«Современные технологии, формы, методы и приемы, способствующие проведению эффективного урока»

Образование с увлечением приносит результат! Мы стараемся жить в ногу со временем, но оно очень быстротечно и постоянно совершенствующееся. Перед любым педагогом встает вопрос: как все успеть? Что нового я сегодня познаю и научу этому своих детей? Наши дети-самые способные, смышленые, уникальные и современные. Каждый ученик-индивидуальная личность. Снова встает вопрос: а как повысить учебную мотивацию у обучающихся? Я «расту и развиваюсь» как специалист вместе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ-особая группа, со своими индивидуальными потребностями и развитием. К таким детям нужен особый подход, специальные условия. И я, как учитель-логопед, должна продумать так свой урок, чтобы он прошел эффективно, интересно и, самое главное, результативно!

В нашей школе, наибольшую категорию из группы детей с ограниченными возможностями здоровья составляют дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР вариант5.1.-начальное звено) и обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР, вариант 7.2 и без варианта-начальное и среднее звено), все обучаются по адаптированной образовательной программе. Занятия с учителем-логопедом входят во внеурочную деятельность, область «коррекционные занятия с учителем-логопедом».

Каждому учителю необходимо в своей работе учитывать психологические особенности детей с ОВЗ:

У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточность знаний этих детей об окружающем мире.

Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над

долговременной

, механическая над логической, наглядная над словесной.

Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

Мышление-наглядно-действенное

развито в большей степени, чем

наглядно-образное

и особенно словесно-логическое.

Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и

со

взрослыми.

Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

Речь-имеются

нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

Наблюдается

несформированность

произвольного поведения по типу психической неустойчивости

,

расторможенность влечений, учебной мотивации. Вследствие этого у детей проявляется

недостаточная

сформированность

психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определение путей и средств достижения учебной цели, контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

Также необходимо отметить, что существуют общие проблемы (типичные затруднения) у детей с ОВЗ.

Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограничены представления об окружающем мире.

Темп выполнения заданий очень низкий.

Нуждается в постоянной помощи взрослого.

Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение).

Низкий уровень развития речи, мышления.

Трудности в понимании инструкций.

Инфантилизм.

Нарушение координации движений.

Низкая самооценка.

Повышенная тревожность, впечатлительность: болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении.

Высокий уровень

психомышечного

напряжения.

Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.

Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом

сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство.

У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

Учитывая психологические особенности и типичные затруднения, для достижения результата в своих коррекционных логопедических занятиях использую здоровьесберегающие технологии, различные методы и приемы визуализации, мотивационные приемы, так как считаю, что повышение мотивации, зрительная визуализация и здоровьесбережение-три главных момента в коррекции с детьми ОВЗ (особенно детей с задержкой психического развития).

Мотивационные приемы:

«Лестница успеха

»-

эффективный способ мотивации и рефлексии как в начале урока-этапа урока, так и в конце урока. Данная наглядность в виде многоступенчатой лестницы дает возможность детям проходить все этапы занятия в форме соревнования, покорять вершины и идти к достижению цели.

Этот прием поможет наглядно оценить свою деятельность на каждом этапе урока. Лестница успеха может быть как общей для всего занятия, так и отдельной для каждого его этапа, как проверка домашнего задания или любой другой конкретной задачи. Количество ступеней в лестнице вариативно, но минимальное-3.

«

Таймлайн

»-

(англ.

Timeline

)

-

шкала времени, на которую наносятся события в хронологической последовательности. Чаще всего лента времени представляет собой горизонтальную линию с разметкой по годам (или периодам) с указанием, что происходило в то или иное время. Детям, которым трудно дается запоминание исторических дат, временных периодов в географии, при работе с биографиями или творчеством писателя, можно использовать данный прием. Также

таймлайн

использую при объяснении дробей. А также

таймлайн-очень

хороший прием в фиксировании ошибок и как мотивация на дальнейшее хорошее обучение.

На ленте отмечаем вместе с ребенком количество ошибок (например, сегодня ты сделал 5 ошибок, сегодня ты молодец, постарался, потому что вчера, посмотри на ленту, у тебя было 8 ошибок.

Давай, настройся на улучшение результата, чтобы завтра ты сместился с пятой то

чки в сторону нуля

)

.

Приемы визуализации:

«ИКТ игры и упражнения».

Данный прием дает детям с интересом преподносить любой материал. Компьютерные логопедические

программы использую готовые: «Игры

для

Тигры», «Учимся говорить правильно», «Баба Яга учится читать», «Домашний логопед», «Видимая речь», логопедический тренажер «

Дэльфа

-142». Также делаю самостоятельно

ИКТ-игры

и упражнения в специальных программах. Данный прием позволяет с интересом проводить занятия, закреплять полученные знания и умения. Можно использовать как индивидуальную работу с оцениванием (оценивание-получение смайликов, при правильном прохождении всех этапов

задания-получение

какого-нибудь бонуса и т.д.), так и подгрупповую, работу в парах.

Метод «

Синквейн

»

способствует коррекции всей речевой системы в целом: с обучающимися в начальных классах развивается

импрессивная

речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закрепляются навыки словообразования, формируется и совершенствуется умение использовать в речи различные по своему составу предложения, умение описывать предметы, составлять

синквейн

по предметной картинке (сюжетным) картинкам, по

прпослушанному

рассказу или сказке.

В

более старших

классах метод

синквейна

позволяет более подробно рассмотреть все части речи, выучить любое правило по любому предмету.

Метод «

Скрайбинг

»

-

современная технология опосредованного запоминания, которая позволяет повысить

эффективость

коррекционно-образовательного процесса. Э

то способ подачи информации, с помощью которого визуализируют сложный

контент

, чтобы сделать его более понятным. В качестве визуальных эффектов используют различные схемы, рисунки или анимированные изображения.

В логопедической работе над изучением стихотворений, пересказом с использованием

скрайбинга

занятия становятся интереснее и продуктивнее.

Прием «

Мнемотаблица

»

-

это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующее: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким

образом

весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. С помощью

мнемотаблицы

обучающиеся

легкостью запоминают любое стихотворение, правило, рассказ и т.д.

Прием «

Фишбоун

»-

прием в обучении на уроке, с помощью которого ребенок учится анализировать поступающую информацию и представлять ее в удобной для себя форме. Благодаря данному

педагогическому методу ребенок учится вести себя в сложных ситуациях и прослеживать определенную связь в том, что происходит в действительности. Прием «

Фишбоун

» активно использую у себя на занятиях при запоминании правил «Части речи» по русскому языку.

Прием «

Кроссенс

»-

загадка, головоломка, ребус.

Это

как правило 9 квадратов-картинок, каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей. Центральная картинка объединяет по смыслу несколько сразу.

Применяется

как правило с детьми старшего дошкольного возраста. Но используя

кроссенс

на занятиях у себя в школе, я поняла, что это очень хороший прием на повышение мотивации к познавательной деятельности, на активизацию мыслительной деятельности в формулировании темы занятия, либо повторения информации, помогает в формулировке вывода, итога урока.

Кроссенс

формирует навыки работы с информацией, развивает коммуникативные навыки, развивает наглядно-образное и логическое мышление, что очень важно в работе с детьми с ОВЗ при их обучении.

Прием «Интеллектуальные карты». Интеллект – карта-способ визуально представить информацию: в центре располагается главная тема, которая ветвями соединяется с

подтемами

. Преимущества

интеллект-карт

в том, что они помогают лучше анализировать и запоминать материал. Включают «целостное» мышление,

задействуя

сразу оба полушария

мозга-логическое

и творческое.

На логопедических занятиях и в начальном звене и в среднем, интеллект –карты нам помогают составить план обучения, сделать шпаргалки при устных ответах, запомнить сложные правила и увидеть, как некоторые темы связаны и в то же время разделены между собой, провести мозговой штурм.

«

Скетчноутинг

»-

конспектирование текста с графическими иллюстрациями в виде символов, пиктограмм и знаков. С помощью данного приема, детям легче запомнить и освоить новый материал.

Так, например, ученик делает ошибки в определении вида связи слов в словосочетании. Значит, эта тема «западает», ученик ее не освоил, либо освоил не до конца, необходимо поработать над этой темой, но в другом формате. Поработать так, чтобы обучающемуся с ОВЗ все стало понятно и доступно. И снова на помощь приходит визуализация. Как раз прием «скетчноутинга» в этом нам поможет. На простом бытовом слове «суп», мы будем делать на листе бумаги зарисовки, что-то помечая символами, понятными знаками для нас, правильно задавая вопросы к словам в словосочетании, все встанет на свои места, все будет понятно.

Прием «Изографы» использую в первом классе, когда идет с трудом освоение и запоминание букв. В последующей работе, при помощи изографов, когда дети освоили буквы, можно закодировать любое слово и прочитать его. Дети сами могут придумывать свои кодировки слов и задавать их друг другу. Такая форма работы активизирует мыслительную деятельность, звукобуквенный синтез, творческое мышление.

Прием «Красная резинка». Прием хорошо работает, если дети путают «

лево-право

». Читают и пишут справа налево. Красная резинка на

руке-на

первых порах дает зрительный и тактильный сигнал для ребенка к правильному действию при письме и чтении.

Стихи и рифмы на запоминание правил. На одном из

вебинаров

Татьяны Васильевны

Ахутиной

, я услышала и стала применять такой прием, как придумывание интересных стихов и рифм на запоминание правил русского языка. Она говорит, что простое банальное правило в учебнике в красной рамочке для современных детей неинтересно: например ЖИ-ШИ пиши с И. Надо просто это же правило преподнести интересно,

по другому

, иначе и вы увидите результат. И действительно это работает. Она привела на эту орфограмму такое стихотворение: «Жил Шип, нажил джип, Чижик шилом шину вжик!» Я попробовала и действительно

–р

аботает! И потом, если вы сами дружите с рифмой, можно совместно с детьми придумывать различные четверостишия.

Здоровьесберегающие технологии:

Су-джок

терапия. На занятиях использую

су-джок

мячики.

Применение таких мячиков на логопедических

занятиях-занимательный

элемент, который благоприятно сказывается на мелкой моторике, что необходимо при правильном захвате ручки, карандаша, красивой каллиграфии.

Массажер

ладоней стимулирует речевые зоны, которые размещены на ладони, улучшает самочувствие, снимает стресс, усталость, болевые ощущения, повышает общий тонус организма.

Примечание: В целях гигиены, применение таких мячиков-индивидуальный набор у каждого учащихся и их обработка после использования.

Дыхательна

я гимнастик

а-

комплекс упражнен

ий, которые представляют собой комбинации вдохов и выдохов различной продолжительности, интенсивности и сопровождаются кратковременными задержками дыхания.

В логопедии эта методика используется для формирования правильного речевого дыхания ребенка, необходимого для правильного звукопроизношения, звукообразования и голоса. Без этого невозможно соблюдать паузу в речи, выдерживать определенный объем речи, говорить плавно и с выразительной интонацией.

Дыхательная гимнастика в логопедии в основном ориентирована

на детей дошкольного возраста.

Но, к сожалению, есть в начальном звене дети, которые нуждаются в постановке звуков, особенно звука

Р

, а этот звук требует сильной выдыхаемой струи.

Также в логопедии дыхательная гимнастика используется для формирования диафрагмально-реберного дыхания, коррекции заикания и других нарушений.

Чтобы избежать гипервентиляции легких (головокружения), дыхательные упражнения рекомендуется выполнять в течение 5-7 минут. Поэтому на логопедических занятиях удобно сочетать их с другими методиками, такими как: артикуляционная гимнастика, логопедическая ритмика, логопедический массаж.

На своих занятиях дыхательную гимнастику использую индивидуально при постановке звуков.

Артикуляционная гимнастик

а-

это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и

дифференцированности

движений органов, участвующих в речевом процессе.

Артикуляционную гимнастику также использую при постановке звуков.

Пальчиковая гимнастика. Применяю упражнения с пальцами и с ладонью на своих занятиях. В кабинете находится целая картотека пальчиковых игр, каждое упражнение сопровождаются речью. Применение таких упражнений, прежде всего, развивает мелкую моторику.

Также использую упражнения с деревянными катушками

из-под ниток или с ученической ручкой.

Комплексы упражнений с ученической ручкой и катушкой из-под ниток предназначены для детей 6-8 лет и имеют свои отличительные особенности.

- Учитель создает мотивацию перед разучиванием всего блока упражнений с ручкой. Детям предлагаются для сравнения две тетради — с аккуратным и неряшливым почерком. С помощью взрослого путем рассуждений дети самостоятельно приходят к выводу, что тетрадь с красивым почерком гораздо приятнее и привлекательнее. Создается поисковая ситуация, в которой взрослый побуждает детей выявить, виновата ли ручка в том, что в одной из тетрадей неряшливый почерк. Далее детям дается возможность построить цепочку умозаключений, как можно подготовиться к овладению хорошим почерком в школе. При этом взрослый направляет поисковые рассуждения детей к итоговому выводу, что нужно уметь управлять ручкой во время письма. После того как вывод сделан, взрослый неожиданно и эмоционально сообщает, что ручкой можно не только писать, но и играть с ней. В дальнейшем проведение пальчиковой гимнастики с ручкой на занятии (уроке) следует предварять вопросами типа «Хотите поиграть с ручкой?», «Хочет ли ваша ручка поиграть с вашими пальчиками?», «Хотят ли пальчики поиграть с ручкой?» и т.д.

-Ручка во время гимнастики для пальцев временно превращается в игрушку или занимательный предмет. Дети дошкольного и младшего школьного возраста, имеющие тенденцию к игре, получат возможность поиграть с ручкой на уроке, что удовлетворит потребность, доставит удовольствие, снимет общую усталость, уменьшит психологическую нагрузку и даст возможность переключиться на другой вид деятельности.

-Умеренная дополнительная нагрузка при удержании ручки, катушки во время упражнений положительно влияет на систему кровообращения, воспитывает дополнительный навык управления мышцами и координации движений.

-Присвоение каждому упражнению названия, которое дети должны запомнить и соотнести его со зрительным образом (картинкой), служит средством для более легкого запоминания упражнения.

-Зрительный образ служит раздражителем, побуждающим осуществлять соответствующий стереотип движений какого-либо упражнения. Наличие у каждого комплекса упражнений пальчиковой гимнастики — с ручкой и с катушкой — своего названия, а у катушки — двухцветного оформления, создающего для ребенка зрительную опору, способствуют также развитию моторной памяти и воспи танию зрительно-моторного соотнесения.

-Пальчиковая гимнастика с ручкой, катушкой начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук, повышения подвижности суставов с помощью самомассажа, который помогает снять усталость, напряжение мышц от процесса письма и оказывает тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояние мышц и суставов кистей рук.

-Массажером служит предмет, с которым осуществляется пальчиковая гимнастика, т.е. ручка или катушка.

-Установка взрослого прилагать усилие при разучивании и повторении упражнения создает ощущение напряжения в мышцах, что способствует выработке их силы, а повторное сокращение мышц при дублировании упражнений умножает ее.

-Установка взрослого на отведение пальцев до упора способствует повышению эластичности мышечных волокон.

- Удерживание ручки, катушки во время выполнения упражнения способствует развитию произвольности (осознанности) и повышает координацию движений.

- Число упражнений и их продолжительность взрослый регулирует самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности ребенка. Критерием качества выполняемых упражнений служит появление усталости кисти руки: легкая усталость — показатель правильной мышечной нагрузки; сильная усталость, возникшая некоординированность движений, потливость — признаки переутомления. Примерные инструкции взрослого: «Если у кого-то запотели ладошки, расслабьте руки и прекратите гимнастику», «Если упражнения перестали получаться, прекратите гимнастику» и т.д. В свободное от занятий (уроков) время продолжительность пальчиковой гимнастики (как и любой другой) может доходить до 10 минут с учетом расслабления рук после каждого упражнения.

-Проведение пальчиковой гимнастики на уроке (занятии) является его фрагментом и должно быть подчинено единым законам построения.

1. Самомассаж ручкой или катушкой (все его виды).

2. Основная часть комплекса.

• Выполнение упражнения ведущей рукой: а) узнавание упражнения по символической картинке и названию; б) словесная инструкция взрослого для уточнения элементов упражнения; в) напоминание взрослого прилагать мышечное усилие; г) напоминание взрослого до упора отводить пальцы кисти руки (особенно большой палец); д) повторение упражнений необходимое число раз; е) увеличение темпа выполнения упражнений по мере усвоения навыка движений.

• Выполнение упражнения другой рукой. Самомассаж и упражнения комплекса пальчиковой гимнастики следует проводить сначала для одной руки, а потом для другой с целью симметричного развития мышц пальцев рук, для равномерной циркуляции крови и поддержания энергетического баланса.

- Расслабление кисти руки после каждого упражнения (ручка, катушка кладутся на стол). Пальчиковую гимнастику с ручкой, катушкой (как и любую другую) целесообразно выполнять не только на одном уроке в качестве его фрагмента, а на нескольких. Повторение упражнений с отдалением во времени поддерживает мышцы и эмоции ребенка в тонусе. Это положительно влияет на обменные процессы, что очень важно в период формирования детского организма.

Компоновка упражнений комплексов пальчиковой гимнастики может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объема движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержания позы. Таким образом, комплексы пальчиковой гимнастики с ручкой и катушкой позволяют:

• обрести эластичность мышц и повысить подвижность суставов;

• создать возможность для тренинга частой, последовательной, своевременной переключаемости движений, т.е. их согласованной координированности;

• воспитывать навык удержания позы;

ощутить полный объем мышечных движений, их силу и выносливость;

• развивать мыслительные процессы и их произвольность;

• активизировать биологические процессы организма и деятельность жизненно важных анализаторов;

учиться играя, что вызывает положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности.

Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка.

Кинезиологические

упражнения.

Как сказал Сухомлинский Василий Александрович Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который, у человека противопоставлен всем остальным пальцам. «Рука является вышедшим наружу головным мозгомИ. Кант

Развивая моторику, мы создаѐм предпосылки для становления многих психических процессов. Учѐными доказано положительное влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи, мышления, памяти, внимания, восприятия. Развивающая работа направлена от движения к мышлению, а не наоборот. На занятиях использую кинезиологические упражнения, которые позволяют активизировать межполушарное взаимодействие и синхронизировать их работу. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных, речевых, творческих возможностей человека от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий ещѐ окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, и особенно, речь. Чем интенсивнее кинезиологическая тренировка, тем значительнее положительные изменения. Упражнения гимнастики мозга можно проводить в виде физкультминуток или как самостоятельную часть занятий. Приведу описание одного из кинезиологических упражнений, который называется «Кулак-ребро-ладонь»: ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Ребенок выполняет движения вместе с взрослым, затем по памяти. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками. Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладошка),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

А пруд (кулак) зарос (ребро) травой(ладонь),

Зеленой (кулак) и (ребро) густой(ладонь).

Существует целый комплекс кинезиологических упражнений, который будет благоприятно стимулировать головной мозг, синхронизировать работу обех полушарий, что очень важно в коррекционной работе любого учителя-логопеда.

Биоэнергопластика

.

Ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому обратилась к необычному методу выполнения артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребенка, повышать мотивационную готовность, поддерживает положительный эмоциональный настрой воспитанника и педагога на протяжении всего занятия.

Биоэнергопластика — соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Она включает в себя три базовых понятия:

«

био

» — человек как биологический объект;

«энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;

«пластика» — плавные движения тела, рук, характеризующиеся непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это активизирует интеллектуальную деятельность детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшает внимание, память, мышление, речь.

Принцип биоэнергопластики — сопряженная работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата. Движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений с использованием биоэнергопластики способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, влияет на точность в усвоении артикуляционных укладов.

Результаты применения биоэнергопластики:

развитие артикуляционной, мелкой моторики, памяти, внимания, мышления, чувства ритма, ориентировки в пространстве;

значительное облегчение постановки и введения звуков в речь;

обеспечение успешности ребенка;

развитие кистей и пальцев рук, обеспечение их подвижности и гибкости, что облегчает овладение навыком письма;

выстраивание преемственности в работе всех заинтересованных участников образовательного пространства в коррекции речи детей;

благотворное воздействие на психику ребенка, на состояние его физического и психического здоровья.

Использование биоэнергопластики существенно ускоряет коррекцию неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, поскольку работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче думать при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы. Вот почему следует помнить, что для обучения ребенка необходимо движение.

На начальном этапе ребенок знакомится с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка (всем знакомая артикуляционная гимнастика). Их делают, сидя перед зеркалом, взрослый (логопед или мама) сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Ребенок запоминает их, но сам пока не выполняет.

Развивать мелкую моторику нужно с самого раннего возраста. В современной педагогике используется целый ряд мероприятий, дидактических игр, упражнений, направленных на развитие и совершенствование мелкой моторики: массаж и самомассаж кистей и пальцев рук; пальчиковая гимнастика; теневой и пальчиковый театр; работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы, пуговицы, веревочки для завязывания узелков); рисование по трафаретам, клеткам; закрашивание контурных предметов; вертикальная, горизонтальная штриховка; рисование геометрических фигур, букв в воздухе и на столе сначала одной рукой, затем другой и обеими руками вместе; выкладывание фигур из счетных палочек.

Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе. Обычно воспитанник, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Таким образом, биоэнергопластика:

оптимизирует психологическую базу речи;

улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам;

способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;

позволяет быстро убрать зрительную опору (зеркало) и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

На следующем этапе выполняются артикуляционные упражнения с подключением рук ребенка. Взрослый вместе с ребенком выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Воспитанник учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Необходимо следить за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью можно применять счет, музыку, стихотворения. При этом двумя руками взрослый продолжает давать четкий образец движения.

Последний этап — заключительный. Когда ребенок полностью освоит упражнения, можно рассказать сказку, стихотворение. На данном этапе воспитанник самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук.

Далее представлены артикуляционные упражнения с использованием биоэнергопластики к фрагменту сказки «Как зайчишке Тошке скучно было» (на автоматизацию звука [ш]).

1

2

3

Текст

Движения

артикуляционного
аппарата

кистей
и пальцев рук

На лесной опушке

Упражнение «Лопатка»: улыбнуться, обнажить зубы, приоткрыть рот, положить «широкий» передний край напряженного языка на нижние зубы, удерживать положение на счет до пяти

Ладонь с сомкнутыми пальцами опущена вниз

В маленькой избушке

Упражнение «Варенье»: рот открыть, облизать верхнюю губу, выполнять движение вверх-вниз

Кисти рук движутся вверх-вниз

Жил-был зайчишка Тошка

Упражнение «Заборчик»: улыбнуться, показать верхние и нижние зубы, удерживать губы в таком положении на счет до пяти

Ладони находятся в вертикальном положении, пальцы сомкнуты

Каждое утро мама-зайчиха пекла для него вкусные бублики

Упражнение «Бублик»: зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, видны верхние и нижние резцы

Пальцы соединены, образуя круг

Тошка за обе щеки уплетал их

Упражнение «Месим тесто»: улыбнуться, немного приоткрыть рот, пошлепать языком между губами и произнести «пя-пя-пя-пя-пя…»

Руки разведены в стороны, кулаки обеих рук сжимаются и разжимаются в такт движениям челюстей

Прихлебывал горячий чай из красивой чашечки. Ароматный запах разносился по всему лесу

Упражнение «Чашечка»: открыть широко рот, высунуть язык, приподнять кончик и боковые края языка

Ладони соединены в форме чашки

В гости к зайцам заглянула веселая змейка. Она приветствовала ушастиков на своем змеином языке: «Ш-ш-ш», а после угощения благодарила: «Ш-ш-ш»

Произносить звук [ш] длительно, коротко

Руки перед грудью, локти опущены, ладони от себя. Волнообразные движения руками вперед

Использование камушек

Марблс

. Перед ребенком выкладываю разноцветные камешки

Марблс

, и ребенок начинает свое волшебство. Работа с камушками

Марблс

развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, мышление, творчество, воображение, и другие психические процессы. Очень хорошо, при помощи камушек

Марблс

запоминаюся

буквы, когда ребенок сам выкладывает букву по

образцу, также при помощи камушек выкладываем звуковой анализ слова.