При работе со способными детьми необходимо обогащать репертуар современной инструментальной музыкой с ее тончайшим интонационным строем, усложнЁнным гармоническим языком и тЕмбровым многообразием. Такая муз ставит перед исполнителем ряд новых и сложных проблем. Одной из них является необходимость дальнейшего расширения и обогащения технических и художественно-выразительных возможностей инструмента, путем более широкого внедрения в исполнительско-педагогическую практику новых приемов звукоизвлечения.
Сейчас мы продемонстрируем 5 основных современных приемов игры
1 прием довольно известный - Двойное стаккато – Исполняется на слог Т - К. Сложность заключается в том, что слог К начинает западать.
Быстрое, легкое и хорошее звучание staccato незаменимо при исполнении грациозных пассажей и является одним из самых ярких показателей виртуозного, технического мастерства.
2 прием также известен это Вибрато - этот прием придает звучанию инструмента живой, эмоционально насыщенный колорит, повышает выразительную сторону звуковедения, приближая тем самым тон саксофона к вокалу.
В современных сольных сочинениях для саксофона, кроме основного вида вибрато встречаются его разновидности такие как – губная осцилляция (микровибрато), вибрато высоты, вибрато громкости (сморцандо), возрастающее вибрато, аккордовое вибрато, вибрато-тремоло, клапанное вибрато.
Исполняется прием за счет микро движений подбородка на букву Я и достигается игрой упражнений Восьмушками Я-Я, триолями Я-Я-Я и квартолями Я-Я-Я-Я
3 прием - Перманентное дыхание, также известное как непрерывное или цепное. Перманентное дыхание протекает без перерыва подачи воздуха в инструмент, когда носовой вдох происходит при одновременном выдохе через ротовую полость. Сложность заключается в том, что воздух который идет из щек надо быстро сменить на воздух который идет из легких.
Перманентное дыхание лучше всего использовать на пассажах, чтобы избежать искажения строя.
4 прием Мулътифоники - прием игры, производимый на монофоническом инструменте, когда две или более высоты звучат одновременно. Игра аккордов подразумевает специфические действия амбушюра, определенные аппликатурные движения, особую артикуляцию и подачу воздуха. Необходимо рассчитывать степень и точку прижима трости нижней губой, степень прогиба языка, количество воздуха, подаваемого в инструмент.
5 прием Прием «смеха». Он достигается обычным придыханием на слоге «ha», за счет понижения основного тона. Для этого приема уже есть выписанные ноты. Этот прием непосредственно используется в произведении Руди Видофта Веселый Саксофонист.
6 прием Фрулято (от итал. frullare – вращаться) осуществляется при помощи тремолирования кончика и стенки языка в области твердого нёба рта. В результате этого действия создается эффект грассирующей гласной р или ее сочетаний типа тррррр, хррррр, фррррр. В нотной записи обозначается словом frullato или нотой с трижды перечеркнутым штилем.
7 прием Глиссандо - прием игры, основанный на эффекте «скольжения» при переходе от одного звука к другому. На саксофоне он исполняется при помощи специфических действий амбушюра и аппликатурных действий пальцев. В нотах обозначается восходящей или низходящей чертой от одной ноте к другой:
Это одна из самых многочисленных групп, включающая такие разновидности как: глиссэйд (длинное глиссандо), портаменто - украшающий вспомогательный звук или группа звуков перед основным, украшаемым звуком. Характерной особенностью портаменто является применение плавного, «скользящего» перехода, как бы перетеканием от одного звука к другому. Обозначается мелкими нотами и не принимается в расчёт при ритмич. группировке нот в такте. Он пишется мелкой нотой с неперечёркнутым штилем и исполняется за счёт времени основного звука.
8 прием Четвертитоновая альтерация - особый вид звуковысотной организации (микрохроматики), основанный на отклонении от традиционного темперированного строя, при котором октава делится на 24 части. Корректировка звуковысотного строя в момент исполнения четвертитона осуществляется как за счет гибкости и мобильности в работе амбушюра, дыхания, так и благодаря концентрации слухового контроля для создания определенной высоты звука. Как правило, наиболее оптимальным при игре микротонов является использование дополнительной аппликатуры.
Р. Нода «Импровизация»
Приемы спектрального звучания с тембровыми модификациями. Следующая группа включает самые разнообразные приемы, предполагающие изменение качества тембра: детембр, сюртембр, тембролауди, тембральный акцент, энгармоническая дифракция, лайт, глостинг, субтон, бисбиглиандо (тембровое тремоло). Эти приемы производятся либо при помощи альтернативных аппликатур, либо - специфических действий амбушюра и языка. К данной группе можно причислить использование сурдины - дополнительного атрибута для тембровой перекраски звука.
Подгайц «Гадание»
Шумовые и ударные эффекты. Современная техника значительно расширилась за счет включения совершенно необычной группы приемов, предполагающих воспроизведение звуков с сопутствующими им шумовыми и ударными эффектами:
Слэп тон или «звуковой щелчок» достигается зажиманием трости инструмента средней частью языка, отнимаемой от нее в то самое мгновенье, когда исполнитель «посылает» струю воздуха. Столкновение струи воздуха с тростью и дает то странное ощущение резкого щелчка или точнее сказать - звукового щелчка, обозначаемого в нотах словом «slap»:
Бронер Песнь сегодняшнего дня
- клик, игра на мундштуке, удары по мундштуку или трости и др.
Приемы делятся на три группы по физическим параметрам звукообразования:
1. приемы, связанные с нестандартной атакой звука;
2. эффекты, в создании которых участвует механика саксофона;
3. звуки, производимые за счет специфической вибрации губ.
Бифония и приемы с использованием голосовой фонации. Бифония - извлечение тонов с помощью голосовой фонации и одновременной игрой на инструменте. Прием с использованием голосовой фонации предполагает одновременное ведение мелодического рисунка и исполнение горлового пения. Горловое пение в условиях игры на саксофоне - это, как правило, протянутые ноты.
Данные приемы используется в произведениях Л. Берио, Э. Денисова, Е. Подгайца, Д. Лигети, М. Бронера , Рио Нода, Педро Иттюральда, Буевича, Руди Видофта, Винсента Давида, Чарли Ричарда и мн других комп 20-21 веков