесообразно использовать игру. Коммуникативные игры направлены на формирование коммуникативных качеств и позитивное отношение к другим людям, развитие умения владеть своими чувствами, сопереживать партнерам по общению, конструктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Благодаря таким играм ребенок учится выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных (словесном, интонационном выражении) и невербальных средств (мимики, жестов, поз, движений, тактильных контактов) и приобретает знания норм и правил поведения.9

Результаты использования инновационных технологий коммуникативно-речевого развития дошкольников предполагают приобретение ребенком следующих компетенций: повышение уверенности воспитанников в собственных силах; развитие инициативности и самостоятельности, познавательных интересов, творческой активности, воображения, исследовательских способностей, коммуникабельности, «чувства локтя». Развитие способности к принятию собственных решений, в том числе, при решении наиболее типичных коммуникативных задач. Повышение умения адекватно оценивать себя; формирование предпосылок к учебной деятельности.10

Современные технологии коммуникативно-речевого развития основаны на прямом взаимодействии воспитанников с образовательной средой. Поэтому образовательное пространство необходимо организовали так, чтобы каждый ребенок находил для себя область осваиваемого опыта и мог быть сам носителем опыта для других. Необходимо создать условия для проявления и развития инициативы воспитанников, чтобы они выступали полноправными участниками образовательных отношений.11

Рационально организованная естественная обстановка, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами (предметное окружение, система дидактических игр, игрушки, книги, предметы, обучающие зоны), способствует обогащению, закреплению и становлению речи.

Центр книги: «Книжный дом» - побуждает вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления о прочитанном.«Центр интересных вещей» - стимулирует самостоятельное рассматривание книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем. Центр исследовательской деятельности: «Почемучка» - способствует развитию объяснительной речи. Центр сенсорно-моторного развития активизирует процессы мышления и восприятия, ощущения, внимания, памяти. Центр театрализованной деятельности: «Мы веселые артисты!» – стимулирует развитие коммуникативных навыков, развитие связной, диалогической речи, знакомство с окружающим миром и социальной действительностью, снятие тревожности, застенчивости, развитие эмоциональной сферы. Центр сюжетно-ролевых игр: «Играем вместе» – способствует развитию коммуникативных навыков, развитие связной, диалогической речи, знакомство с окружающим миров и социальной действительностью.

Развивающая речевая среда будет успешна лишь тогда, когда в ее организации принимают участие все субъекты образовательных отношений. Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни дошкольного учреждения. Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей переходят от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение. Совместное приобретение опыта.

Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в детском саду и использование современных подходов создают благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности. Также обеспечивают высокий уровень речевой активности; способствуют овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи

Литература

Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников:

Учеб.

пособие

для студ.

высш

.

и сред, пед. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. –

Ростов

н/Д

.

: Феникс, 2005. – 544 с.

Картушина

М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников: Методическое пособие. – М., Издательство «Скриптория 2003», 2013. – 176 с.

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е.

Вераксы

, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика синтез, 2014. – 333 с.

Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие/авт.-сост. О.В. Толстикова и др. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. – 200 с.

Сомкова

О.И. «Коммуникация». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие

/

науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПБ:

Детство-Пресс

, 2012. – 208 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).

Сведения об авторе:

Панова Татьяна Юрьевна, учитель-дефектолог, МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 486, г. Екатеринбург.

Рябова Надежда Борисовна, воспитатель, МБДОУ детский сад № 541, г. Екатеринбург.

Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие/авт.-сост. О.В. Толстикова и др. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. – 200 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика синтез, 2014. – 333 с.

Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 544 с.

Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 544 с.

Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие/авт.-сост. О.В. Толстикова и др. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. – 200 с.

Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников: Методическое пособие. – М., Издательство «Скриптория 2003», 2013. – 176 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).

Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.